Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

Беспризорник Женька «Сова» и он же — легендарный лётчик с позывным «Дракон»

Декабрь 1941 года. Небо над Подмосковьем было тяжёлым, низким, заваленным серыми облаками, словно пригнувшимися от мороза. Земля внизу окоченела под стальной хваткой зимы, но война не делали скидку на холода — в воздухе шли воздушные бои. Подполковник Евгений Савицкий, только недавно переведённый с Дальнего Востока, сжимал ручку управления. В прицеле мелькал крестатый «Мессершмитт», нагло заходивший на наши бомбардировщики. Первый настоящий бой, и уже — смертельная схватка. — «Дракон», заходи от солнца! — голос в наушниках отрезвил его. Позывной был новым. На самолётах только начали устанавливать радиостанции, и лётчикам давали позывные. «Дракон» — так назвали его за напор, агрессию в атаке, за ту силу, что чувствовалась даже в манёврах на учебных полетах. А теперь — в бою. Евгений сделал резкий разворот, выжимая из машины всё до предела. Его «ЯК» словно прыгнул вверх, уходя в облака, а потом, резко нырнув, взял в прицел «Мессер». Палец замер на гашетке. Короткая очередь — истребитель
Оглавление

Декабрь 1941 года. Небо над Подмосковьем было тяжёлым, низким, заваленным серыми облаками, словно пригнувшимися от мороза. Земля внизу окоченела под стальной хваткой зимы, но война не делали скидку на холода — в воздухе шли воздушные бои.

Боевое крещение «Дракона»

Подполковник Евгений Савицкий, только недавно переведённый с Дальнего Востока, сжимал ручку управления. В прицеле мелькал крестатый «Мессершмитт», нагло заходивший на наши бомбардировщики. Первый настоящий бой, и уже — смертельная схватка.

— «Дракон», заходи от солнца! — голос в наушниках отрезвил его.

Позывной был новым. На самолётах только начали устанавливать радиостанции, и лётчикам давали позывные. «Дракон» — так назвали его за напор, агрессию в атаке, за ту силу, что чувствовалась даже в манёврах на учебных полетах. А теперь — в бою.

Евгений сделал резкий разворот, выжимая из машины всё до предела. Его «ЯК» словно прыгнул вверх, уходя в облака, а потом, резко нырнув, взял в прицел «Мессер». Палец замер на гашетке. Короткая очередь — истребитель вздрогнул, пошёл в разворот, но поздно. Пламя вырвалось из капота, крылья затряслись, и через секунду он врезался в землю.

— Первый есть! — выдохнул Савицкий, но некогда было праздновать победу.

Слева мелькнула ещё одна тень. Чёрный крест. Вражеский ас шёл прямо на него. У Савицкого не было времени думать — он резко рванул штурвал на себя, уводя машину в мёртвую петлю. Кровь гудела в висках, перегрузка вжимала в кресло, но «Дракон» не собирался умирать сегодня.

Разворот, очередная атака, вспышки трассеров — и немец снова вынужден уходить. Бой продолжался, война не давала передышки.

Так родился легендарный позывной. «Дракон». Им его будут звать над Кубанью, Берлином, над десятками других сражений. Этот позывной станет символом страха для врага и уважения для своих. И он останется с ним навсегда…

Беспризорник Женька «Сова»

А когда-то его звали "Сова", Женька Сова, такая у него была кличка среди новороссийских беспризорников. В семье стрелочника железной дороги Якова Савицкого было четверо сыновей, но отец умер от холеры, матери не было никакой возможности прокормить четверых мальчишек. Всем тогда было тяжело. Кто-то пристроился к дальним родственникам, кто-то исчез в людской сутолоке, а Женька ушёл в беспризорную стаю.

Голод, драки, крыши товарных вагонов, брошенные склады. Так и жил. Пока однажды не попался.

Тогда в стране отряды ЧК начали ликвидацию беспризорности, они загоняли таких, как Женька, в детские дома. Кто-то бежал, кто-то сопротивлялся, а Женька при облаве просто молча стоял, засунув руки в рваные карманы, дожидаясь своей участи. Дальше бежать было некуда, да как оказалось и незачем.

Так он оказался в интернате. Своя железная койка, чистое бельё и одежда, горячий обед, а главное — школа. Ему очень хотелось учиться. Он схватывал всё на лету, глотал книги, не пропускал ни одного занятия. Окончил ФЗУ, выучился на дизелиста, потом на шофёра. Полюбил машины. Эта любовь останется с ним навсегда. Но настоящей мечтой стало небо.

Судьбоносная встреча

Работая шофёром, он часто смотрел в это небо, заворожённо наблюдая за самолётами. Однажды, он подвозил военного, который оказался инструктором из аэроклуба. Разговорился с ним о пилотах, самолётах. Тот усмехнулся:

— Тебе, паря, в авиацию надо. С таким азартом на небо смотришь, что вот-вот взлетишь.

— Да где ж я, а где авиация — отмахнулся Женька. — В училище то, небось, не возьмут.

— В комсомоле состоишь? — прищурился инструктор.

— Состою.

— Вот и ступай в райком. В этом году по путёвкам направляют парней в лётные училища. Только попробуй — вдруг повезёт.

Женька не стал откладывать. На следующий же день пришёл в райком. Его внимательно выслушали, задали пару вопросов. Бумаги подписали быстро — грамотный, активный, перспективный.

Дорога в небо

А в 1929 году в Новороссийский Горком Комсомола пришло два направления в новую школу военных летчиков. Кандидатуры определи быстро, Женя Савицкий и Костя Коккинаки. Для молодых парней это был настоящий подарок. Сталинград, первый набор лётной школы.

Так всё и пошло, как в сказке. Первые учебные полёты, запах масла и бензина, чувство полной свободы, когда машина слушается тебя. Курсант Савицкий был трудолюбивым, упорным. Учился с рвением, в свободное время читал авиационные книги. Преподаватели замечали: этот парень пойдёт далеко…

Маршал Авиации, Дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий пролетал с этим позывным всю жизнь...

-2