Найти в Дзене

Летать нельзя бояться. АЭРОФОБИЯ, Часть II: Страшные истории из неба

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Самое время немного вновь откинуться на спинку кресла, закрыть глаза и вспомнить, а что же пугает вас еще в самолете? Что заставляет дрожать от страха при одном только упоминании полета? Может быть что-то упустили из вида?

Явно же не крыльев и кресел вы боитесь.

Ничего не контролирую

Отсутствие контроля. Мы привыкли, что если мы едем на машине, то видим, что происходит спереди, это дает нам некоторую иллюзию того, что есть и доля нашего контроля, ведь мы, вместе с пилотом, смотрим вперед. В самолете же мы смотрим в иллюминатор, который расположен на боковой плоскости, и что получается? Что смотрим всегда в сторону. И вроде бы нашего контроля нет.

А контроль какого рода интересует пассажира? Контроль над техникой, в первую очередь, понимать, что техника исправна и безотказна. А если с техникой все в порядке? Тогда задавать вопросы тем, кто этой техникой управляет. И к черту проводников, главное, чтобы пилоты были в порядке. Самое главное - чтобы они были трезвыми! Довольно часто на входе в самолет у меня спрашивают пассажиры: "А пилоты выспались? Хорошо себя чувствуют?"

Про одну такую пассажирку и хочу вам рассказать:

Начало двухтысячных, небо бороздят еще советские самолеты, оставшиеся после распада союза, но пилоты уже с российскими документами. Семья собирается вылетать из Египта, где проходил веселый и замечательный отпуск, но после входа на борт одна из пассажирок, которую дети звали "Мама", решает, что пилоты пьяны. Как эта мысль закрадывается в ее голову - неизвестно. Но себе она ставит задачу: выяснить, а точно ли пилоты трезвые, и можно ли вообще с такими летать? Не буду растягивать, просто скажу, что пилоты были трезвыми, рейс и возвращение домой состоялось. Но страх полета заключался в недоверии к экипажу и отсутствии контроля.

А в случае аварийной ситуации уже все будут надеяться, что бортпроводники знают, что делать. Парадокс, да и только.

Негативный опыт

Мы слышали с вами о том, что произошло нечто ужасное, а теперь мозг старательно подсовывает эту информацию с проекцией на нашу жизнь. Что может быть прекраснее, услышать о катастрофе и представить, что с тобой происходит нечто подобное?

И как раз есть такая подобная история от одной из моих подписчиц. Давайте вместе ее послушаем, далее от первого лица:

Это было в моем далеком детстве, я была еще совсем маленькой, конец или середина девяностых. Мы с родителями летели из Турции, но по какой-то причине нас довольно долго не пускали в самолет, а я не могла понять почему. Нам ничего не сказали, потому что мама тоже нервничала, но мы ждали... А потом прошли немецкие туристы, было много детей возраста, целая толпа пассажиров, кто-то из сотрудников аэропорта сообщал, что немцы полетят первыми. Затем нас всех посадили в автобусы, долго кружили по аэропорту, пока наконец-то не подвезли к самолету. В нем мы тоже долго сидели и ждали, не понимали, что происходит. Немцы вылетели перед нами, а следом в небо поднялись и мы. Когда мы прилетели домой, то в новостях рассказали, что тот самолет с немцами разбился, а летел во Франкфурт-На-Майне.

Это событие стало отправной точкой для формирования аэрофобии в одной из ее проявлений, когда ребенок видел смерть, видел негативные последствия, а уже после, во взрослом возрасте мозг автоматом проецировал то событие на текущие условия. И плевать на статистику и прочее.

Здоровье подвело

В новостях то и дело мелькает информация о том, что кто-то умер на борту самолета, кому-то стало плохо в полете. И это имеет место быть, освещается регулярно, хоть и происходит довольно редко. Что происходит? Разреженный воздух, мало кислорода, воздух сухой, циркадные ритмы сбиты; все эти факторы негативно влияют на организм человека, доставляют дискомфорт, а при совокупности некоторых факторов, вполне могут сформироваться в аэрофобию.

Историю? Пожалуйста.

2010 год, рейс из Саньи в Москву, Аэрофлот. Команда друзей отдыхала на Хайнане, наслаждалась морями, островами, в общем, классно проводила время. Что они пили и ели - сам Будда пусть оставит в тайне, но на борт ребята явились в хорошем расположении духа. Перевод дверей, запуск, взлет, и молодому человеку становится плохо: падает давление, он пытается терять сознание, пульс прощупывается все слабее, ребята срочно зовут члена экипажа. Cabin Crew парню помогают - кислород и вода делают свое дело. И так несколько раз за рейс. В Москву ребята прилетели, но вот у молодого человека сформировалась за это время четкая связь "Самолет - плохое самочувствие - смерть". Сейчас парню уже за сорокет, со здоровьем все в порядке, но в самолете он боится даже выдыхать лишний раз, чтобы количество живительного кислорода в крови не уменьшалось. Разговоры не помогают.

