Найти в Дзене

Дипломная работа (ВКР) по социальной работе. Тема: "Социально-психологическая работа с условно-осужденными".

Оглавление

Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи индивидам, группам и сообществам в решении социальных проблем, улучшении качества жизни и достижении благополучия. Основываясь на принципах социальной справедливости, прав человека и коллективной ответственности, социальная работа применяет теоретические знания и практические методы для анализа социальных явлений, разработки и реализации социальных программ и интервенций. В рамках своей деятельности специалисты социальной работы осуществляют оценку потребностей, консультирование, адвокацию, мобилизацию ресурсов, посредничество и организацию социальных изменений. Объектом социальной работы выступают люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывающие дискриминацию или уязвимость, а также социальные институты и структуры, влияющие на их благополучие.

Выбор темы дипломного исследования в области социальной работы — ключевой шаг, формирующий направление научного поиска и практическую ценность будущей профессиональной деятельности выпускника. Проблематика дипломной работы должна отражать насущные социальные запросы и вызовы, учитывать современные векторы развития социальной работы и предлагать новое научное знание. Выбор темы включает в себя обзор существующей литературы, идентификацию неисследованных аспектов и постановку исследовательского вопроса, на который работа должна дать ответ. Существенным фактором является доступность эмпирических данных и возможность применения подходящих исследовательских методик. Тема исследования должна быть увлекательной для автора и осуществимой в отведенное время с учетом имеющихся ресурсов. Этот процесс необходим в тесном взаимодействии с научным руководителем, с критической оценкой собственных сил и фокусом на потенциальный вклад в развитие теоретических основ и практических аспектов социальной работы. Обоснованность выбора темы подтверждается ее актуальностью, научной значимостью, практической применимостью и соответствием стандартам образовательной программы.

Ниже приведем пример дипломной работы на тему: "Социально-психологическая работа с условно-осужденными (на пример социально-психологической службой УФСИН России по Волгоградской области").

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Социальные и психологические особенности личности условно осужденных

1. 1 Анализ исследований по проблеме личностных особенностей условно осужденных. Понятие временной перспективы

1. 2 Причины преступного поведения условно осужденных

1.3 Воспитательно-профилактическая работа с условно осужденными

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация и проведение социально-психологической работы с условно-осужденными психологической службой УФСИН России по Волгоградской области

2. 1 Эмпирическое временной перспективы условно-осужденных с разным типом Я-концепции

2. 2 Проблемы определения путей и средств исправления условно-осужденных

2.3 Пути повышения эффективности деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность. В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии преимущественно направлены на изучение особенностей личности осужденных. Основная цель изучения личности осужденного – подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, изменение криминальной направленности, снижение вероятности возникновения рецидивов.

Обобщая точки зрения авторов, по проблеме криминогенной личности, можно утверждать, что личность осужденного - это интегральное качество человека, который выбрал и совершил те или иные преступные действия для удовлетворения своих потребностей вследствие присущих ему индивидуально-психологических особенностей, социальных установок.

В последние годы число совершаемых преступлений в России хоть и незначительно, но приобрело вектор к снижению. По данным статистики МВД РФ с 2023 по 2024 г. сократилась доля таких тяжких преступлений, как убийство, нанесение телесных увечий, повлекших смерть, корыстные преступления, в частности хищение и кража. Однако, несмотря на это, доля рецидивных преступлений имеет обратную динамику. Многие преступники, в силу того, что не смогли адаптироваться к социально-экономическим условиям в обществе, совершают уголовно наказуемые деяния повторно.

Такое положение дел дает нам основания для беспокойства, равно как и для того, чтобы считать наше исследование актуальным. Здесь уместно поставить вопрос: есть ли у осужденных какие-то планы на жизнь, какова перспектива их дальнейшего существования, чего они ожидают в будущем? Чтобы дать ответ, необходимо изучить временную перспективу данного спецконтингента.

Создавая образ будущего, личность оценивает свое настоящее и прошлое, в соответствии с тем, что планировалось. Если это сопоставление вызывает недовольство или разочарование, происходит переоценка прежних ценностей и выработка новых. От того, как человек относится к своим прошлому, настоящему и будущему, будет зависеть его самоотношение, а значит, и ценностные ориентации, жизненные установки, его цели и мировоззрение в целом. Соотнесение себя с миром в прошлом, настоящем и будущем - наиболее перспективная позиция для бытия и развития человека как личности. Именно в этой позиции он находит возможность осознать ценность человеческой жизни во всей перспективе истории, в настоящем и будущем.

Для изучения данной проблемы, нами проводится собственное исследование личностных черт условно-осужденных.

