Найти в Дзене
СберПро

Миллиметры стали миллиардами: как ж/д компания закупила на 15 млрд евро поезда неправильной ширины

И к чему это привело В 2014 году французская государственная железнодорожная компания SNCF столкнулась с громким скандалом, который получил огласку в мировых СМИ. Новые поезда, заказанные у крупных производителей, оказались слишком широкими для платформ на региональных станциях. Ошибка стоила SNCF огромных денег и репутационных потерь. Разбираемся, что сделали не так и какие уроки по управлению проектами можно вынести из этой истории. SNCF совместно с оператором железнодорожной инфраструктуры RFF закупила 341 поезд стоимостью 15 млрд евро. Выяснилось, что при закупке опирались на неверные данные. Новые поезда соответствовали стандартам платформ не старше 30 лет постройки. Но не подходили для станций, возведённых более 50 лет назад на региональных линиях (оказались на 20 см шире, чем требовалось). В итоге компании пришлось выделить дополнительные 50 млн евро на реконструкцию 1300 платформ, края которых расположены близко к рельсам и не рассчитаны на габариты новых вагонов. Министр транс
Оглавление
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

И к чему это привело

В 2014 году французская государственная железнодорожная компания SNCF столкнулась с громким скандалом, который получил огласку в мировых СМИ. Новые поезда, заказанные у крупных производителей, оказались слишком широкими для платформ на региональных станциях. Ошибка стоила SNCF огромных денег и репутационных потерь. Разбираемся, что сделали не так и какие уроки по управлению проектами можно вынести из этой истории.

Что произошло?

SNCF совместно с оператором железнодорожной инфраструктуры RFF закупила 341 поезд стоимостью 15 млрд евро. Выяснилось, что при закупке опирались на неверные данные. Новые поезда соответствовали стандартам платформ не старше 30 лет постройки. Но не подходили для станций, возведённых более 50 лет назад на региональных линиях (оказались на 20 см шире, чем требовалось). В итоге компании пришлось выделить дополнительные 50 млн евро на реконструкцию 1300 платформ, края которых расположены близко к рельсам и не рассчитаны на габариты новых вагонов.

Министр транспорта назвал ситуацию трагикомической, подчеркнув, что она стала следствием разобщённости SNCF и RFF — двух независимых структур. Первая отвечала за эксплуатацию поездов, а вторая — за управление станциями. «Это как если бы вы купили новый Ferrari и поняли, что он не помещается в гараже. Потому что до этого у вас не было Ferrari», — объяснял причину ошибки директор RFF по связям с общественностью.

Почему проблема не уникальна?

Похожий случай произошёл в Испании десять лет спустя. В 2023 году национальный оператор железнодорожных перевозок Renfe заказал региональные поезда на сумму 258 млн евро. Сумма закупки меньше, а проблема больше: габариты вагонов не позволили им войти в горные тоннели. За передачу сведений о размерах тоннелей тоже отвечала отдельная компания — Adif. Реализацию проекта по обновлению транспорта пришлось отложить на два года, из-за скандала уволились два высокопоставленных чиновника.

Ситуация выявила схожую проблему: за управление поездами и железными дорогами отвечали две структуры, которые не обменивались информацией между собой. Менеджеры, которые покупали поезда, просто не знали, что ширина путей, железнодорожных платформ или даже горных тоннелей может отличаться в разных частях страны.

Чем эти истории могут быть полезны для бизнеса?

Успешное управление — это баланс между системным подходом, технологией и эффективными коммуникациями.

Что нужно учесть при реализации крупных проектов:

1. Уделять внимание актуальности данных

Одна из главных причин провала — неполные данные о размерах железнодорожных путей. Избежать подобных ошибок помогут цифровые двойники инфраструктуры и регулярный аудит. Эти инструменты позволяют контролировать информацию на всех этапах и находить в проектах критически важные отклонения. О том, как цифровые двойники внедряются в разных отраслях, читайте в статье на СберПро.

2. Выстраивать систему управления

Разделение ответственности между разными структурами затрудняет координацию проекта и приводит к серьёзным упущениям. Чтобы избежать таких ситуаций, бизнесу важно внедрять эффективные методологии. Подробнее о современном подходе к проектному управлению, который помогает синхронизировать процессы и минимизировать риски, смотрите в нашем видео. 

3. Развивать коммуникации

Частая причина сбоя в проектах — разрыв в коммуникациях между исполнителями. Так, передача данных о параметрах железнодорожных путей происходила через компании, которые практически не взаимодействовали с производителями поездов. О том, как грамотно организовать обмен данными и наладить диалог между командами проекта, рассказываем в этом материале.