Найти в Дзене
Методист на связи

Эксперименты в детском саду: волшебство или обязательная часть программы

Допустим, в одной группе детского сада случилось необычное. Воспитатель поставил перед детьми три стакана с водой: в одном растворил сахар, в другом – соль, а третий оставил с обычной водой. — Как думаете, что изменилось? — спрашивает он. Дети переглядываются. Ничего вроде не поменялось, вода как вода. — А если попробовать? Любознательные малыши смело берут ложечки, пробуют и удивляются: — Ого! Это солёное! А это сладкое! Так дети на собственном опыте узнали, что вещества растворяются в воде, хотя внешне это незаметно. Если бы воспитатель просто сказал: «Соль растворяется в воде», все бы кивнули и через минуту забыли. Но теперь-то они знают точно! И вот здесь главный вопрос… Один из самых живучих стереотипов в дошкольном образовании: «Эксперименты – это сложно, долго, и этим должен заниматься кто-то другой». Но ФОП ДО (Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования) прямо указывает на важность познавательно-исследовательской деятельности как одного из ключевых направлени
Оглавление
Иллюстрация сгенерирована в нейросети
Иллюстрация сгенерирована в нейросети

Ошибка 404: воспитатель-экспериментатор не найден

Допустим, в одной группе детского сада случилось необычное. Воспитатель поставил перед детьми три стакана с водой: в одном растворил сахар, в другом – соль, а третий оставил с обычной водой.

— Как думаете, что изменилось? — спрашивает он.

Дети переглядываются. Ничего вроде не поменялось, вода как вода.

— А если попробовать?

Любознательные малыши смело берут ложечки, пробуют и удивляются:

— Ого! Это солёное! А это сладкое!

Так дети на собственном опыте узнали, что вещества растворяются в воде, хотя внешне это незаметно. Если бы воспитатель просто сказал: «Соль растворяется в воде», все бы кивнули и через минуту забыли.

Но теперь-то они знают точно!

И вот здесь главный вопрос…

«Зачем нам это? Мы не химики!»

Один из самых живучих стереотипов в дошкольном образовании: «Эксперименты – это сложно, долго, и этим должен заниматься кто-то другой».

Но ФОП ДО (Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования) прямо указывает на важность познавательно-исследовательской деятельности как одного из ключевых направлений развития ребёнка.

В стандарте сказано, что педагоги должны обеспечивать условия для формирования у детей интереса к исследованиям, познавательной активности и экспериментированию. То есть это не «опциональный» вид деятельности, а необходимый элемент образовательного процесса.

А теперь вспомним реальность. Дети всё равно экспериментируют сами:

🔹 Льют воду на песок, чтобы узнать, что получится.
🔹 Ходят по лужам и проверяют, не протечет ли ботинок.
🔹 Исследуют, чем отличается морозный забор от тёплой руки.

И если не направить их любопытство в нужное русло, оно уйдёт в самостоятельные эксперименты:

🔹 Понюхать, чем пахнет краска.
🔹 Выяснить, можно ли разлить суп без последствий.
🔹 Проверить, что будет, если лизнуть качели зимой.

Лучше всё-таки организовать познавательные опыты и дать детям безопасный способ открывать мир.

«А у нас в расписании нет такого!»

Это один из самых распространённых аргументов против экспериментов.

Давайте посмотрим, как можно включить познавательно-исследовательскую деятельность в расписание:

Как отдельное занятие – если у вас гибкое планирование, можно выделить 1-2 занятия в неделю специально для экспериментов.

В рамках познавательного развития – интеграция занятия по окружающему миру, экологии, ОБЖ.

На прогулке – дети изучают, как разные материалы меняются под действием воды, ветра, солнца.

Во время режимных моментов – например, наблюдать, что происходит с компотом, если его оставить остывать.

Так что, если воспитатели не хотят проводить познавательно-экспериментальную деятельность в режимных моментах, смело ставьте такое занятие в расписание.

Как не перегореть и не бояться экспериментов?

«Хорошо, эксперименты – это полезно. Но как к ним подготовиться, если и так дел по горло?»

Самое важное – не усложнять. Эксперимент – это не лаборатория с пробирками, а простой опыт, который отвечает на детские «почему?» и «зачем?».

Давайте разберём задачи по возрастным группам:

🔹 Младшая группа (3-4 года):
— Познакомить с простейшими свойствами предметов (плавает – тонет, мокро – сухо).
— Развить умение наблюдать.
— Формировать начальные представления о цветах, формах, звуках.

Примеры опытов:
— Что утонет, а что всплывёт?
— Можно ли потрогать воздух? (Опыты с ветром, веером, шариком.)
— Как ведёт себя бумага в воде?

🔹 Средняя группа (4-5 лет):
— Дать представления о свойствах воды, воздуха, земли.
— Развить навыки классификации.
— Учить анализировать результаты.

Примеры опытов:
— Почему лёд тает?
— Как появляются пузырьки в газированной воде?
— Можно ли сделать радугу дома?

🔹 Старшая группа (5-6 лет):
— Расширить представления о природных явлениях.
— Научить выдвигать гипотезы и проверять их.
— Развивать логическое мышление.

Примеры опытов:
— Как сделать воду цветной, не смешивая краски?
— Что происходит, если смешать лимонную кислоту и соду?
— Почему мыло отталкивает перец на воде?

🔹 Подготовительная группа (6-7 лет):
— Учить объяснять наблюдаемые явления.
— Формировать основы причинно-следственного мышления.
— Развивать самостоятельность в проведении экспериментов.