В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. в пенитенциарной практике наметился исследовательский «бум». Комплексное психологическое обследование условно осужденных также включало и изучение их временной перспективы. Теоретический и практический материал по временной перспективе был использован и в пенитенциарной практике. Была построена типология условно осужденных с различными жизненными планами. Временная перспектива изучалась в связи с психологическими особенностями преступников. Однако следует заметить, что подобные исследования были единичными и в дальнейшем проблеме временной перспективы условно осужденных не оказывали должного внимания. Более того, проведенные исследования можно считать устаревшими, поскольку они проводились еще во времена существования СССР, после распада которого страна пребывала длительное время в положении дестабилизации, что, в свою очередь, отразилось на жизни каждого гражданина, в том числе и на условно осужденных и потенциальных преступниках. Поэтому в свете всего вышесказанного мы считаем, что вопрос о временной перспективе условно осужденных является актуальным и требует своего раскрытия, так как позволит более корректно разработать программу по воспитательной работе и ресоциализации осужденных.

Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для психологов психологических лабораторий, социальных работников, начальников отрядов, то есть специалистов, которые осуществляют с осужденными постоянную работу, связанную с социально-психологическим процессом их ресоциализации.

Целью нашего исследования является изучение особенностей социально-психологической работы с условно-осужденными, .

Для ее реализации в работе ставятся следующие задачи:

- провести анализ исследований по проблеме личностных особенностей условно-осужденных;

- изучить причины преступного поведения условно – осужденных;

- описать теоретические основы воспитательно-профилактической работы с условно-осужденными;

- провести эмпирическое исследование временной перспективы условно-осужденных с разным типом Я-концепции

- рассмотреть проблемы определения путей и средств исправления условно-осужденных

- выявить пути повышения эффективности деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы.

Исследование временной перспективы условно-осужденных, их Я-концепции позволит нам выявить «проблемные зоны» их интеграции и четко определить направления психологической помощи и поддержки в процессе их исправления.

Наше эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей временной перспективы условно - осужденных с разным типом Я-концепции.

Объектом исследования являются условно-осужденные УФСИН по Волгоградской области в возрасте от 23 до 35 лет.

Предметом исследования выступают особенности временной перспективы условно - осужденных с разным типом Я-концепции.

Гипотеза исследования. Осужденные с разным типом Я-концепции имеют отличительные особенности временной перспективы.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

- теоретические: анализ литературы, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы др.;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкеты, опросники);

- статистические: математическая и статистическая обработка, полученных в ходе исследования результатов и др. В качестве исследовательского инструментария были использованы следующие методики:

1. Методика «Кто Я?» (в модификации М. Куна, Т. Макпартленда). Использовалась для определения уровня рефлексии условно-осужденных. Позволяет изучить когнитивный компонент Я-концепции.

2. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева). Предоставляет возможность изучить отношение к самому себе, т. е. эмоциональный компонент Я-концепции.

3. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, СР. Пантелеев) позволяет изучить когнитивную и эмоциональную составляющие Я-концепции.

4. Для изучения особенностей временной перспективы была использована методика Ф. Зимбардо по временной перспективе.

База исследования. Исследование проводилось в 2014 г. в УФСИН по Волгоградской области, в котором приняли участие 58 условно-осужденных.

Для статистической обработки полученных в результате исследования данных применялись следующие методы:

1. Выделение типов Я-концепции условно-осужденных осуществлялось посредством применения кластерного анализа (методом К-средних).

2. Нормальность распределения выборки определялась по критерию Колмогорова-Смирнова Z.

3. Различия во временной перспективе осужденных с разным типом Я-концепции определялись посредством критерия t-Стьюдента.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по формированию благоприятной, оптимальной временной перспективы условно-осужденных, определению путей и средств исправления условно-осужденных, выявлению путей повышения эффективности деятельности психолога-практика уголовно-исполнительной системы.

Глава 1. Социальные и психологические особенности личности условно осужденных

1.1 Анализ исследований по проблеме личностных особенностей условно осужденных. Понятие временной перспективы

Значимость исследования личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание которых способны дать криминологический материал для последующей организации и осуществления предупреждения преступлений.

Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу [Антонян, 2014, с. 247].

Таким образом, под личностью преступника понимается совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Понятие «личность» включает в себя социальные качества человека, его способности вступать в общественные отношения. Личность – это не только совокупность сформированных в социальной среде характеристик человека, но и совокупность, которая дает основание говорить о личности как об определенной целостности человека, имеющей положительные и негативные характеристики.

-2

1.2 Причины преступного поведения условно осужденных

Анализ комплекса причин совершения преступлений условно осужденными следует начать с рассмотрения вопроса об их причинах, объективных и субъективных обстоятельствах, способствующих совершению лицами этой категории новых преступлений. Разработанные в науке положения о причинах преступности как массового социального явления находят свое отражение и в причинах преступлений, совершаемых условно осужденными.

