На востоке области интересных вещей не так много, но всё же о них поговорить стоит. Ведь как минимум там есть важный исторический город, где вплоть до НЭПа базировалась целая ярмарка!… Но обо всём по порядку.
Алапаевск, узкоколейная ж/д
Расположение: г. Алапаевск, ул. Бочкарёва, 73, корпус 3 (адрес музея, но дорога действует).
Алапаевская узкоколейная железная дорога на колее 750 мм — одна из крупнейших в своём роде не только в России, но и во всём мире!… И она работает и по сей день!… Более того, она действующая!
Цель этой узкоколейки — перевозить людей (есть несколько маршрутов, часть из которых для нескольких посёлков вблизи архиважные, потому что другой дороги за каким-то совершенно редчайшим исключением нет), лесозаготовки, в основном зимой, но грузы для посёлков тоже завозят.
Эта линия была открыта Алапаевским железоделательным заводом в 1898 г., а на пике, в 1960-е гг., составляла 660 км. Сейчас её протяжённость насчитывает 177 км: 150 км — это главный ход железной дороги, от Алапаевска-2 (это ключевая станция на дороге) до Калача, плюс 27 км — ответвление от ст. Чернышёвка на середине дороги до Берёзовки, в 2015 г. закрытое, а в 2021 г. полностью возрождённое. Есть и несколько пересечений с более привычной нам колеёй, в том числе с железной дорогой из Алапаевска в Серов. Кстати, по всей дороге одним поездом не проедете, пересадка пройдёт по ст. Санкино. Уж не потому ли, что там есть депо, а в Калаче его убрали?… Впрочем, и сам Калач ныне совсем крохотная деревня, там осталось крайне мало жителей…
Есть и туристические поезда, но они едут даже не до Санкина, а лишь до Синячихи, где станцию в 2013 г. восстановили как раз для оборота туристических поездов, потому что вообще-то станцию в 2000 г. закрывали. Впрочем, к туристам тепло относятся и в обычном поезде в Санкино. А вот до Калача едут очень немногие, в основном те, кто хочет поймать удовольствие от проезда до узкоколейки почти до конца (почему говорю "почти", потому что пути после Калача идут ещё 1 км).
И сегодня активно идут разные туристические проекты по популяризации Алапаевской узкоколейки, а том числе с помощью её администрации. Например, в 2017 г. сюда приехали квадроциклисты, причём прошли отрезок от Синячихи до Калача, то есть "заканчивая" отрезок главного хода за туристические поезда.
Как добраться?
Алапаевск вообще-то можно засчитать и за середину области, но при прочих равных всё же Тюменская область будет ближе к Алапаевску, чем находящимся в середине области чисто Нижнему Тагилу и Невьянску.
Из Екатеринбурга до Алапаевска можно приехать на пригородном поезде, он выезжает через станцию Шарташ и далее на северо-восток, едет он почти 5 ч, но расписаниях, по крайней мере, в моё детство он указывался в разделе "на ст. Егоршино" (это направление поезда, куда он едет) с примечаниями "некоторые поезда следуют до ст. Алапаевск". Единого билета от РЖД здесь не ждите — узкоколейка находится не в их ведении, а в ведении Алапаевского района.
Можно и на автобусе с Северного автовокзала, он едет уже 3 ч по Берёзовскому и Режевскому трактам (электрички, кстати, также проезжают Реж).
Говорят ещё, что местные экскурсионные бюро включают эту узкоколейку в программы. Я про неё узнал совсем недавно, поэтому точно эту информацию дать не могу.
Болотовский источник
Расположение: Махнёвский муниципальный округ, примерно село Болотовское, устье реки Тагил.
Этот источник даже не просто "горячий", а горящий, буквально — тут реально готовили еду!… Правда, без помощи зажигалок или спичек она не загорится сама по себе. Но всё равно тут что только не готовили, даже яичницу-глазунью сварили!… А вот сосиски сделать, пишут, не вышло, сгорели.
Естественно, в источнике можно также искупаться и подлечиться — это основная задача любого горячего источника, даже такого.
И ведь самое обидное — туда можно было бы возить толпы людей! В 1960 г. этот источник нашли (бурили скважину для артезианской воды), даже начали создавать лечебницу, но в 1963 г. едва получивший этот район Алапаевск решил, что это ему не нужно, и стройка остановилась. Есть и другая версия: слишком часто на стройке случались пожары.
Ещё Болотовский источник интересен тем, что рядом с ним находится одна из границ Урала и Сибири, в 200 м отсюда, стоят соответствующие таблички.
