В 9 «В» шёл урок литературы. Ольгу Михайловну радовало, что бессмертное произведение Пушкина «Евгений Онегин» очень заинтересовало учеников. Пушкин ещё со школьных лет у Ольги Михайловны был одним из любимых поэтов.
Когда появились компьютеры, мобильные телефоны, кабельное телевидение с многочисленным набором каналов, дети, как считали учителя с большим педагогическим стажем, утратили интерес к чтению, во всяком случае стали читать меньше, чем раньше. Чтение книг, как писал один поэт, (и она была с ним согласна) это труд души, неустанный, созидательный, который у многих формирует характер. Человек, особенно юный, который не читает хороших книг, если не деградирует, то духовно не развивается. Безусловно, Ольга Михайловна понимала, что программные произведения литературы многие ученики читают для того, чтобы получить хорошую отметку. И только некоторые подходили на перерыве к учителю, спрашивали, что интересного, не вошедшего в школьную программу, она посоветовала бы почитать.
А тут, «Евгений Онегин», кажется, заинтересовал всех. Вообще романтическая история любви Татьяны и Онегина всегда волновала юношей и девушек такого возраста, как её ученики ─ известно же, в такие годы ждёшь свою первую любовь. Однако оценки нравов давно ушедших времён, традиции жизни общества в прошлом обычно вызывали споры. Многие не могли понять ─ почему история любви заканчивается грустно, почему люди, которые любят друг друга, расстаются.
─ Ольга Михайловна, события в романе происходили давно, время было другое. Татьяну насильно выдали замуж за нелюбимого. Когда потом Онегин её полюбил, Татьяна не могла развестись, общество её осудило бы, ─ так понимал Виктор Зуев отношения между главными героями произведения.
Виктор неплохо учился, мог стать отличником, но ему мешали сложные отношения между родителями. Несколько раз отец оставлял семью, но быстро возвращался назад.
─ Она не могла предать мужа, ─ заступилась за Татьяну Юля.
─ Но быть женой одного человека, а в мыслях мечтать о другом, это же грех, ─ сказала Маша Кравчук, она занималась в воскресной школе, знала Евангелие.
─ А разве сказано, что она мечтала именно об этом? ─ засомневался даже двоечник Покатило, который безразлично относился к учёбе, но много читал детективов, как отечественных, так и зарубежных авторов, имел неплохую библиотеку произведений фантастики.
─ Ну и нравы были в прошлом…В Спарте детей бросали со скалы, где-то, сейчас не помню где, немощных стариков отвозили в горы умирать голодной смертью, в каком-то обществе нельзя было развестись с нелюбимой.. Теперь хорошо. Если любовь прошла, можно тихо, мирно, полюбовно разойтись, создать другую, даже третью семью или вообще, жить бобылём, ─ высказал свою мысль Зуев. ─ Про это всё время по телевизору рассказывают
─ Всё равно ─ это не что иное, как предательство, по отношению к мужу или жене, а главное ─ к детям, ─ сказала Юля.
─ Кстати, о предательстве. Мне попалось в руки книга французского писателя Жульена Бенды «Предательство интеллектуалов». Очень интересная книга, почитайте, ─ посоветовал товарищам Зуев. ─ Дело в том, что в это время элита, или интеллектуалы отказались от высших ценностей ─ справедливости, рациональности, посчитали, что ими можно пожертвовать ради практичных интересов. Такая практика существовала и существует не только во Франции. Даже сейчас можно привести много примеров подобного предательства…
─ В девятнадцатом столетии ещё раз женились или выходили замуж только после смерти мужа или жены. Семья была нерушимой, ─ сообщила учительница, ─ Так было принято в обществе, и мало кто мог отступить от этого правила.
─ Вот, значит, нужно было выбирать себе спутника жизни так, чтобы навсегда, ─ сделал вывод Покатило. ─ И правильно, мы же не в какой-то Азии, где придумали гарем.
─ А я читала, что если муж и жена много лет живут вместе, тогда их чувства притупляются, слабеют, ─ сказала Маша Кравчук. ─ Есть даже термин притупляемость чувств.
─ Что ещё за притупляемость? ─ поинтересовался Покатила.
─ Ну если взять прекрасный цветок, скажем, розу, самую нежную из цветов. И пусть каждый оторвёт от неё по одному лепестку. Что останется от цветка? ─ Маша немного помолчала, посмотрела на класс, ожидая ответа.
