Жить в городе-музее и не побывать в его 27 музеях было бы для меня странным... Дебютировала я в учреждении культуры, экспозиции которого посвящены городскому быту иркутян прошлого. Можно сказать, побывала в гостях у мещанина Фёдора Михайловича Полканова и его семьи. Нынче его усадьба является памятником истории и архитектуры конца XIX – начала XX вв.
Подобные дома-музеи посещала в Питере и Уфе, но нигде не было столько мебели и элементов декора китайского происхождения! Иркутские мещане двухсотлетней давности считали особым шармом и пунктиком демонстрировать свою связь с Великим чайным путём, который пролегал через Иркутск. Отсюда шкафы с драконами, китайские фонарики, этажерки из бамбука, шкатулки с сакурой, китайские тарелки и вазы и т. д.
Примечательна история пианино на фотографии ниже. Оно иркутское! Объясняю, в чём вся соль: такого инструмента не должно было существовать в природе, но Фёдор Михайлович в своё время очень заинтриговал мастера-настройщика – немца Отто Хёссе – тем, что вызывал того настраивать пианино каждые три месяца. Немец с присущей его нации дотошностью разобрался в вопросе и понял, что пианино (тогда в доме стоял типичный европейский инструмент) ссыхается без привычной влажности Европы. Ему попросту не подошёл сухой иркутский климат, зарубежная древесина быстро теряла влагу, пианино становилось «капризным».
А ещё затратным. Потому что услуги мастера-настройщика стоили недёшево.
Тогда Отто Хёссе создал первое в истории пианино из местной породы дерева, и – о чудо! – пианино больше не потребовалось настраивать так часто. Так немецкий настройщик стал первым производителем иркутских музыкальных инструментов, которые пользовались особым спросом. На пианино так и написано: "OTTO HESSE. IRKUTSK".
Ещё меня позабавила прелюдия к чаепитию, которая была обязательным элементом чайной традиции светского общества того времени.
Нельзя сразу принимать приглашение хозяина попить чаю! Иначе вы оскорбите всю семью и более не вернётесь в дом добрым гостем.
Надо отказаться от приглашения.
Три раза.
А хозяин должен с каждым приглашением «поднимать ставки», чтобы гость отказывался всё более изобретательно.
Только после трёх и более отказов можно было, наконец, пойти пить чай.
Такие чайные «манёвры» могли продолжаться несколько раз в день, даже слова повторялись. Это уже становилось похоже на чайную «мантру»)) Но традиции надо было соблюсти.
Выглядело это примерно так:
– Милая Анна Батьковна, испьём чаю?
– Что вы, Фёдор Михайлович, я же не за чаем к вам, а душевной беседы ради!
– Душенька, так я ж вас зову на наш сибирский чай, вы же знаете, другого не пью.
– Право, не расположена сегодня к чаю, Фёдор Михайлович, да и вышивка новая меня уже заждалась небось...
– А ежели чаю с Фроськиными плюшками да мёдом липовым?
– Наслышана об этих плюшках! Быть может и в следующий раз Фроська не поленится?
– Так я сейчас к плюшкам и мёду ещё и вишнёвое варенье предложу – из Петербурга кума прислала!
– Ох и растравили вы мне душу, милый Фёдор Михайлович! Почаёвничаем часок, заодно расскажете, как поживает ваша милая кума.
Ура! Пошли пить чай 😁🫖☕
Все эти истории нам рассказала экскурсовод Юлия. Самостоятельно читая подписи и таблички в музее, так не прочувствуешь историю, согласны? А экскурсовод ещё и адаптирует лекцию под каждую группу: так, для группы, в которой были младшеклассники, она делала акценты на учёбе и каникулах сына Фёдора Михайловича. Дети явно впечатлились тому обстоятельству, что на кровати было принято только спать. На ней не допускалось сидеть и тем более валяться с телефоном в руках 🤣
Кровать – место сна. И точка.
А мне было любопытно узнать, что иркутяне побогаче утром и днём ели из посуды светлых оттенков, а вечером и ночью –из посуды тёмных оттенков.
В высших слоях были уверены, что правильный цвет посуды под конкретное время суток вызывает здоровый аппетит. Иркутяне же победнее считали, что так богачи просто оправдывали избыточное количество тарелок и соусниц в доме. Короче, я тоже так считаю 🤭
Кстати, с XIX века в Иркутске даже производили свой фарфор с особым клеймом, на котором был горностай! Сейчас такую посуду редко где найдёшь...
И заводу эти цветовые предпочтения мещан были только на руку. Маркетинг по-иркутски)))
Следом напишу о другом музее – музее чая. Примечательно, что он находится в доме рядом с усадьбой Полканова и его посещение входит в стоимость экскурсии по первому особняку-музею. Два в одном. Так что продолжение следует))
А мне что-то чаю захотелось...
Кстати, про необычный бурятский чай – Ноогон-сай – я писала в другой статье.