Как добраться?
Увы, пока нет данных, продаёт ли кто туры до этого источника (вообще горячие источники предложат даже блих Алапаевска, видел упоминания, но не конкретно этот источник), поэтому тут только своим ходом.
До Алапаевска — всё то же самое. Далее на Махнёво (можно и до Синячихи на той самой узкоколейке, оттуда уже в Махнёво), а затем по дороге в Болотовское и сквозь деревню до впадения реки Тагил в реку Тура. Варианты: до Санкина на узкоколейке (правда, поезд туда приедет уже ночью…), оттуда где-то добыть автотранспорт в Болотовское с другой стороны. Ещё между Махнёвом и Большой Ерзовкой есть станция обычной ж/д, собственно, Ерзовка, но от неё мало толку, да и поезд из Екатеринбурга едет сюда лишь 3 раза в неделю и приезжает сюда примерно в 0:30 (едет он в Сосьву).
Ирбит, пассаж
Расположение: г. Ирбит, ул. Ленина, 21.
Ирбит, пожалуй, ключевая локация на востоке области, тут и мотоциклетная столица страны (даже в наличии музей мотоциклов), и музей искусств, куда в своё время Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина передали "хлам", где затесались среди прочего 2 подлинника Рубенса и 1 ван Дейка, и памятник Ленину, после восстановления которого появилась теория, дескать, здесь стоит тот самый "Ленин — гриб", описанный Курёхиным, и памятник Екатерине II с длинной историей, но всё же главное, о чём надо говорить в контексте Ирбита — о местной ярмарке!…
Эта ярмарка функционировала почти 300 лет. Её открыли в 1643 г. указом Михаила Фёдоровича, а вообще неофициально она существовала ещё в 1630-е гг. Не случайно она тут возникла: издавна в устье реки Ирбей (Ирбит — её современное имя) проводили обмен тюркские и угро-финнские народности. Поначалу она шла в январе, в 1740-е гг. её сдвинули на январь-февраль, закрывая её на Масленицу, в 1-ой половине XIX веке её вели с 10 февраля по 10 марта, в 1860-е гг. — прямо февраль, с 1890-х гг. и до её закрытия в 1929 г. — с 25 января по 1 марта. На это время Ирбит был главным торговым городом России, сюда съезжались на пике со всего мира! Поначалу тут продавали пушнину, ткань и зерно, затем тут можно было купить ВСЁ!
Это привело к мощному развитию города и обилию купеческих особняков с цоколями, в дни ярмарки хозяева жили именно в цоколях, а на верхних уровнях размещались уже гости.
Пассаж, чей адрес я дал и считавшийся с 1860-х гг. главным зданием ярмарки, был открыт как раз в 1864 г., над этим "Невским проспектом Ирбита" при открытии ярмарки поднимали флаг, с чем были связаны поверья: флаг запутался — ярмарка будет затяжная, развернулся сразу — хорошо поторгуем, развернулся в сторону Сибири — выгода будет на стороне сибиряков, в сторону Европы, соответственно, для европейцев и центральной России.
Ярмарка постепенно начала угасать с постройкой железной дороги из Екатеринбурга в Тюмень в обход Ирбита, хотя саму ярмарку пытались к себе переманить оба города, соединённые таким образом железной дорогой. В 1929 г. ярмарку закрыли совсем, и старый Ирбит начал угасать. От тех времён остался пассаж и пара церквей. В 2002 г. ярмарку возобновили, но теперь это по большей части туристический аттракцион, да и проходит она теперь на в январе-феврале, а в августе, но эпоху всё же пытаются воссоздать хотя бы так.
Как добраться?
Железную дорогу до Ирбита всё же проложили, только вот это не современные основные ходы Транссибирской магистрали в Тюмень и далее на Омск (там происходит соединение нынешних ходов Транссиба с его историческим ходом через Южный Урал, Курган и Петропавловск), как хотели ирбитские градоначальники ещё в 1880-х гг., а линия в Туринск и Устье-Аху. Именно экспресс в первый и ночной поезд во вторую (впрочем, транзитом и через Туринск) позволят доехать сюда на поезде. Есть и автобус, он отправляется с обоих автовокзалов города и едет по Режевскому тракту, хотя есть и Верхотурский тракт. Ну и наверняка местные турфирмы продадут туры в Ирбит, особенно на ярмарку.
А в следующий раз я закрою тему Среднего Урала — мы отправимся на север региона!…