Найти в Дзене
Школа писателей Band

Из чего состоит идеальный сюжет? Доля правды

Оглавление

6 изобильных источников правды для ваших художественных текстов.

В статье «Как создать шедевр» мы описывали формулу создания успешного сценарного продукта, которая представляет собой соотношение: 50% документального материала и 50% вымысла.

Где же взять эти 50% правды?

Об этом и поговорим.

Вот 6 самых богатых источников, из которых вы можете черпать долю своей правды для текстов.

1. Наша личная судьба и опыт

Первый и наиболее очевидный источник, дающим нам самый ценный и уникальный материал. Это то есть то, что вызывает в нас наибольший эмоциональный отклик.

Наша личная история побед, поражений, потери, расставания, родительства, детства и т.д..

Те темы, в которых мы можем быть неповторимым рассказчиком — наша авторская территория.

2. Судьба и опыт наших родных и близких

Стоит упомянуть, что этот источник будет изобильным только в том случае, если мы отказываемся от оценочности.

Например, если наш близкий человек пришёл поделиться историей из своей жизни, мы не говорим ему «ты поступил плохо» или «ты поступил хорошо», не судим его за действия. Вместо этого мы предлагаем ему относится к этому как к опыту, как к тому, что уже произошло. И выражаем готовность выслушать.

Если людей не оценивать и не судить, они намного охотнее делятся своими историями.

3. Судьба и опыт незнакомцев

Этот источник доступен, к слову, ежедневно.

Возьмём социальные сети. Люди, на которых мы пописаны, могут давать нам бесконечное множество идей.

Например, кто-то выложил пост о том, что с ним произошло или свою реакцию на какое-то событие. А вы понимаете, что его история вас не отпускает. Вы всё время думаете, а почему он так поступил? Что она пережила в этот момент? Что же там на самом деле было?

Если у вас есть какая-то фиксация, какое-то колебание, если вас это не отпускает, пожалуйста, погружайтесь вглубь. Возможно, у вас есть воспоминания о похожем опыте. Если вы сможете вызвать эти чувства и эмоционально подключиться к этой истории, из неё может получиться настоящий шедевр.

4. Область нашего интереса, наших знаний и нашего профессионализма

Возможно, вы пришли в писательство из другой профессии, к которой у вас остались тёплые чувства и о которой вам есть что сказать. Возможно, вы просто в чём-то хорошо разбираетесь и специализируетесь на этом.

Всё это — очень ценный источник для правдоподобного и живого сюжета. Поэтому если вас будоражит ваша прошлая профессия, обязательно пишите про неё.

5. Область нашего интереса, но мы в этом не специалисты

Бывает так: нам что-то интересно, но мы не являемся специалистами в этой сфере или совсем в ней ничего не понимаем. Но всегда настораживаемся, когда слышим какие-то её отголоски. Внутри нас что-то начинает шевелиться.

Это тоже очень хороший знак. Если есть тяга к этой теме, к этой сфере, можно начинать собирать разные материалы, погружаться в неё, сделать её частью своей ежедневной рутины.

Так это сделала, например, известная американская сценаристка Шонда Раймс, создательница сериала «Анатомия страсти».

Каждый вечер, вернувшись домой с работы, она ужинала под документальные фильмы о хирургах, в которых в прямом эфире показывали хирургические операции. Шонда не понимала, почему она это делает. Она ничего не знала ни про хирургию, ни про операции. Но испытывала какой-то необъяснимый интерес. Она подала заявку на один из телеканалов о написании сценария о военных врачах. Ей ответили, что о военных врачах писать лучше не стоит, и предложили написать сценарий про врачей обычных.

Тогда Шонда Раймс наняла консультантов и создала сериал, который идёт больше 20 лет! Не имея медицинских знаний, она пошла за своим интересом и совершила невероятное.

Кадр из телесериала «Анатомия страсти».
Кадр из телесериала «Анатомия страсти».

6. Искусство

Например, вы читаете роман «Ученица» Тары Вестовер и не понимаете, как девочка могла выжить в такой семье: с жестоким отцом, жестокой матерью и жестокими братьями. Как вообще можно выжить в таких условиях и сохранить себя? Да ещё и поступить в Гарвард!

Или смотрите в музее на Ивана Грозного, только что убившего своего сына. Картина вас завораживает. Вы можете спросить себя: кто я на этой картине? Чьи чувства мне понятны? Чувства отца, который взбесился и сделал что-то очень страшное или чувства сына, который так доверял отцу, что не ожидал, что тот может убить?

Это даст вам точку зрения на историю, ключ к чувственному опыту, которым вы будете делиться.

То же самое касается музыки, кино и остальных направлений в искусстве. Если вас что-то не отпускает, заставляет задавать вопросы, значит, нужно идти вглубь, пока не найдёте настоящий клад.

Теперь вы знаете, где взять 50% правды для своего неповторимого сюжета. Исследуйте, задавайте вопросы, погружайтесь — и выныривайте с настоящим шедевром.

Ваша Школа Band.

//По материалам выступления драматурга Марии Зелинской в открытом лектории школы писательского мастерства Band.