─ Ну что? Тут всё ясно ─ не будет розы, ─ Покатило это было понятно.
─ Останутся колючки, ─ продолжала Маша. ─ Так и человек, если он ветреный, непостоянный в своих чувствах, то он не способен полюбить. Большое счастье для человека, если он и она встретятся. А бывает так, что другая половинка живёт рядом, на соседней улице. А ты и не знаешь об этом…
─ Вот об этом как раз и написал один известный поэт, ─ добавила Ольга Михайловна и на память прочла.
Как я жил без тебя?
Как я жил без тебя и не знал даже то, что на свете
За глухими лесами, с трудом где дороги найдёшь,
Не в далёких мирах, а на нашей любимой планете
В переулке зелёном вдали от меня ты живёшь.
Как я жил без тебя? А могли б и не встретиться даже,
За полшага всего мы друг друга могли обойти.
И на разных дорогах не встретили б счастье мы наше.
И не знал бы, с кого за своё невезенье спросить.
Надо было тогда мне в кромешном аду оказаться,
Своих близких и лучших друзей потерять.
И страдать. От жары и от стуж укрываться,
Чтоб тебя под Полярной звездой отыскать.
И узнать. И не помнить былые обиды,
Чтоб в глазах твоих лучики счастья поймать.
И в надеже своей навсегда укрепиться,
Возродиться, как Феникс из пепла, опять.
Стать добрее и мягче, тебе покориться,
Восхищаясь суровой твоей чистотой.
Чтобы счастье в глазах продолжало искриться,
На высоком огне закаляться душой.
Время быстро летит. И виски притрусили метели.
Проступает всё больше насечек со лба.
Я смотрю на тебя, удивляясь доселе,
И представить боюсь, как я жил без тебя.
В классе, когда учительница окончила чтение, установилась тишина, она была не долгой, словно натянутая, может сейчас каждый ученик думал о своём. Учителя радовало, что равнодушных не было.
─ Будем комментировать стихотворение? ─ спросила Ольга Михайловна, когда в классе послышался лёгкий шумок.
─ Настоящая поэзия не требует комментариев, ─ уверено, словно для неё это была давно известная истина, произнесла Юля. ─ Я знаю, кто это написал. Сергей Гроховский. Поэт с нелёгким жизненной и творческой судьбой. И еще я читала, что настоящей любви всегда не просто. Что касается этого стихотворения, думаю, это стихотворение не нужно объяснять. Тут всё понятно.
─ Согласен. Но в последнее время появилась много произведений, которые без комментариев не понять, ─ озабоченно сказал Зуев.
─ Постмодернизм, ─ коротко уточнила Маша.
─ Ну, про постмодернизм как-нибудь поговорим на классном часу, а сейчас, ─ учительница посмотрела на часы. ─ Конец урока, остаётся вам дать домашнее задание. Но перед этим я прочитаю вам стихотворение ещё об одной любви.
Калісь, як я выходзіў з хаты айца,
Тры кветкі ў дарогу ўзяў для жыцця:
Ад маткі і брата дзве кветкі дастаў,
А трэцю найлепшы мне друг дараваў.
І покі не звянуць тры кветкі мае
Значыць, што тужаць усе тры па мне.
Хутка прабеглі дні шчасця, пацех, ─
На слёзы і гора змяніўся мой смех.
Я глянуў на кветкі: аж братня звяла,
Шчырага друга пад плесняй ляжала;
Адна толькі кветка як сонца цвіла:
Бо крэпка любіла матуля адна…
─ Ну, это о святом. О материнской любви, ─ снова первой о стихотворении заговорила Юля. ─ Здесь также никаких коментариев не нужно.
─ Молодец! ─ почти восклиункла Ольга Михайловна. ─ Кстати, настоящая поэзия, как и проза ─ вечна... Видно, что ты много читаешь.
Юля покраснела.
─ А по телевизору показывают ─ сколько случаев, когда молодые матери отказываются от своих малышей, которых сдают в интернат, чтобы их государство воспитывало, ─ поднялся из-за парты Покатило.
─ О материнской любви мы с вами также поговорим, ─ Ольга Михайловна взяла со стола классной журнал, собираюсь уходить. А вам ещё одно задание: узнать, кто автор стихотворения. С украинского языка на белорусский его перевела наша землячка. Тому, кто узнает, гарантирую десять баллов по литературе.
Вы прочли отрывок из повести Татьяны Пешко "Исправление ошибок"
Читать здесь