В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что совокупность причин, способствующих совершению преступлений условно осужденными, по своей природе не выходит за пределы общих причин преступности, а находится под их непосредственным воздействием. В то же время преступность условно осужденных может быть рассмотрена как часть общей преступности, выраженной в виде рецидивной преступности.

Обстоятельства, способствующие совершению преступлений условно осужденными, следует определять как взаимообусловленные негативные социальные явления, объединенные общей природой зарождения и развития, в рамках которых с наибольшей долей вероятности создаются условия для противоправных деяний. Основными из них можно считать криминогенные проявления в сферах экономики, социальных отношений, политики, нравственного состояния общества и т. д.

Условно осужденный в процессе своей жизни задействован в различных сферах общественных отношений, будь то семья, работа, досуг и т. д. Каждая из этих сфер обладает набором криминогенных факторов, которые в своей совокупности детерминируют преступное поведение условно осужденного в той или иной конкретной ситуации [Зуйков, 1965, с. 234].

Наиболее значимые с криминологической точки зрения обстоятельства, способствующие совершению повторных преступлений в период испытательного срока, можно разделить на две условные группы:

- объективные, которые охватывают определенный круг явлений организационного, правового, воспитательного характера;

- субъективные, которые относятся непосредственно к личности условно осужденного.

Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, которые полагают, что к объективным факторам, влекущим за собой возможность совершения преступления условно осужденным в период испытательного срока, следует относить особенности социальной среды, способствовавшие совершению первого преступления, наказание за которое было назначено условно. Повторное преступление детерминируют те же негативные обстоятельства, которые и привели условно осужденного к совершению первого преступления. Обусловлено это воспитанием условно осужденного в негативной среде, которая толкает его на преступления. После применения к лицу условного осуждения данные обстоятельства в большинстве случаев не только не устраняются, а нередко усугубляют свое воздействие на него.

Субъективным обстоятельствам можно отвести основную роль в процессе формирования антиобщественной установки условно осужденного, так как совершение первого и повторного преступлений обусловлено сформированной установкой личности. В то же время объективные обстоятельства, влияющие на рецидивную преступность условно осужденных, в значительной степени проявляют себя в процессе социализации его личности. Воздействие данных обстоятельств на криминогенную ситуацию в стране прослеживается через широкий круг процессов и явлений политического, экономического, правового, психологического и иного характера. Способ их влияния на преступность условно осужденных достаточно сложен, но в то же время без их изучения невозможно определение негативных процессов, способствующих преступности среди данной категории осужденных [Кудрявцев, 2006, с. 100].

-3

Наиболее распространенным обстоятельством, оказывающим влияние на возможность совершения преступления условно осужденным в период испытательного срока, было признано «безнаказанности» лица за совершенное преступление, наказание за которое было назначено условно. Данное мнение обусловливается рядом факторов, наличие которых не позволяет с достаточной долей уверенности утверждать, что после применения к лицу условного осуждения он претерпевает негативное воздействие условного осуждения в процессе его исполнения, за исключением факта наличия судимости. Некоторые из таких факторов будут рассмотрены далее.

-4

Глава 2. Организация и проведение социально-психологической работы с условно-осужденными психологической службой УФСИН России по Волгоградской области

2.1 Эмпирическое временной перспективы условно-осужденных с разным типом Я-концепции

В нашем исследовании мы опирались на определение Я-концепции, предложенное Р. Бернсом: Я-концепция - «динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов» [Берне, 1986, с. 136]. Следует отметить, что в пенитенциарной практике имеются отдельные аспекты изучения Я-концепции условно осужденных (особенности направленности личности, ценностные ориентации, жизненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение и др.), но комплексных исследований нет.

На современном этапе развития отечественной психологии в пенитенциарной практике представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности условно осужденного, стержнем которой является ее Я-концепция.

Таким образом, исследование временной перспективы условно осужденных, их Я-концепции позволит нам выявить «проблемные зоны» их будущей интеграции и четко определить направления психологической помощи и поддержки в процессе ресоциализации.

Наше эмпирическое исследование, проведенное в сентябре-октябре 2014 г., было направлено на изучение особенностей временной перспективы условно осужденных с разным типом Я-концепции.

Для достижения цели исследования были поставлены две основные задачи:

1. Создать типологию Я-концепции условно осужденных.

2. Изучить и выявить особенности временной перспективы условно осужденных с различными типами Я-концепции.

В качестве исследовательского инструментария были использованы следующие методики:

1. Методика «Кто Я?» (в модификации М. Куна, Т. Макпартленда). Использовалась для определения уровня рефлексии условно осужденных. Позволяет изучить когнитивный компонент Я-концепции.

-5
-6

Результаты психологического обследования временной перспективы условно осужденных с разным типом Я-концепции представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

-7
-8