Тут на днях команда Дзена решила провести конкурс публикаций о Масленице. Я подумала: почему бы и… да. Рецептов блинов вы не дождетесь, но тема мне близкая. Точнее, близкая одному моему «я», тому, что занимается историей мифологии и магии. Именно на эту тему выходят у меня книги последние 3 года. О языческих традициях народных праздников можно прочитать, например, в моей книге «Славянская магия», вышедшей в издательстве МИФ.
Так вот, я решила попробовать скрестить традиционную для этого канала «текстовую» тематику с народными традициями масленичной недели. А вы оцените результат.
Итак, это присказка, а сказка будет впереди.
Несколько слов о магии слов
Если обратиться к различным видам славянской магии, то быстро понимаешь, что в основе любого из этих видов — слово, точнее, текст: заговоры, заклинания, закликания, нАговоры, шепотки и т. д. Вся славянская и древнерусская обрядность, как правило, имеющая магическую составляющую, обязательно включает тексты. Ни одно обрядовое действие не совершалось молча, для каждого ритуала были свои, особым образом оформленные слова или словесные формулы. Более чем за тысячу лет истории восточного славянства, зафиксированной в источниках, накопилось огромное количество различных магических текстов. Кстати, их активно начали собирать в XIX веке и до сих пор их собирают этнографические экспедиции.
Вербальная магия сопровождала рождение и смерть человека, наречение имени и свадебную обрядность, поиски кладов и оздоровительные процедуры, посадку репы и ткание полотна на рубаху. И, конечно, без магии слова не обходились праздники. Вербальная магия народных праздников связана с тем, что все эти они являлись частью особой обрядности, которая должна была помочь силам природы справиться с трудностями, а людям обеспечить сытую благополучную жизнь.
Магия Масленицы
Вообще, этот праздник исконно считался днём проводов Зимы и встречи Весны. Масленица была таковой до прихода христианства и во времена Советского Союза тоже отмечалась именно в этом формате. Христианские традиции наложили свой отпечаток на масленичные обряды и даже на время проведение праздника. Когда-то день проводов Зимы и закликание Весны отмечался 14 марта. То есть, если вы помните, 1 марта по старому стилю (14 — по новому) начинали наши предки новый год до 1492 года, когда новолетие перенесли на 1 сентября. Однако весенний Новый год не языческий, как считают некоторые. Эта дата пришла к нам из Византии вместе с христианством. Там с 1 (14) марта начинались земледельческие работы, но Русь не Византия, на Руси, говорят, 14 марта (день Евдокии по церковным святцам) и сидячую собаку снегом заносит.
Но мы говорим не о Новом годе, а о Масленице. С распространением христианства встречу Весны приурочили к началу Великого поста, поэтому дата Масленицы меняется. Масленичная обрядность, как и любая другая, включала магическую составляющую. Например, нужно было помочь солнцу справиться со снегами, поэтому на Масленицу распространена была огненная магия: жгли костры, сжигали Зиму-Масленицу, катали с крутых берегов рек зажжённые тележные колёса.
Люди, празднуя окончание тяжёлой, холодной и часто голодной зимы, демонстрировали свою жизнеспособность, показывали, что они выжили и продолжают жить. С этим были связаны, например, такие молодецкие игрища, как кулачные бои. На Масленичных гуляньях обязательно пели разные и не всегда приличные частушки, танцевали, водили хороводы. И это было обязательное, ритуальное веселье. Считалось, если женщина на Масленицу не пляшет, то и весь год у неё будет не до плясок из-за проблем и горестей. На Масленицу приветствовались заигрыши, то есть это был один из праздников, когда молодёжи позволялись разные вольности. Парни с девушками гуляли свободно и даже миловались без попрёков старших.
