Найти в Дзене
Денис Златопольский

Виффагия

Не могу сказать, что этимология названия Виффагия сильно занимала меня, когда мы с моим другом и коллегой Vayner Gennady ехали по арабской деревне Ат-Тур. Скорее, мое внимание привлекали горы мусора, а мысли кружились вокруг того, что это — один из муниципальных районов Иерусалима.

Однако рассказ принято начинать с названия. Итак, Виффагия. Я всегда рассказывал паломникам, что на иврите это означает «Дом незрелой смоквы», но про себя задавался вопросом: а где же здесь, собственно, смоква? Хотя прежде всего, я просто старался не перепутать Виффагию с соседней Вифанией.

Во время нашей с Геной разведки я проверил, что слово «пагия» встречается во 2-м Псалме (הַתְּאֵנָה חָנְטָה פַגֶּיהָ), можно перевести как «у смоквы завязались плодовые почки». Думаю, нет нужды объяснять, что смоква, инжир, фига — это разные названия одного и того же дерева. Но говоря об этом месте, мы неизбежно возвращаемся к цитатам из Евангелия, смоква упоминается в Евангелии много раз.

Дальше я углубился в еврейские источники («הגיאוגרפיה של המשנה»). Благо, они доступны в оцифрованном виде, но на этом все удобства заканчивались. Продираясь через тексты на иврите и арамейском, я наткнулся на мнение о том, что существовало две Виффагии: одна — внутри стен Иерусалима, а другая — неподалеку от города, на восточном склоне Масличной Горы.

Чтобы не усложнять себе задачу, уточню: нужная нам Виффагия упоминается в Талмуде, в трактате «Санхедрин»:

«Место, называемое Бейт-Паги, находится за пределами Иерусалима».

("מקום נקרא בית פגי והוא חוץ לירושלים" (פירושו לסנהדרין יד, ע"א).)

Я поспешил поделиться прочитанным с коллегой. Мы как раз обходили небольшую православную церковь. Вид с площадки вокруг нее открывался изумительный, но саму церковь нам не открыли. Если честно, я не слишком старался попасть внутрь. В памяти остались лишь обрывочные воспоминания о том, как я уже бывал здесь с паломниками. Тогда церковь не произвела на меня особого впечатления — в отличие от католического участка. Я предложил отправиться к братьям-католикам. Совсем недавно, готовясь к экскурсии по музею францисканцев на Второй Станции, я читал об их раскопках в этом месте.

— Гена, еврейские гробницы, — сказал я.

— Я знаю, где здесь захоронения Второго Храма, возле католического участка — уверенно ответил он.

Однако католический участок встретил нас массивным замком на воротах. Мы не растерялись и начали обегать территорию, пока одни из ворот не распахнулись, и оттуда не выехала машина. Гена крикнул: вперед! Xотя на табличке было написано “Private”, я же надвинул на лоб свою синюю кепку и нацепил на лицо самую идиотскую из моих улыбок, побежал за ним. Замечу, что по моему опыту, на Ближнем Востоке особенно бережно относятся к идиотам, поэтому во время своих "разведок" я стараюсь попасть в образ.

Внутри нас ждал уютный поселок из нескольких десятков домов, небольшой археологический парк и целая роща хвойных деревьев. Вокруг было заметно чище. Нетрудно было догадаться, что это — проект для местных католических семей, организованный францисканцами.

-2

Археологический парк встретил нас типичной еврейской гробницей периода Второго Храма и множеством более поздних христианских захоронений византийского периода. Удивительно, как в Иерусалиме за воротами может скрываться совершенно иной мир — иногда почти рай, а иногда… пока не попадешь внутрь, не узнаешь.

-3

Бегая по роще, мы вернулись ко внутреннему двору церкви и столкнулись нос к носу, правда через решетку ворот, с местным священником и ключником. Они как раз выгружали из багажника пакеты с продуктами. После секундного удивления они все же впустили нас внутрь.

Местный работник по имени Фахри рассказал, что сейчас, кроме священника, он на участке единственный человек, исполняющий все возможные обязанности. В отсутствие паломников они с отцом отправились за покупками — как он сообщил мне по секрету, в самое дешевое место — израильскую сеть «Рами Леви».

Я усмехнулся про себя: всегда считал, что в восточном Иерусалиме продукты дешевле, но, видимо, это из серии «у соседа трава зеленее».

Фахри также рассказал немного о местных семьях. Для них и были построены эти дома, они же составляют по воскресеньям основную часть прихожан церкви.

У меня была возможность без спешки рассмотреть церковь и её главную святыню — камень, с которого, по преданию, Христос воссел на молодого ослика и откуда начался вход Господень в Иерусалим, этому событию уделяют внимание все четыре евангелиста: Матф. 21:1-9; Марк 11:1-10; Лук. 19:29-38; Иоан. 12:12-19.

Сейчас, набирая этот текст, я открыл первый том книги Дениса Прингла The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem, и в основном последующая информация о данной церкви взята именно оттуда.

