Найти в Дзене
Наталья Косякова

Здесь пахнет надеждой. Спектакль «Радио-Паша» на сцене Театра Вахтангова

После показа спектакля "Радио-Паша" на Симоновской сцене Театра Вахтангова: артист Георгий Бугрышев, Павел Лазарев, директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, режиссёр и актриса Людмила Манонина-Петрович, актёры Мария Поликарпова и Константин Зеленский, а также Ирина Бугрышева. Фото: Валерий Мясников.
После показа спектакля "Радио-Паша" на Симоновской сцене Театра Вахтангова: артист Георгий Бугрышев, Павел Лазарев, директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, режиссёр и актриса Людмила Манонина-Петрович, актёры Мария Поликарпова и Константин Зеленский, а также Ирина Бугрышева. Фото: Валерий Мясников.

На Симоновской сцене Театра Вахтангова состоялся показ спектакля-читки «Радио-Паша» Театральной компании «Ковчег». Постановка, посвящённая участникам СВО, создана по одноимённому рассказу из книги Ирины Бугрышевой «Я трогаю войну руками».

Южнорусский человек – он солнечный, неунывающий, улыбчивый и зачастую балагур, ведь вся его жизненная энергия просится на волю. Такому нравится быть благодарным и счастливым. Даже на госпитальной койке.

Павел, который за его умение быть неумолкаемой душой компании в бесконечной питерской осени-зиме, в госпитале получил позывной «Радио-Паша», во что бы то ни стало, решил быть счастливым каждый день. «Без ноги – так без ноги! Ничто мне не сможет помешать!» - говорит он.

Паша на лечении подружился с массажисткой Ириной, которая в детстве тоже много времени провела у бабушки на родине Чехова. Сработала таганрогская ДНК. Ещё бы! Колоритный говор, россыпь звёзд над морем, петухи по утрам, горы слив, арбузов, персиков, квас из бочки, любимые «фасоля» и козинаки, смачные перепалки соседей, незабвенный старинный паровоз, где молодые люди назначают свидания, да мало ли!

Актёры Людмила Манонина-Петрович, Константин Зеленский и Мария Поликарпова. Фото: Валерий Мясников.
Актёры Людмила Манонина-Петрович, Константин Зеленский и Мария Поликарпова. Фото: Валерий Мясников.

И вот из этой красоты и неги – в пекло войны. А как по-другому? Дед именно так воспитал на своих боевых рассказах. «Призвали – значит надо! Родина позвала – пошёл!»

И духовная мощь этого бойца переворачивает всё внутри. Простой русский парень только что был металлургом, давал жару у плавильной печи, и вот уже берёт с боевой братией Мариуполь, без тени пафоса, ни минуты не сомневаясь в правоте дела, которое защищает. «А что бы я сказал деду там, если б не пошёл?»

Счастье для него везде – в той, довоенной жизни, с её морем, портом, раками и рыбой, охапками тюльпанов и вёдрами сирени, друзьями и подружками, которые привыкли говорить «я скучаю за тобой» - и пусть кто-то назовёт это ошибкой, но ведь точно не промахом – счастье и в новой реальности: в передышке между боями, в том, что остался жив, в новом бытии, наконец – с ним родной город, мама, и всё остальное тоже в порядке – какие сомнения!

Оптимизм Паши заражал всех на больничных койках, а ещё медсестёр, нянечек, врачей. Эта жажда жизни и шквал любви зарождали надежду в лучшее во всех без исключения.

Акётры Константин Зеленский, Людмила Манонина-Петрович и Мария Поликарпова. Фото: Валерий Мясников.
Акётры Константин Зеленский, Людмила Манонина-Петрович и Мария Поликарпова. Фото: Валерий Мясников.

Он никогда не сомневался: любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла ...

И она, безусловная любовь к миру и к людям, хранила его, сберегла и дала силы всё перенести и продолжать быть счастливым несмотря ни на что, потому что для него всё не зря.

Не понадобились ему никакие психологи, чтобы душа продолжала парить, сердце биться, а молодой глаз гореть. Так складываются божественные узоры, когда знаешь, кто ты и зачем пришёл в этот мир.

И мы выстоим, когда у нас такие Паши.

Рассказ Ирины Бугрышевой, с 2022 года волонтёра в госпитале – реальная история об участнике Специальной военной операции 37-летнем Павле Лазареве из Таганрога, который был удостоен сразу двух наград – ордена Мужества и медали «За отвагу».

Этим сюжетом заинтересовалась режиссёр из Санкт-Петербурга Людмила Манонина-Петрович и её постановка стала одним из первых в России спектаклей, посвящённых участникам СВО.

К осмыслению темы Специальной военной операции Театр Вахтангова обратился впервые в 2024 году, это была читка пьесы Виктории Никифоровой «Молодая гвардия». Театру было важно ввести тему СВО в сферу современного искусства, сделав её предметом диалога со зрителем посредством сценических образов. Документальная история «Радио-Паша» стала продолжением этой темы.