Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Особенности иркутского быта прошлого: китайщина, обрусевшее пианино, чайные «манёвры»

Жить в городе-музее и не побывать в его 27 музеях было бы для меня странным... Дебютировала я в учреждении культуры, экспозиции которого посвящены городскому быту иркутян прошлого. Можно сказать, побывала в гостях у мещанина Фёдора Михайловича Полканова и его семьи. Нынче его усадьба является памятником истории и архитектуры конца XIX – начала XX вв. Подобные дома-музеи посещала в Питере и Уфе, но нигде не было столько мебели и элементов декора китайского происхождения! Иркутские мещане двухсотлетней давности считали особым шармом и пунктиком демонстрировать свою связь с Великим чайным путём, который пролегал через Иркутск. Отсюда шкафы с драконами, китайские фонарики, этажерки из бамбука, шкатулки с сакурой, китайские тарелки и вазы и т. д. Примечательна история пианино на фотографии ниже. Оно иркутское! Объясняю, в чём вся соль: такого инструмента не должно было существовать в природе, но Фёдор Михайлович в своё время очень заинтриговал мастера-настройщика – немца Отто Хёссе – тем,

Ах, эти очаровательные деревянные кружева! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Ах, эти очаровательные деревянные кружева! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Жить в городе-музее и не побывать в его 27 музеях было бы для меня странным... Дебютировала я в учреждении культуры, экспозиции которого посвящены городскому быту иркутян прошлого. Можно сказать, побывала в гостях у мещанина Фёдора Михайловича Полканова и его семьи. Нынче его усадьба является памятником истории и архитектуры конца XIX – начала XX вв.

Образцы украшений деревянных особняков – одно другого краше. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Образцы украшений деревянных особняков – одно другого краше. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Подобные дома-музеи посещала в Питере и Уфе, но нигде не было столько мебели и элементов декора китайского происхождения! Иркутские мещане двухсотлетней давности считали особым шармом и пунктиком демонстрировать свою связь с Великим чайным путём, который пролегал через Иркутск. Отсюда шкафы с драконами, китайские фонарики, этажерки из бамбука, шкатулки с сакурой, китайские тарелки и вазы и т. д.

Китайские предметы считались в иркутском светском обществе признаком хорошего вкуса и наличия связей с Востоком. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Китайские предметы считались в иркутском светском обществе признаком хорошего вкуса и наличия связей с Востоком. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Примечательна история пианино на фотографии ниже. Оно иркутское! Объясняю, в чём вся соль: такого инструмента не должно было существовать в природе, но Фёдор Михайлович в своё время очень заинтриговал мастера-настройщика – немца Отто Хёссе – тем, что вызывал того настраивать пианино каждые три месяца. Немец с присущей его нации дотошностью разобрался в вопросе и понял, что пианино (тогда в доме стоял типичный европейский инструмент) ссыхается без привычной влажности Европы. Ему попросту не подошёл сухой иркутский климат, зарубежная древесина быстро теряла влагу, пианино становилось «капризным».

А ещё затратным. Потому что услуги мастера-настройщика стоили недёшево.

Это пианино родилось в Иркутске, а не в Европе, как его сородичи. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Это пианино родилось в Иркутске, а не в Европе, как его сородичи. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Тогда Отто Хёссе создал первое в истории пианино из местной породы дерева, и – о чудо! – пианино больше не потребовалось настраивать так часто. Так немецкий настройщик стал первым производителем иркутских музыкальных инструментов, которые пользовались особым спросом. На пианино так и написано: "OTTO HESSE. IRKUTSK".

Ещё меня позабавила прелюдия к чаепитию, которая была обязательным элементом чайной традиции светского общества того времени.

Нельзя сразу принимать приглашение хозяина попить чаю! Иначе вы оскорбите всю семью и более не вернётесь в дом добрым гостем.
Надо отказаться от приглашения.
Три раза.
А хозяин должен с каждым приглашением «поднимать ставки», чтобы гость отказывался всё более изобретательно.
Только после трёх и более отказов можно было, наконец, пойти пить чай.

