Найти в Дзене
Fight_club_warrior

График тренировок мастера Масутацу Оямы

Пожалуй, самое яркое отражение послевоенный бум каратэдо нашел в деятельности Ояма Масутацу, великого мастера и не менее великого пропагандиста, создавшего себе и своей школе фантастическую по масштабам рекламу в странах Запада. Ояма, родившийся в 1923 году, относится к новому поколению каратистов, которое качественно отличается от бескорыстных подвижников былых времен: стремление к самоутверждению любой ценой вело его по тернистому пути к вершинам. Кореец по происхождению, он принадлежал к этническому меньшинству, много веков служившему объектом дискриминации в едином по нацио-нальному составу японском обществе. В первой половине XX в., когда Корея превратилась в колонию японского империализма, сегрегация корейцев, в том числе и уроженцев Японских островов, стала нормой государственной политики. Возможно, именно сознание некоторой ушемленности и пробудило в способном корейском юноше желание пробиться наверх во что бы то ни стало. Псевдоним, под которым он стал известен миру, Ояма Ма

Пожалуй, самое яркое отражение послевоенный бум каратэдо нашел в деятельности Ояма Масутацу, великого мастера и не менее великого пропагандиста, создавшего себе и своей школе фантастическую по масштабам рекламу в странах Запада. Ояма, родившийся в 1923 году, относится к новому поколению каратистов, которое качественно отличается от бескорыстных подвижников былых времен: стремление к самоутверждению любой ценой вело его по тернистому пути к вершинам.

Кореец по происхождению, он принадлежал к этническому меньшинству, много веков служившему объектом дискриминации в едином по нацио-нальному составу японском обществе. В первой половине XX в., когда Корея превратилась в колонию японского империализма, сегрегация корейцев, в том числе и уроженцев Японских островов, стала нормой государственной политики. Возможно, именно сознание некоторой ушемленности и пробудило в способном корейском юноше желание пробиться наверх во что бы то ни стало. Псевдоним, под которым он стал известен миру, Ояма Масутацу (букв. «умножающий свои достижения, подобные высокой горе») воплощает честолюбивые юношеские мечты.

Ояма начал заниматься кэмпо сравнительно поздно — с девяти лет. Уже в пятом классе он стал обладателем первого дана и с тех пор старался методически овладевать всеми существующими стилями каратэдо и кэмпо. Поступив в 1943 г. в Токийский институт колоний, Ояма записался в секцию каратэдо Годзюрю и всего за несколько месяцев получил четвертый дан по программе школы. К концу войны Двадцатидвухлетний мастер не знал себе равных в мире спортивного каратэдо, но его привлекало совсем иное. Пережидая смутное время, он удалился на гору Минобэ и там в течение года от зари до зари самозабвенно предавался физическим и духовным упражнениям. Ояма поставил себе задачей максимально развить силу, выносливость и «пробивную способность» организма, для того чтобы впоследствии противопоставить утвердившимся в Японии стилям «ограниченного» спортивного каратэдо настоящее боевое кэмпо. В результате он одержал уверенную победу на турнире каратэдо первого послевоенного Всеяпонского чемпионата воинских искусств в 1947 г., нокаутировав всех своих противников.

В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:

4 ч. утра. Подъем. Медитация — 10 мин. Бег трусцой по горам — 2 часа.

7 ч. утра. приготовление пищи.

8 ч. утра. трапеза, совмещающая завтрак и обед.

9 ч. утра. начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:

Поднятие шестидесятикилограммовой штанги, 20 раз;

отжимания на пальцах 20 раз;

отжимания в стойке на руках 20 раз;

подтягивания на перекладине 20 раз;

удары кулаком по макиваре, по 20 ударов справа и слева.

После выполнения каждого комплекса — дыхательные упражнения и тут же — повтор данного комплекса.

После десятикратного выполнения — отдых до 11 часов.

11 ч. утра. Ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какую-либо одну ката.

Hапример, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т.д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке.

То же самое с остальными ката.

2 ч. пополудни. Поднятие тяжестей.

Поднятие шестидесятикилограммовой штанги, 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку.

1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах.

Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв.

Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.

3 ч. пополудни. Отработка приемов спарринга;

упражнения с макиварой;

упражнения для брюшного пресса — 200 раз;

разбивание камней; лазание по канату.

5 ч. пополудни. Приготовление пищи. Ужин.

6 ч. пополудни. Медитация. Отход ко сну.

В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь. Тем не менее для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам и внедрить новую методику обучения каратэ-до, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек вполне современного склада, Ояма быстоо понял, что помочь ему в таком смелом начинании может только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной кампании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом «рука-меч». Вскоре был снят документальный фильм, запечатлевший первую в мире корриду, где тореадор выступал совершенно безоружным. Схватка, вопреки ожиданиям самого Ояма, протекала не совсем гладко, но все же бык был повержен.

Реклама сделала свое дело — перед отважным каратистом открылись широкие горизонты всемирного успеха. За время своей практики Ояма убил пятьдесят быков. Впоследствии он писал, что собирался продолжить эксперимент с медведем и тигром, но не хватило денег на приобретение хищников, да к тому же и Общество охраны животных запротестовало.