Примеры опытов:
— Как надуть шарик без рта?
— Почему предметы падают вниз? (Опыты с гравитацией.)
— Можно ли увидеть воздух?

Всё это подтверждается ФОП ДО, где сказано, что воспитатели должны создавать условия для формирования у детей познавательных интересов через исследования, экспериментирование, практическое познание окружающего мира (ФОП ДО, пункт 2.6.4).

Иллюстрация сгенерирована в нейросети
Иллюстрация сгенерирована в нейросети

А теперь вызов!

Дочитали? Отлично! А теперь попробуйте уже завтра провести один простой эксперимент с детьми.

Вот несколько идей:

📌 Что быстрее растворится – сахар или соль? (Знакомство со свойствами веществ.)
📌
Можно ли раздувать мыльные пузыри холодным воздухом? (Исследование воздуха и температуры.)
📌
Как работают магнит и металлические предметы? (Формирование первичных представлений о физике.)
📌
Почему бумага намокает, а пластик – нет? (Изучение свойств материалов.)
📌
Что произойдёт, если воду нагревать и охлаждать? (Опыты с кипячением и заморозкой.)

Попробуйте один эксперимент. Всего один! И посмотрите на реакцию детей.

Если хотя бы один ребёнок скажет «Ого! Давайте ещё!», значит, всё не зря.

Иллюстрация сгенерирована в нейросети
Иллюстрация сгенерирована в нейросети

Ваши опыты с готовыми сценариями

1. Что быстрее растворится – сахар или соль?

📌 Подготовить:
✔ 2 прозрачных стакана с тёплой водой
✔ Ложки
✔ Сахар и соль

🔹 Как начать?
Спросите у детей:
«Как думаете, что растворится быстрее – сахар или соль?» Запишите их предположения.

🔹 Проведение:

  1. Насыпьте в один стакан сахар, в другой – соль.
  2. Размешивайте ложками и наблюдайте, что растворится быстрее.

🔹 Вывод:
Сахар растворяется быстрее, потому что его кристаллы мельче и легче растворяются в воде.

2. Можно ли раздувать мыльные пузыри холодным воздухом?

📌 Подготовить:
✔ Трубочку для коктейля
✔ Мыльный раствор (вода + средство для мытья посуды)
✔ Два стакана (один с холодной водой, другой с тёплой)

🔹 Как начать?
Спросите:
«А если подуть холодным воздухом, пузыри тоже надуются?»

🔹 Проведение:

  1. Пусть дети подуют в мыльный раствор просто ртом и понаблюдают за пузырями.
  2. А теперь пусть сначала наберут воздух через трубочку из стакана с холодной водой, а потом попробуют надуть пузырь.

🔹 Вывод:
Холодный воздух делает пузыри меньше, потому что он сжимается, а тёплый – больше, потому что расширяется.

3. Как работают магнит и металлические предметы?

📌 Подготовить:
✔ Маленькие магниты
✔ Разные предметы (бумага, пластик, скрепки, монеты, кусочек фольги)

🔹 Как начать?
Покажите детям магнит и спросите:
«Как думаете, все ли предметы к нему прилипнут?»

🔹 Проведение:

  1. Пусть дети попробуют прикладывать магнит к разным предметам.
  2. Разделите вещи на две группы: те, которые магнитится, и те, которые нет.

🔹 Вывод:
Металлические предметы, содержащие железо, притягиваются к магниту, а пластик, бумага и дерево – нет.

4. Почему бумага намокает, а пластик – нет?

📌 Подготовить:
✔ Листы бумаги
✔ Пластиковый пакет
✔ Капельницы с водой

🔹 Как начать?
Спросите:
«Как думаете, что будет, если капнуть воду на бумагу и пластик?»

🔹 Проведение:

  1. Капните воду на бумагу и пластик.
  2. Пусть дети потрогают и скажут, что изменилось.

🔹 Вывод:
Бумага впитывает воду, потому что её структура пористая, а пластик – нет, потому что он гладкий и не пропускает влагу.

5. Что произойдёт, если воду нагревать и охлаждать?

📌 Подготовить:
✔ Два стакана воды (один горячий, один холодный)
✔ Ложку
✔ Кубики льда

🔹 Как начать?
Спросите:
«Что произойдёт, если мы опустим лёд в горячую воду?»

🔹 Проведение:

  1. Бросьте кубик льда в холодную воду – дети увидят, что он тает медленно.
  2. Теперь опустите лёд в горячую воду и понаблюдайте, как он тает быстрее.

🔹 Вывод:
Тепло заставляет лёд превращаться в воду быстрее, потому что повышает его температуру.

Выберите любой опыт и попробуйте его провести. Дети точно будут в восторге! 😊

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить ещё больше увлекательных идей!

Рекомендуем почитать:

Кто украл волшебство? Разбираемся, почему утренники превращаются в стресс
Методист на связи31 января
Ребенок плохо ведет себя на музыкальном занятии. Как действовать педагогу. Чтобы не сорвать занятие из-за истерики и плохого поведения ребёнка, музыкальному руководителю нужно действовать быстро. О том, как выйти из затруднительных ситуаций, с которыми сталкивается педагог во время занятий, рассказывает дошкольный психолог Елена Абазян. В статье – простые подсказки и памятка. Когда возникает…
Методист на связи21 января
Создайте в группе свои традиции
Методист на связи22 марта 2023
Воспитатель поднял руку на ребенка
Методист на связи21 марта 2023
Опять ребенок на утреннике остался без стиха. Как угодить семьям и подобрать роли для всех детей
Методист на связи20 марта 2023