Хотя Виффагия упоминается ещё в Ономастиконе Евсевия Кесарийского, первое дошедшее до нас паломническое свидетельство относится лишь к IX веку и принадлежит Бернарду Мудрому. Бернард шёл со стороны Вифании, а после Виффагии он пишет о Силоаме, его маршрут понятен:

“In descensu etiam de monte Oliveri ad occidentalem plagam ostenditur marmor, de quo ascendit et Dominus super pullum asinae.

Также на спуске с горы Олив к западной стороне показывают мрамор, с которого взошёл и Господь на молодого ослёнка.”

Следующий источник не упоминается Принглом, но на него присутствует ссылка на странице Кустодов, я его цитирую по книге J. Wilkinsona, текст Епифания монаха датируют 8–9 веком:

"Примерно в миле дальше оттуда находится место, где Христос сел на жеребенка. В этом месте растет оливковое дерево, с которого каждый год срезают одну ветвь, уплачивают за нее цену и входят в город Иерусалим процессией в день Ношения пальм."

Следующее доступное нам свидетельство относится уже к началу XII века и принадлежит игумену Даниилу: “В сторону к Иерусалиму более двух верст от Вифании стоит столп, где встретила Марфа, сестра Лазаря, Христа, тут, после воскресения Лазаря, Христос сел на осла.”

Оба автора не упоминают о существовании здания церкви в Виффагии. Её постройка, вероятно, относится только к середине XII века, так как первым о ней пишет Иоанн Вюрцбургский (ок. 1165): «Между Вифанией и вершиной Елеонской горы, почти на полпути, находилась Виффагия, деревня священников, чьё расположение сегодня обозначено двумя каменными башнеподобными сооружениями, одно из которых является церковью».

Теодорих, посетивший Виффагию примерно в 1175 году, добавляет: «Придя в Виффагию... где также построена прекрасная часовня в Его честь, [Иисус] послал двух учеников за ослом и жеребёнком, и, стоя на большом камне, который ясно виден в той часовне, сев на осла, отправился через Елеонскую гору в Иерусалим».

Вероятно, церковь была разрушена вскоре после завоевания Иерусалима Саладином в 1187 году. В 1211–1212 годах Вильбранд Ольденбургский, проходя через Виффагию по пути в Вифанию, не упоминает о ней, хотя и отмечает, что церкви Отче наш и Вознесения на Елеонской горе лежат в руинах.

Эрнуль упоминает монастырь (moustier) в Бетфаге в прошедшем времени, что позволяет предположить, что он уже не существовал. Яков Веронский в XIV веке писал: «Там был большой дом, но больше нет, так как он в руинах».

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что здание церкви простояло в Виффагии всего несколько десятилетий в XII веке, в период расцвета Иерусалимского королевства.

Местное население было изгнано в XII веке, Салах ад–Дин попытался заменить население привлекая мусульманских переселенцев от Северной Африки до Средней Азии. Но в XIII веке Иерусалим несколько раз переходил из рук в руки, подвергаясь тотальному разграблению. Говоря о мусульманском населении можно сказать, что они где-то с XIV века заселяли волнами бывшие христианские деревни и монастыри. Тут, надо упомянуть еще одну ставшую для меня настольной книгу “Арабское население Израиля и Палестинских территорий” арабиста Михаила Чернина. Я приведу несколько цитат из этой книги связанных с важной для Иерусалима семьей Аль–Алами: “Предки Алами прибыли в Иерусалим из Магриба, вероятно, во второй половине XIV в. “...извест­ный суфий и поэт шейх Мухаммад ибн Омар аль-Алами (1556-1628), почитавшийся современниками как чудотворец и основатель собственной завии (приюта для дерви­шей) — аз-Завия аль-Ас'адия на том месте, которое, по традиции, определяется как место вознесения Христа на вершине Масличной горы и которое до сих пор управляет­ся его потомками.”

Место Вознесения, почитается в христианстве на центральной вершине Масличной горы, Виффагия находится от него всего на расстоянии 600–700 метров на территории все той же арабской деревни Ат–Тур или Тур Зайта. Османская налоговая перепись, дает нам ясное представление о населении деревни к 1596 году в то время в ней насчитывалось 48 домохозяйств и 8 холостяков, все жители были мусульманами. Деревня платила налоги на пшеницу, ячмень, виноградники или фруктовые деревья, а также на коз или ульи — всего 3 200 акче.

В османской переписи 1870 года говорится о 38 хозяйствах и 127 мужчинах.

-4

В 1877 году житель деревни Ат-Тур, разбирая старые камни на поле, обнаружил большой каменный блок с остатками росписи. Впоследствии раскопки провёл отец Льевен де Хамме. К счастью, записи этих росписей были сделаны сразу после обнаружения камня, так как значительные участки краски с тех пор осыпались (ср. Клермон-Ганно и Китченер, 1878).

