После неудачного штурма Воронежа генерал К.К. Мамантов вывел полки из боя и начал прорыв в расположение Донской армии. Искусным маневром части сил 4-го Донского корпуса Мамантов обозначил направление прорыва – на город Бобров. Командование 8-й армии отреагировало и начало концентрировать на этом участке фронта резервы. Но главные силы белоказаков переправились через Дон на участке Гремячье – Колодезное и в районе Старого Оскола соединились 3-м Кубанским корпусом генерала А.Г. Шкуро. Рейд завершился и по его итогам цвет Донской армии – 4-й Донской корпус был и истощен и крайне ослаблен. В новом наступлении первую скрипку предстояло играть кубанцам, а донцы были способны лишь на вспомогательную роль.
Воронежский укрепрайон в боях с мамантовцами 08-12.09.1919г. понёс крайне чувствительные потери и израсходовал почти все запасы патронов и снарядов. Для восстановления сил требовалось значительное пополнение людьми, боеприпасами и вооружением. Укрепрайон был подчинён командованию 8-й армии (командующий – А.И. Ратайский, начштаба Г.С. Горчаков, член РВС – А.К. Александров), которая занимала фронт Калач – Бутурлиновка – Острогожск – Коротояк. Удар с тыла 4-го Донского корпуса, возвращавшегося из рейда, значительно подорвал силы 8-й армии, начавшей отход к северу. В шести дивизиях (12-й, 13-й, 15-й, 16-й, 31-й, 33-й) на фронте от Воронежа до Павловска протяженностью 180 км насчитывалось – 6.800 штыков и 800 сабель. Части Донской армии генерала В.И. Сидорина на этом участке фронта насчитывали 25.500 чел., причем в ударных подвижных соединениях: 4-й Донской корпус – 6.500 чел., 3-й Кубанский корпус – 5.000 чел. Комментарии, как говориться излишни. Без подхода в скором времени фронтовых резервов 8-я армия была обречена на уничтожение.
План генерала Сидорина по разгрому 8-й армии заключался в следующем: 3-й Кубанский корпус Шкуро наносит удар по стыку 8-й и 13-армий, прорывается вдоль правого берега Дона к Воронежу с запада; 4-й Донской корпус Мамантова наносит удар из района станции Таловая в направлении Воронежа с юго-востока. В результате глубоких охватов кавалерийскими соединениями 8-я армия окружается и уничтожается.
25.09.1919г. 3-й Кубанский корпус перешёл в наступление. 12-я стрелковая дивизия (около 1.200 чел.), занимавшая оборону на правом фланге 8-й армии была сбита с рубежа и отступила на Колодезное. 42-я стрелковая дивизия 13-й армии была оттеснена к Нижнедевицку и Касторной. В образовавшийся 40 км прорыв генерал Шкуро ввел свою ударную группировку (около 5.000 сабель, 2.000 штыков). К 29.09.1919г. передовые отряды корпуса Шкуро вышли к Воронежу.
И если у Шкуро наступление развивалось согласно плану, то у Мамантова дело сразу не задалось. В район станции Таловая подошёл красный фронтовой резерв – конный корпус С.М. Будённого. 04.10.1919г. конный разъезд будённовцев перехватил связного с корреспонденцией к Мамонтову от Шкуро, в которой он сообщал, что занял Воронеж, и просил прислать боеприпасы, в ожидании наступления красных. Будённый немедленно атаковал и правая клешня Донской армии – 4-й Донской корпус была сильно потрепана. Образовать непрерывный фронт окружения Мамантов не смог и командарм Ратайский организовал успешный вывод 8-й армии из окружения вдоль реки Икорец на северо-восток. «…Следует оговорить ту громадную роль, которую сыграл в этот период корпус Будённого, сбивший Мамонтова и тем открывший дорогу правофланговым дивизиям армии…». (А.И. Егоров. Разгром Деникина» 1919 год).
После отхода 12-й стрелковой дивизии связующим звеном 8-й и 13-й армий стал Воронежский укрепрайон. Укрепрайон имел задачу – задержать части Донской армии до подхода резервов 11-й кавалерийской и 61-й стрелковой дивизий. Численность личного состава не превышала 4.000 бойцов, моральное состояние ввиду общего отступления, естественно, околонулевое. Имелись панические настроения. Попытка Советом обороны формирования в Воронеже добровольческого полка оказалась неосуществимой ввиду отсутствия вооружения. На ходу было принято другое решение – из всех частей укрепрайона сформировать дивизию, что должно было повысить организованность и управляемость войск. Дивизию возглавил А.И. Седякин, но времени на боевую подготовку войск уже не хватало.