Да, экипаж вам поможет. Да, на борту у нас есть средства для оказания помощи, а еще среди остальных пассажиров наверняка найдется доктор, но и вы помогите нам - перестаньте фокусировать себя на проблемах со здоровьем. Если о них не думать во время полета, то может он как-то полегче пройдет? М?

Одна фобия порождает другую

О чем это я?

А я вам сейчас историю расскажу, вы и поймете сразу же:

Знакомьтесь, это Сергей. Серега очень не любит узкие и замкнутые места, старается выбирать лестницу вместо лифта, в автобусе ему спокойней, чем в такси, а в тесном кабинете его продуктивность на работе намного ниже, чем в большом зале. Но вот Серегу отправляют в командировку - надо слетать в другой город и наладить там дела. Серега помнил, что боялся летать, вроде бы. Перед рейсом в аэропорту он решил собрать волю в кулак, а чтобы воля собиралась побыстрее, он влил в себя пару кружек пива. А что такого? Так все делают! На борт Сергей прибыл первым. Занял свое кресло у окна, насладился закатом через иллюминатор, пиво и вечер сделали свое дело, веки стали тяжелыми, он закрыл глаза. Проснулся он уже в полете, когда до прибытия в аэропорт назначения оставалось буквально полтора часа. Открывает он глаза и видит: тесно, жарко, места мало, рядом какой-то мужик сидит, девушка спереди откинула спинку, темно... Он зовет бортпроводника:
-Здравствуйте, а подскажите, где здесь выход?
-А выхода НЕТ! - отвечает член экипажа и улыбается.
Тут то Серегу и накрыло.

Клаустрофобия, подогретая алкоголем, сдобренная темнотой в салоне, пробуждение в непонятной обстановке, а затем еще и такой ответ, несущий в себе одну безысходность. Сергей с тех пор летает, но очень уж ему страшно.

Еще историю? Ловите.

А у нас однажды было!

Это можно отнести так же к негативному опыту, но вот в чем разница: негативный опыт можно придумать, а не только получить, а здесь какое-то событие, которое человек пережил конкретно сам и теперь применяет свои ощущения ко всему, где надо и не надо.

Рассказываю от первого лица:

Мне лет 12 тогда было, мы первый раз с родителями полетели отдыхать, вроде бы в Турцию, какой-то город там был. Мама все время на меня ворчала: "Маша! Аккуратно! Маша, не трогай! Маша, куда ты лезешь!" А я и так всего боялась и без нее. Мы в самолет сели, вроде бы все хорошо, а на взлете, когда высоту уже набирали, нас так тряхнуло, что у меня и из рук все полетело, и сама ударилась. И мама еще орать начала, а я сижу, больно, слезы текут, самолет болтает... И вот это все вместе. Я с тех пор боюсь, что так же трясти будет, вообще в турбулентности мне очень страшно.

Что сказать? Большое спасибо за формирование аэрофобии не только турбулентным потокам, но и маме Марии. То, что взрослому может казаться ерундой, для ребенка станет непреодолимым порогом, через который маленький пассажир не сможет переступить потом еще очень долгое время.

Конечно, такие вещи лучше предупреждать, чем стараться потом решать последствия, но и с этим мы разберемся в следующей статье.

Вчера, сегодня, завтра и всегда

Рассказывает страшные истории из неба ваш Старший бортпроводник. Хотите больше историй? Да их тысячи, на самом деле! Некоторые, кстати, попадают и в ТГ канал:

Говорит Старший Бортпроводник

Если же вы хотите купить абонемент от аэрофобии, то, пожалуйста, вот визитка, оплачивайте любую сумму, я для вас оформлю Подписку Бесстрашия на нужное количество полетов:

Визитка для сбора денег — ЮMoney

А вообще, это чтобы поддержать канал. Мне будет очень приятно, честное слово.

А потом, если останетесь со мной, то сможете узнать:

  • Мой топ худших авиакомпаний России;
  • Еще больше про турбулентность;
  • Различные инсайды с моей работы;
  • Как победить аэрофобию;
  • и многое другое.

А пока что благодарю вас за внимание и подписку, если бы не вы, то и ведение канала бы не имело смысла. Промокод работает, увидели меня, смело сообщайте, что Говорит старший бортпроводник, получайте кофе и шоколадку в полете, а еще все будет классно и долетим вовремя, даже если вылетели с задержкой. И хорошего (и нестрашного) вам рейса!