Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все вы, пожалуй, знаете, что ширина колеи на российских железных дорогах составляет 1520 миллиметров. Впрочем, если быть более точным, то существуют ещё допуски: по уширению на 8 миллиметров, по сужению на 4 миллиметра. Помимо этого, в кривых малого радиуса ширина колеи может быть ещё шире.
Также, наверняка вам известен стандарт европейской колеи - 1435 миллиметров. Именно такое расстояние можно намерить между внутренними гранями головок рельсов в таком большом списке стран, как Евросоюз (кроме Финляндии, Прибалтики и Испании), Великобритания, Турция, Ближний Восток, Китай, и вся Северная Америка.
Однако, в этой статье мы поговорим о странах и регионах, которые используют колею шире, чем даже наша русская.
Исторически, самая широкая в мире колея была раньше в Англии, на одной из железных дорог. Да, когда отрасль только зарождалась, ещё не было стандарта для всех железных дорог в рамках одной страны, а потому каждое предприятие строило, так скажем, по своему усмотрению. Таким образом, компания Great Western Railways строила железнодорожные линии с шириной колеи 2140 миллиметров с 1833 по 1892 год. В дальнейшем, они были перешиты на стандартную для этого региона колею 1435 миллиметров. Ну а теперь перейдём уже к существующим железным дорогам с широкой колеей.
Индийская колея - 1676 миллиметров
Колея 1676 мм (5 футов 6 дюймов) является третьей по распространённости в мире (после европейской и русской). Такая колея называется «индийской». Ну и, как можно догадаться, используется в Индии, ну а помимо неё ещё в Пакистане, Аргентине, Чили и на Шри-Ланке.
Однако, первой британской колонией, использовавшей колею 1676 миллиметров стала не Индия, а Канада в 1850-х годах. Также железные дороги с такой колеей были и в северных штатах США. В качестве аргументов, в пользу пяти футов и шести дюймов, приводились следующие суждения:
- Широкая колея обеспечивала более плавный ход и меньше покачиваний, особенно при наличии неровностей пути
- Широкая колея означала возможность создания более широких вагонов, отсюда большая вместимость как для грузов, так и для пассажиров. Более вместительные вагоны позволяют уменьшить количество вагонов, а значит и длину поезда. Это, в свою очередь, уменьшает влияние боковых ветров и соответствующую потерю мощности
- По такой же логике: более широкие паровозы - значит более мощные паровозы
- Из необычного - широкий паровоз лучше справляется с очисткой снега (что особенно актуально в Канаде)
К тому же, стоит отметить, что единого стандарта колеи ещё не существовало, а потому к унификации особо не стремились и более серьёзно рассматривали преимущества более широкой колеи.
Таким же образом железнодорожные пути, в то время, стали ложиться на индийские просторы. Не стоит также забывать и о том, что более широкие подвижные единицы позволяли размещать громоздкую военную технику, которую в колонии иметь весьма полезно. Далее в Канаде и США колею 1676 миллиметров перешили уже ставшую тогда стандартом 1435 миллиметров, а в Индии не стали.
Что касается Аргентины и Чили, то там широкая колея позволяла перевозить за раз больше сельскохозяйственной продукции, что и повлияло на её выбор.
Иберийская колея - 1668 миллиметров
Испания и Португалия, расположенные на Иберийском (Пиренейском) полуострове - единственные страны в Европе (не считая тех, что раньше в том или ином виде входили в состав Российских государств), ширина колеи в которых отличается от европейской. Здесь она составляет 1668 миллиметров.
Выбор такой ширины колеи был продиктован весьма холмистом рельефом местности, характерным для полуострова. Возведение железной дороги в таких условиях требует либо масштабных земляных работ, либо строительства капитальных искусственных сооружений: мостов, виадуков и тоннелей.
Оба этих варианта - дороги и трудозатратны, особенно для XIX века, когда история железных дорог только начиналась. В таком случае подходящим вариантом будет сгладить рельеф местности при помощи устройства кривых, в том числе малого радиуса. А устойчивость и комфорт для пассажиров, а также допустимые скорости - всё это будет в таких условиях выше при большей ширине колеи.
В настоящее время, конечно, из-за этого возникает весьма много трудностей в железнодорожном сообщении между Испанией и Францией. В последней, как нетрудно догадаться, ширина колеи европейская и равняется 1435 миллиметрам.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!