Нашему каналу, который посвящен транспортной игрушке СССР, скоро исполнится два года и за это время мы ещё ни разу не писали про игрушки, выпускавшиеся на металлургическом гиганте «Запорожсталь». Сегодня мы решили восполнить этот пробел и эта статья первая из серии статей про игрушки этого завода.
Строительство металлургического комбината началось 22 января 1931 года. Основной целью комбината было обеспечение листовым металлом быстро развивающуюся машиностроительную промышленность. Велось строительство ударными темпами и уже 16 ноября 1933 года была осуществлена первая плавка чугуна на доменной печи №1. В 1935 году на «Запорожстали» ввели в эксплуатацию четыре мартеновские печи, а в 1936 году комбинату присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 1937 году на предприятии заработал первый в Европе листопрокатный стан с непрерывной прокаткой стального листа, действовали пять мартеновских и пять доменных печей, это было крупнейшее металлургическое предприятие в СССР. Комбинат пережил и эвакуацию во время Великой Отечественной Войны, и восстановление в трудные послевоенные годы. Благодаря самоотверженному труду Советских людей, уже в 1947 году первую послевоенную продукцию выдал цех холодной прокатки, а в 1949 году было полностью завершено восстановление завода. В 1950 году производство проката, чугуна и стали превысило довоенный уровень. На этом предприятии внедрялись и применялись новейшие технологии, новейшее оборудование. Были на «Запорожстали» и цеха по производству товаров народного потребления, в том числе и игрушек. Как легко догадаться, игрушки эти изготавливали из металла, а точнее из обрезков и остатков от основной продукции. Ассортимент игрушек, выпускавшихся на заводе «Запорожсталь», был весьма разнообразным и интересным, ими играли многие Советские дети. Поставлялись эти игрушки и в детские дошкольные учреждения, и продавались в магазинах по всей стране.
В этой статье мы расскажем Вам про серию грузовиков выполненных на одной базе, но в разных вариантах исполнения. Начнем с грузопассажирского грузовика-каталки с открытой кабиной и кузовом, причем бескапотного типа.
Состоит игрушечный автомобиль из штампованных металлических деталей, соединённых между собой при помощи точечной сварки. Благодаря такой технологии, машины были очень прочными и живучими, неудивительно, что многие из них дожили и до наших дней. Пластмассовые колеса и прозрачное пластиковое лобовое стекло были единственными не металлическими деталями этого грузовика.
Корпус автомобиля окрашивался в зеленый, коричневый или синий цвета, в черный цвет красили раму, сиденья и «кожух» двигателя.
Этот грузовик можно отнести к одной «весовой» категории вместе с ЗИЛами завода АЗЛК и самосвалами завод СиМ. Размеры его таковы: длина – 34 см, ширина – 15,5 см, высота по рамке лобового стекла – 18,5 см. В магазинах СССР продавался этот автомобиль по цене 3 рубля 80 копеек.
Выпускался на заводе «Запорожсталь» и грузовик с металлической крышей. Крепилась крыша к дополнительным боковым стойкам, к передней и задней рамке стекол.
Для меня, оба автомобиля выглядят несколько необычно, возможно это связано с тем, что большинство игрушечных грузовиков, которые делали в то время, имели более привычную «капотную» кабину. Кроме того, большинство из этих машин неплохо копировали свои настоящие прототипы, а вот отечественный автомобиль, который мог бы послужить прототипом грузовиков из Запорожья, я так и не смог припомнить. Единственный вариант, и то с огромной натяжкой, это ГАЗ-66 знаменитая «Шишига». Если брать зарубежные автомобили, то машины «Запорожсталь» очень похожи на Шведские Volvo «Laplander».
Согласитесь, общие черты у них имеются. Третьим из этой серии стал ещё один грузовик с открытой кабиной и бортовым кузовом.
Этот грузовик таких же размеров, как и первый «открытый» вариант, лишь высота из-за отсутствия рамки лобового стекла чуть меньше – 15,5 см. Дизайн этой игрушки самый простой из этой серии, но, с другой стороны, стоил он почти в два раза дешевле своих собратьев, его цена была ровно 2 рубля.
Мне этот грузовик очень напомнил электрокары, которые в 1980-х годах возили грузы на нашем Краснозаводском хим. Заводе.
Все грузовики этой серии выпускались не долго, по мнению специалистов, большое количество острых углов металлических автомобилей могло привести к травмам у детей во время игры. Документальных подтверждений такого заключения я не нашел, но именно травмоопасность чаще всего упоминается как основная причина снятия этих игрушечных грузовиков с производства.
Часть 2
- Статьи про другие игрушки СССР можно прочитать ЗДЕСЬ
- Статьи про самые дорогие, по итогам аукционов, игрушки СССР можно прочитать ТУТ