Не обошлось и без измены. 26.10.1919г. из дивизии исчез начальник штаба, бывший офицер. На мотоцикле он уехал к линии фронта и в районе Борщево перешел в расположение корпуса Шкуро. Это был замаскированный враг и связной контрреволюционного подполья в Воронеже. В свою очередь командование дивизии скрыло факт побега начштаба от Губревкома и Совета обороны. Город был разбит на сектора, улицы перекрыты баррикадами. Таким образом, план обороны города стал известен во всех его деталях белому командованию.
После поражения 8-й армии на дальних подступах к Воронежу в Совете обороны уже не питали иллюзий относительно участи города и задача была продержаться, как можно дольше, создавая выгодную оперативную конфигурацию фронта, подходившим резервам.
28.09.1919г. 42-я стрелковая дивизия под давлением Донской армии начала отход от Касторной на Елец. 12-я стрелковая дивизия отошла вдоль правого берега реки Икорец в район Рогачевки. Разрыв между флангами 8-й и 13-й армий достиг 75-80 км, обстановка была критическая. Совет обороны вывел части Воронежского укрепрайона на боевые участки.
29.09.1919г. ситуация ухудшилась – начали действовать предатели изнутри советского командования. Группа штабных работников прибыла в западный сектор Воронежского укрепрайона, создала панику в войсках, чем был вызван несанкционированный отход частей. Начальник артчасти отдал распоряжение о немедленном отходе всей артиллерии в село Орлово (35 км восточнее Воронежа). Уход с передовых позиций артиллерии дезорганизовал оборону на фронте и вызвал панику в городе.
К вечеру в открытый командирами-предателями коридор со стороны Сельскохозяйственного института в город вступили два конных отряда белоказаков. Под воздействием панических настроений оборона рухнула без сильного сопротивления. Один казачий отряд спустился вдоль берега реки Воронеж и огнем ручных пулеметов принялся обстреливать Чернавский мост и Придаченскую дамбу, по которому отступали красная пехота и артиллерия. Второй отряд казаков вышел в район станции Воронеж-1 и занял виадук, где в настоящее время расположена железнодорожная поликлиника. Пулеметным огнём казаки простреливали весь проспект Революции, срывая эвакуацию советских войск. Последовала контратака красноармейцев и казаки ввиду малочисленности отступили, но участь города решил именно этот бой. Об обороне уже никто не помышлял – только отступление. Органы Советской власти – Губревком, Губком, Совет обороны вечером выехали из Воронежа.
Всю ночь продолжалась эвакуация и одновременно восстановление обороны внутри города. Гарнизон ещё не был побеждён и представлял значительную силу – около 4.000 штыков, правда, с боезапасом было туго – патронов приходилось 50-60 на бойца. Дезорганизованное изменой командование дивизии боем не руководило, а отдельные части и красноармейцы сражались на свой страх и риск.
30.09.1919г. начавшиеся с рассветом первые атаки белоказаков, ещё отбивались частями укрепрайона, но к полудню наступил перелом. Полкам генерала Губина со стороны завода «Рихарда Пале» удалось ворваться в город. Красные войска провели последнюю контратаку, отбросив белоказаков в направлении села Подгорное. Вечером решительное наступление частей 3-го Кубанского корпуса окончательно сломило волю красных защитников города. Части укрепрайона, расстреляв последние патроны, отступили в левобережье Воронежа.
01.10.1919г. прогремели последние бои за Воронеж. Отступавшая с юга 12-я стрелковая дивизия, соединившись с остатками гарнизона, дала бой на левом берегу Воронежа. Ночью советские войска ушли на северо-восток, а на следующий день генерал Шкуро издал приказ, в котором оповещал население о занятии Воронежа «вверенными ему войсками».
Победная Воронежская операция 3-го Кубанского дала неожиданные результаты – потрепанные в боях казачьи полки не смогли преследовать отступавшие советские войска. План командующего Донской армией генерала Сидорина о двустороннем прорыве фронта и рейде по тылам 8-й армии рассыпался на глазах.
В это время 4-й Донской корпус Мамонтова, имевший подобную задачу – рейда по тылам 8-й армии, в свою очередь попал в районе станции Таловая под удар конного корпуса Буденного. Мамантов, зная о низкой боеспособности своего корпуса, поспешил на соединение к Шкуро, а тем временем части 8-й армии получили возможность для выхода из окружения.
Маневр конного корпуса Мамантова был фактически бегством – после удара красной конницы белоказаки расстояние в 130 км от Таловой до Воронежа покрыли за 2 дня (05-06.10.1919г.), окончательно истощив конский и людской состав.
Оперативный план генерала Сидорина окончательно рухнул…
По теме:
Белая конница генерала Мамантова под Воронежем
Год 1919. Падение красного Вердена. Рождение конного корпуса
Будённый & Шкуро. Бой за Воронеж
Будённый & Шкуро. Бой за Касторную
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.