Найти в Дзене
Давид Цитин

Генерал Шпигун: как сложилась судьба единственного генерала, попавшего в плен к чеченским боевикам

Оглавление

Одним из поводов для ввода федеральных войск в Чеченскую республику 30 ноября 1994 года стало - массовое похищение граждан Российской Федерации чеченскими боевиками. Полевые командиры и политики активно поддерживали рейды небольших групп, которые похищали мирное население, а затем получали за них крупный выкуп. К тому же, де-юре, Чечня входила в состав постсоветской России, а де-факто, Джохар Дудаев ещё в 1993 году запретил въезд всем российским силовикам, поставив под угрозу весь Кавказ. Первая Чеченская кампания не решила этой проблемы, а даже серьёзно усугубила. Однако самым ценным пленником стал генерал-майор российской армии Геннадий Шпигун, ставший единственным пленным в таком звании. Но как боевики его похитили и что стало с ним в плену на самом деле.

Карьера в СССР и в России

Шпигун Геннадий Николаевич родился 5 февраля 1947 года в селе Бабаюрт Дагестанской АССР. После срочной службы в армии, устроился на завод фрезеровщиком, но вскоре решил делать партийную карьеру и начал со своего родного села. Через несколько лет пыл молодого партийца заметили наверху и назначили его секретарём Каспийского горкома ВЛКСМ. В 1980 году получил повышение, заняв должность в Дагестанском отделе КПСС. Вскоре Шпигун почувствовал, что находится не на своём месте и попросил перевести его в МВД. Просьба была удовлетворена в 1984 году и Шпигун стал начальником службы по работе с личным составом МВД Дагестанской АССР. На этой должности он встретил волнения на Кавказе перед распадом СССР, выезжал в горячие точки, такие как Карабах, Абхазия и Осетия.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Войска под его командованием сдерживали стороны конфликта, не давая начать кровопролитие, но сил у союзного центра удержать республики от сепаратизма уже не было. После начала войны в Чечне, Шпигун возглавил все следственные изоляторы на территории республики, а также руководил действиями отдельных соединений и участвовал в планировании операций. Под его надзором находились как рядовые боевики, так и лидеры террористов. После окончания Первой Чеченской войны Шпигун был повышен до главного инспектора Управления по чрезвычайным ситуациям Главного штаба МВД России. Москва ещё стремилась урегулировать конфликт дипломатией и старалась лишний раз не провоцировать боевиков, поэтому почти все важные посты в кавказских республиках занимали представители коренного населения. Однако в феврале 1999 года генерал-майор Шпигун стал официальным представителем МВД России в Ичкерии вместо Адама Аушева, брата главы республики Ингушетия Руслана Аушева.

Это вызвало недовольство как пророссийских сил в Чечне, так и в рядах боевиков. Шпигун хоть не был из коренного населения, но родился и всю жизнь провёл на Кавказе, знал и уважал местные обычаи, а также умел находить общий язык со старейшинами. С этого же момента Басаев внёс Шпигуна в "список ответственных за чеченскую катастрофу" и начал готовить план его похищения.

Похищение генерала и попытки спасения

Именно план похищения, ведь ликвидация такого высокопоставленного человека была не выгодна, а живого генерала можно было успешно торговать. В марте 1999 года Шпигун находился на рабочем месте в Чечне и 5 марта собирался вылететь в Москву, чтобы лично поздравить жену с грядущим праздником. Когда генерал сел в Ту-154, из багажного отделения вышли трое в масках, ещё трое проникли в кабину пилота и заставили его остановить самолёт. После этого, в аэропорт Северный города Грозный заехали два УАЗика и перегородили самолёту дорогу. Генералу связали глаза, погрузили в один из автомобилей и скрылись в неизвестном направлении.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Спустя две недели боевики выдвинули свои требования - передать через посредников 15 миллионов долларов, позже снизили до семи и остановились на трёх. Глава МВД Степашин дал слово офицера, что Шпигуна вытащат из плена живым, используя все силы. Он предложил сразу действовать жёстко и обстрелять базы боевиков, но те пообещали освободить генерала в ближайшие дни. Представители Ичкерии и РФ проводили встречи, но безрезультатно, а самого генерала постоянно перевозили, что исключало возможности отследить его местоположение и спасти силами спецназа. В декабре 1999 года появилась информация, что Шпигун жив и вскоре будет освобождён. Ельцину предлагали много раз выкупить генерала, но он не хотел спонсировать банды, к тому же, сам Шпигун выступал против выкупа пленных у боевиков.

В марте 2000 года бежавший пленник заявил, что содержался вместе с генералом в труднопроходимом Панкисском ущелье на территории Грузии. 31 марта 2000 года жители чеченского села Итум-Кали обнаружили труп мужчины, которым оказался генерал Шпигун. По одной версии он сумел бежать от боевиков, но во время горного перехода, будучу изнеможённым, замёрз насмерть. Вскоре пленный басаевец заявил, что генерал действительно скончался, но умер в плену от сердечного приступа. Вскоре тело опознал родной брат генерала, а генетическая экспертиза подтвердила, что погибшим является генерал-майор. "Новая газета" в 2000 году заявила, что тело генерала боевики выдали в обмен на лечение в Нальчике одного из своих лидеров Доку Умарова и последующей отправки его в Грузию.