В 1880 году францисканцы приобрели этот участок, и дальнейшие раскопки показали, что камень, покрытый фресками, находился внутри небольшой церкви. Длина её нефа составляла 12,5 м, а ширина — 7,5 м. В некоторых местах средневековая кладка сохранилась на высоту одного метра.

Более ранние планы здания указывают на наличие пары колонн, стоящих на восточном конце нефа, по одной с каждой стороны апсиды. Возможно, они символизировали два столба, к которым были привязаны осёл и жеребёнок.

-5

В 1883 году францисканцы восстановили церковь прямо на фундаменте средневекового строения. Антонио Барлуцци в 1954 году добавил к постройке некоторые дополнительные элементы и построил колокольню.

Росписи покрывали все стороны камня, включая верхнюю поверхность, нанесённые на слой белой штукатурки. Они пострадали еще до полного разрушения церкви: в центре западной стороны была вырезана (или расширена) ниша с арочным завершением (0,52 м шириной и 0,62 м высотой), а в верхней части восточной стороны сделаны пазы, вероятно, для балок или противовесов маслобойни. В сентябре-октябре 1950 года Чезаре Вараджине очистил и частично восстановил сохранившиеся фрагменты росписей.

-6

На четырёх сторонах камня изображены следующие сцены: западная сторона: вероятно, встреча Иисуса с Марией и Марфой;

южная сторона: воскрешение Лазаря;

северная сторона: ученики, берущие осла и жеребёнка в Вифагии;

восточная сторона: вход в Иерусалим.

Над сценой на восточной стороне написано: "Hic est processio in diebus p[alma[rum)] s[anctarum]"

(«Здесь происходит процессия в дни святых [Пальмовых]»).

Под сценой на западной стороне изображена фигура с нимбом, держащая книгу, по бокам которой находятся две надписи:

слева:

"Bethphage n|...Ju(m) cu(m) as(i)na ductos a(d) Iherosolima(m)"

(«Виффагия… вместе с ослицей, приведённой в Иерусалим»).

Справа:

"Ber)nardi Witardi de Bordaforti (or-fok. .)"

От надписи на верхней поверхности камня остались лишь фрагменты. Камень имеет форму неправильной усечённой пирамиды размерами 1,36 м (запад) / 1,40 м (восток) на 1,30 м (север) / 1,28 м (юг) и высотой 0,90–1,00 м. Каждая сторона сужается на 0,06 м к верху. Камень вырезан из местного известняка.

Суммируя изложенное выше, позвольте мне поделиться некоторыми мыслями. Итак, еврейское поселение Виффагия должно было находиться на расстоянии субботнего пути от Иерусалима — всего 900 метров — на дороге из Иерихона в Иерусалим. Путник проходил Вифанию и уже оттуда направлялся в Виффагию. Вполне вероятно, дорога проходила по самой нижней точке хребта Масличной Горы и, перевалив через нее, спускалась к Иерусалиму.

И в Вифании, и в Виффагии сохранились еврейские гробницы периода Второго Храма. В отличие от домов, они вырублены в коренной скале, что обеспечивает лучшую сохранность. Поэтому мы лишь приблизительно знаем, где находилось это поселение во времена Второго Храма.

Добавлю, что к Виффагии относят «Проклятие бесплодной смоковницы», описанное в Евангелии от Матфея (21:18–22). Однако, учитывая противоречивость толкований этого отрывка, я не стал обсуждать его в данной заметке.

Евангелисты связывают Виффагию с исполнением ветхозаветного пророчества Захарии (9:9). Вход Господень в Иерусалим упоминается у всех четырех евангелистов. Но в отличие от Вифании — места воскрешения Лазаря — паломники не спешат упоминать Вифагию в своих дневниках.

Францисканцы пишут о византийской церкви IV века в Виффагии, посвященной встрече Христа с Марфой и Марией, но я пока не нашел подтверждения этой версии. Хотя Вифагия упомянута в «Ономастиконе» Евсевия Кесарийского IV века. Первые паломнические упоминания о Виффагии относятся к периоду VIII–IX веков, когда христианская Палестина попала под мусульманское правление. Церковь в Виффагии, скорее всего, была построена в середине XII века.

Бернард Мудрый уже в IX веке упоминал камень, но тот ли это камень, что и в церкви XII века, — мы не знаем. Лично меня смущают размеры камня и его метровая высота. Кажется, что средневековые монахи, ожидая чего-то грандиозного, перепутали высоту молодого осла с высотой боевого жеребца.

Тем не менее, фрески на этом камне — это прекрасный образец искусства Иерусалимского королевства. Церковь, по-видимому, была покинута в конце XII века, и в последующее столетие ее пытались использовать как хозяйственную постройку, пока она не была окончательно разрушена.

-7

Несмотря на полное замещение населения, память о месте была сохранена во многом благодаря братьям-францисканцам. После обнаружения камня в 1877 году и покупки участка францисканцы не только построили новую церковь, но и сделали все возможное, чтобы вернуть в Виффагию (Ат-Тур) христианское население.

Виффагия — не единственная жемчужина Масличной Горы