Найти в Дзене

Бруталист. Фильм. 2024 г. США. 18+

Бруталист. Фильм. 2024 г. США. 18+ Переживший Холокост венгерский архитектор еврейского происхождения Ласло Тот (Эдриен Броуди) после Второй Мировой войны эмигрирует в США. Первое время он подрабатывает в мебельной фирме своего кузена, но один из проектов не нравится заказчику, оплату фирма не получает, и кузен выгоняет Ласло. Тоту приходится трудиться простым рабочим на стройке и разгружать уголь. Ко всему прочему, из-за старой травмы носа Тот подсел на опиоиды. В какой-то момент его находит богатый предприниматель Ван Бюрен (Гай Пирс) – тот самый заказчик, который не заплатил фирме кузена Тота за проект перестройки библиотеки. Со временем он оценил талант Ласлов и решил предложить ему работу – строительство большого общественного центра. В этом году на «Оскар» номинировали два фильма, посвящённых Холокосту. В отличии от иронической трагикомедии «Настоящая боль», «Бруталист» снят максимально серьезно. Драма в «Бруталисте» зашкаливает. Ласло Тот сначала страдает в одиночестве, потом с

Бруталист. Фильм. 2024 г. США. 18+

Переживший Холокост венгерский архитектор еврейского происхождения Ласло Тот (Эдриен Броуди) после Второй Мировой войны эмигрирует в США. Первое время он подрабатывает в мебельной фирме своего кузена, но один из проектов не нравится заказчику, оплату фирма не получает, и кузен выгоняет Ласло. Тоту приходится трудиться простым рабочим на стройке и разгружать уголь. Ко всему прочему, из-за старой травмы носа Тот подсел на опиоиды. В какой-то момент его находит богатый предприниматель Ван Бюрен (Гай Пирс) – тот самый заказчик, который не заплатил фирме кузена Тота за проект перестройки библиотеки. Со временем он оценил талант Ласлов и решил предложить ему работу – строительство большого общественного центра.

В этом году на «Оскар» номинировали два фильма, посвящённых Холокосту. В отличии от иронической трагикомедии «Настоящая боль», «Бруталист» снят максимально серьезно. Драма в «Бруталисте» зашкаливает. Ласло Тот сначала страдает в одиночестве, потом с женой-инвалидом, которой всё же удаётся перебраться в Штаты из послевоенной Европы. Не приносят Тоту счастье ни деньги, ни работа. Ван Бюрен оказывается не таким уж благоволителем.

Для Эдриена Броуди «Бруталист» - удачная попытка второй раз войти в одну реку. За роль Владислава Шпильмана в фильме «Пианист» в 2003 году Броуди получил Оскар за лучшую мужскую роль, а образы Шпильмана и Тота очень похожи, разве что Шпильман – реальная личность, а Тот – персонаж выдуманный. И это, к слову, заметно. Тридцать три года выдуманной жизни Тота уместили в четыре часа экранного времени, но фильм почти лишён динамики. Весь хронометраж – сцены психологических страданий Тота и его семьи, и нечастыми вкраплениями архитектурного процесса. Скажу прямо, смотрится не сильно увлекательно. Будто сценаристы не смогли придумать ничего другого, кроме как беспрерывных мучений тела и души. Скажу больше, всё это немного смахивает на эмоциональную спекуляцию, когда из зрителя специально выдавливают слезу тяжёлыми сценами. Трагизм «Бруталист» излишне показной, приторный. Но Броуди роль отыграл отлично, убедительно страдал все четыре часа, и очередной Оскар за лучшую мужскую вполне заслужил.

Помимо хронометража, а картина неоправданно затянута, есть еще две проблемы. Первая – декларируемый гений Тота. Брутализм – специфический, но эффектный стиль архитектуры. И в этом символизм: тонкий и ранимый душой Ласло Тот создаёт огромные, массивные, «брутальные» здания из бетона. Контраст творчества и внутреннего состояния художника – одна из тем картины. Но именно творчество, гений главного героя в фильме показаны слабо. Брутализм как стиль архитектуры практически не раскрыт, мы толком не видим творческий процесс главного героя.

Вторая проблема – событие, которое происходит ближе к концовке, во второй трети фильма. Событие, не побоюсь этих слов, глупое, неуместное и пошлое, искусственно встроенное в сюжет, никак не сочетающееся ни с характерами героев, ни с общей тональностью «Бруталиста», Единственная цель события – оправдать слова Тота о США, он называет Штаты «гнилой страной». Впечатление, что ради этой фразы – «гнилая страна» - и сняли фильм.

«Бруталист» - достойное кино, психологичное, драматичное, трагичное, с претензией на элитарность и камерность, порядком затянутое, концептуально – нецельное и непоследовательное. Если это история неприкаянного гения, то гения показать не получилось. Если политическое высказывание – то больно уж притянутое за уши. Как психологический триллер – скучновато и уныло. Броуди – очень хорош в роли Тота, но не оригинален, он уже сыграл похожую роль в «Пианисте». И вроде бы всё в фильме на месте, и тема чувствительная, но мне вся история показалась неискренней.

#бруталист #фильм #рецензия

Сюжет – 4 из 5

Зрелищность – 4 из 5

Актёры – 5 из 5

Свежесть – 3 из 5