Найти в Дзене
ПОД СТУК

Колея шире - а люди всё равно в поезде не помещаются. В каких странах используется широкая колея на железных дорогах?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Все вы, пожалуй, знаете, что ширина колеи на российских железных дорогах составляет 1520 миллиметров. Впрочем, если быть более точным, то существуют ещё допуски: по уширению на 8 миллиметров, по сужению на 4 миллиметра. Помимо этого, в кривых малого радиуса ширина колеи может быть ещё шире.

Также, наверняка вам известен стандарт европейской колеи - 1435 миллиметров. Именно такое расстояние можно намерить между внутренними гранями головок рельсов в таком большом списке стран, как Евросоюз (кроме Финляндии, Прибалтики и Испании), Великобритания, Турция, Ближний Восток, Китай, и вся Северная Америка.

Однако, в этой статье мы поговорим о странах и регионах, которые используют колею шире, чем даже наша русская.

Исторически, самая широкая в мире колея была раньше в Англии, на одной из железных дорог. Да, когда отрасль только зарождалась, ещё не было стандарта для всех железных дорог в рамках одной страны, а потому каждое предприятие строило, так скажем, по своему усмотрению. Таким образом, компания Great Western Railways строила железнодорожные линии с шириной колеи 2140 миллиметров с 1833 по 1892 год. В дальнейшем, они были перешиты на стандартную для этого региона колею 1435 миллиметров. Ну а теперь перейдём уже к существующим железным дорогам с широкой колеей.

Индийская колея - 1676 миллиметров

Колея 1676 мм (5 футов 6 дюймов) является третьей по распространённости в мире (после европейской и русской). Такая колея называется «индийской». Ну и, как можно догадаться, используется в Индии, ну а помимо неё ещё в Пакистане, Аргентине, Чили и на Шри-Ланке.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Однако, первой британской колонией, использовавшей колею 1676 миллиметров стала не Индия, а Канада в 1850-х годах. Также железные дороги с такой колеей были и в северных штатах США. В качестве аргументов, в пользу пяти футов и шести дюймов, приводились следующие суждения:

  • Широкая колея обеспечивала более плавный ход и меньше покачиваний, особенно при наличии неровностей пути
  • Широкая колея означала возможность создания более широких вагонов, отсюда большая вместимость как для грузов, так и для пассажиров. Более вместительные вагоны позволяют уменьшить количество вагонов, а значит и длину поезда. Это, в свою очередь, уменьшает влияние боковых ветров и соответствующую потерю мощности
  • По такой же логике: более широкие паровозы - значит более мощные паровозы
  • Из необычного - широкий паровоз лучше справляется с очисткой снега (что особенно актуально в Канаде)

К тому же, стоит отметить, что единого стандарта колеи ещё не существовало, а потому к унификации особо не стремились и более серьёзно рассматривали преимущества более широкой колеи.

Таким же образом железнодорожные пути, в то время, стали ложиться на индийские просторы. Не стоит также забывать и о том, что более широкие подвижные единицы позволяли размещать громоздкую военную технику, которую в колонии иметь весьма полезно. Далее в Канаде и США колею 1676 миллиметров перешили уже ставшую тогда стандартом 1435 миллиметров, а в Индии не стали.

Правда, более широкая колея и более широкие вагоны всё равно не позволяют вместить всех желающих. Фото взято из открытых источников.
Правда, более широкая колея и более широкие вагоны всё равно не позволяют вместить всех желающих. Фото взято из открытых источников.

Что касается Аргентины и Чили, то там широкая колея позволяла перевозить за раз больше сельскохозяйственной продукции, что и повлияло на её выбор.

Иберийская колея - 1668 миллиметров

Испания и Португалия, расположенные на Иберийском (Пиренейском) полуострове - единственные страны в Европе (не считая тех, что раньше в том или ином виде входили в состав Российских государств), ширина колеи в которых отличается от европейской. Здесь она составляет 1668 миллиметров.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Выбор такой ширины колеи был продиктован весьма холмистом рельефом местности, характерным для полуострова. Возведение железной дороги в таких условиях требует либо масштабных земляных работ, либо строительства капитальных искусственных сооружений: мостов, виадуков и тоннелей.

Оба этих варианта - дороги и трудозатратны, особенно для XIX века, когда история железных дорог только начиналась. В таком случае подходящим вариантом будет сгладить рельеф местности при помощи устройства кривых, в том числе малого радиуса. А устойчивость и комфорт для пассажиров, а также допустимые скорости - всё это будет в таких условиях выше при большей ширине колеи.

Автор: Mik_Shep / RailGallery
Автор: Mik_Shep / RailGallery

В настоящее время, конечно, из-за этого возникает весьма много трудностей в железнодорожном сообщении между Испанией и Францией. В последней, как нетрудно догадаться, ширина колеи европейская и равняется 1435 миллиметрам.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6