Такие чайные «манёвры» могли продолжаться несколько раз в день, даже слова повторялись. Это уже становилось похоже на чайную «мантру»)) Но традиции надо было соблюсти.

Этот жареный поросёнок на столе отвлекал меня от слов экскурсовода, но бОльшую часть информации всё-таки запомнила)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Этот жареный поросёнок на столе отвлекал меня от слов экскурсовода, но бОльшую часть информации всё-таки запомнила)) (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Выглядело это примерно так:

– Милая Анна Батьковна, испьём чаю?

– Что вы, Фёдор Михайлович, я же не за чаем к вам, а душевной беседы ради!

– Душенька, так я ж вас зову на наш сибирский чай, вы же знаете, другого не пью.

– Право, не расположена сегодня к чаю, Фёдор Михайлович, да и вышивка новая меня уже заждалась небось...

– А ежели чаю с Фроськиными плюшками да мёдом липовым?

– Наслышана об этих плюшках! Быть может и в следующий раз Фроська не поленится?

– Так я сейчас к плюшкам и мёду ещё и вишнёвое варенье предложу – из Петербурга кума прислала!

– Ох и растравили вы мне душу, милый Фёдор Михайлович! Почаёвничаем часок, заодно расскажете, как поживает ваша милая кума.

Ура! Пошли пить чай 😁🫖☕

Дамская комната. Томик поэзии был обязательным атрибутом дамы. Он должен быть открытым на странице со стихами, которые отражают настроение и внутренний мир обладательницы книги. Это сейчас мы в соцсетях заполняем статус, профиль. А тогда личную информацию о человеке передавали книги, письма, цвета одежды, цветы и т. д. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Дамская комната. Томик поэзии был обязательным атрибутом дамы. Он должен быть открытым на странице со стихами, которые отражают настроение и внутренний мир обладательницы книги. Это сейчас мы в соцсетях заполняем статус, профиль. А тогда личную информацию о человеке передавали книги, письма, цвета одежды, цветы и т. д. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Все эти истории нам рассказала экскурсовод Юлия. Самостоятельно читая подписи и таблички в музее, так не прочувствуешь историю, согласны? А экскурсовод ещё и адаптирует лекцию под каждую группу: так, для группы, в которой были младшеклассники, она делала акценты на учёбе и каникулах сына Фёдора Михайловича. Дети явно впечатлились тому обстоятельству, что на кровати было принято только спать. На ней не допускалось сидеть и тем более валяться с телефоном в руках 🤣

Кровать – место сна. И точка.

Детские фото. Уже тогда фотографы пытались придумать какой-то реквизит для дополнения композиции.  (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Детские фото. Уже тогда фотографы пытались придумать какой-то реквизит для дополнения композиции. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

А мне было любопытно узнать, что иркутяне побогаче утром и днём ели из посуды светлых оттенков, а вечером и ночью –из посуды тёмных оттенков.

В высших слоях были уверены, что правильный цвет посуды под конкретное время суток вызывает здоровый аппетит. Иркутяне же победнее считали, что так богачи просто оправдывали избыточное количество тарелок и соусниц в доме. Короче, я тоже так считаю 🤭

Кстати, с XIX века в Иркутске даже производили свой фарфор с особым клеймом, на котором был горностай! Сейчас такую посуду редко где найдёшь...

И заводу эти цветовые предпочтения мещан были только на руку. Маркетинг по-иркутски)))

Немного любопытной информации со стен музея о быте иркутян конца XIX – начала XX веков. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Немного любопытной информации со стен музея о быте иркутян конца XIX – начала XX веков. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Следом напишу о другом музее – музее чая. Примечательно, что он находится в доме рядом с усадьбой Полканова и его посещение входит в стоимость экскурсии по первому особняку-музею. Два в одном. Так что продолжение следует))

А мне что-то чаю захотелось...

Кстати, про необычный бурятский чай – Ноогон-сай – я писала в другой статье.