И на Масленицу же высмеивали в скабрёзных частушках парней, что не оженились в предыдущий год. В ряде мест им привязывали к поясу большое бревно (колоду), и они таскали эту колоду по всей деревне. А незамужних девушек, вошедших в возраст, в ряде мест, например, во Владимирской и Ярославской губерниях выборанивали. Вокруг дома заневестившихся девок пожилые женщины таскали борону, чтобы скорее к этому дому сваты приехали. То есть ответственность за сохранение и поддержания рода в русском народе всегда была сильна.
Один из Масленичных обрядов — это катание: с гор, на лошадях, на санках, когда парни девушек катали с визгом и хохотом. И здесь мы тоже видим демонстрацию жизни и движения вперёд, в будущее. Девушки гадали: кто дальше всех с горы укатится, та первая замуж выйдет. Женщины гадали: какая дальше укатится, у той лён долгий (длинный) вырастет. Самых умелых прях с почётом катали на донцах прялок. Всей деревней катали с горы молодые пары, что поженились осенью и зимой. Их заставляли целоваться с криками: «Ещё подмажь, ходче пойдёт!»
И все эти обряды сопровождались древними заговорами, присказками, припевками. И, конечно, обязательно присутствовала ритуальная пища. Да, это всем известные блины, которые были не только символом солнца, но и поминальной пищей. Именно духам предков полагался в Масленицу первый блин. Его клали на подоконник или раньше на волоковое оконце, а в XIX веке подавали нищим на помин душ предков.
Как звучала Масленица
Каждый день масленичной недели имел своё название и свои ритуалы.
Блины начинали печь в воскресенье, а затваривали опару в ночь и приговаривали:
Месяц ты месяц,
Золотые рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару.
Традиционно на праздник был обильный стол, на Масленицу — блинный с разными начинками и заедками. Считалось, что нужно съесть как можно больше блинов, чтобы лето было плодородным, а жизнь удалась. Ведь «блин не клин, брюха не расколет».
Пели разные прибаутки:
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся. (Курская губ.)
Катание с гор тоже имело свои обрядовые заговоры.
«О, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали!
Мы сыр с маслицем починали,
Починали, лёли, починали.
Мы блинками гору устилали,
Устилали, лёли, устилали,
Сверху маслицем поливали,
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута,
Гора крута, лёли, гора крута.
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лёли, ясна».
(Тверская губерния)
Ну, а где катания, там и милования, так как одним девушкам с крутых гор кататься боязно, да и не принято было. Вот и катались с парнями, а те норовили полдеревни девок в своих салазках перекатать.
Ну и девушки от парней не отставали. На Масленицу им многое позволялось:
«Девки, Масленка идёт,
Кто нас покатает?
У Петруши за двором
Сивка пропадает».
В славянской праздничной обрядности всегда была сильна магия плодородия, причём плодородие земли и скота было связано с поведением человека. «Что в народе, то и в природе». Как перестают люди думать о продолжении рода, так и земля перестаёт родить, поэтому всегда много внимания уделялось единению мужского и женского начала, почитались семейные отношения. На Масленицу это хорошо заметно, так как было принято не только "невеститься" девушкам, но и посещение родителей супружескими парами, и родители ходили на блины к зятю и невестке.
«Зять на двор — пирог на стол».
«У тёщи про зятя и ступа доит».
Провожали Масленицу тоже с приговорами, приглашали заезжать на следующий год. Традиционно сжигаемое чучело в женской одежде когда-то считалось Зимой-Мораной или Зимой-Ягой. Обычай называть его Масленицей появился с распространением христианства, но отголоски языческих верований остались.
Вот и неделя прошла, распрощались с Масленицей до следующего года.
Прощай, Масленица-вертушка, настаёт Великий пост.
На деревне всё приели, подают селёдки хвост.
А на Масленой неделе из трубы блины летели.
Раздольной вам Масленицы, друзья! Конкурс не конкурс, а статья написана мной от души. Будьте добрее. Всех, кто станет злословить в комментариях, я лично своим боевым помелом — в бан.😊