Уже в марте прогнозируется рост пожарной опасности в 30 регионах страны, предупреждают эксперты. Причина — теплая зима и быстрое таяние снега, из-за чего возникает дефицит влаги в почве и могут разгореться торфяники. Да и «человеческий фактор» сбрасывать со счетов не стоит.
Горячий март 2025-го
Как сообщили в Авиалесоохране, в этом году сезон лесных пожаров может начаться раньше обычного, то есть уже в марте. Прогноз основан на анализе гидрометеорологических условий и многолетних данных о лесных пожарах. Особенно высоки риски возгораний в Центральном, Южном, Приволжском, Северо-Кавказском федеральных округах, а также на Дальнем Востоке.
Глава Рослесхоза Иван Советников подчеркнул, что отсутствие осадков и снежного покрова указывает на необходимость подготовки к пожароопасному сезону. В зоне повышенной опасности находятся Брянская, Белгородская, Воронежская области и Подмосковье.
Кстати, в Краснодарском крае и некоторых муниципалитетах Приморского края уже установлен особый противопожарный режим, что говорит о реальной угрозе возникновения лесных пожаров.
«Пожарная» погода
Раннее начало пожароопасного сезона возможно при наличии нескольких факторов, отметил Роман Вильфанд, научный руководитель Гидрометцентра. В первую очередь, необходима теплая погода. Второй важный фактор — ранний сход снега, и он тоже уже реализуется: в это время года высота снежного покрова обычно составляет 36–37 см, а сейчас она всего 5 см.
В начале зимы осадков было достаточно, однако из-за теплой погоды снег быстро растаял. При этом январь и февраль оказались малоснежными. По прогнозам Вильфанда, до конца февраля ожидать значительных снегопадов тоже не стоит (выпадению осадков мешают повышенное атмосферное давление и воздушные массы с севера, которые недостаточно насыщены влагой).
Уже в марте на юге европейской части России обычно возрастает риск возникновения лесных пожаров. Если в марте и апреле установится антициклональная погода с малым количеством облаков, солнечные лучи будут активно прогревать поверхность. Недостаток влаги приведет к быстрому испарению воды и обезвоживанию почвы, что, по словам эксперта, создаст благоприятные условия для возникновения пожаров.
Человеческий фактор
Учредитель Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин предупреждает, что быстрое таяние снега может привести к тому, что люди раньше выйдут жечь сухую траву. Кроме того, к лесным пожарам часто приводят костры и шашлыки в лесу.
Виновнику лесного пожара грозит лишение свободы на срок до четырех лет. Кроме того, ему придется возмещать нанесенный огнем ущерб. К сожалению, даже перспектива оказаться в местах лишения свободы не останавливает лесных курильщиков и любителей жареного мяса: по статистике Рослесхоза, до 90% лесных пожаров в РФ возникают по вине людей.
В весенний период почти все пожары происходят по вине человека, объясняет Куксин. Это незаконные действия, которые могут привести к серьезным последствиям. Теплая и сухая погода в начале весны создает идеальные условия для распространения огня, что увеличивает риск серьезного пожара.
И снова торфяники
Кроме того, малое количество снега этой зимой привело к недостатку влаги в почве, что негативно сказывается и на запасах воды в болотах и осушительных каналах. Это способствует более быстрому развитию пожаров, включая пожары почвенные и торфяные, которые могут гореть длительное время и создавать проблемы на протяжении всего лета.
Некоторые торфяные пожары, по словам эксперта, тлеют с прошлого года. В таких регионах, как Забайкалье и Пермь, наблюдаются «зомби-пожары», которые не угасли даже зимой.
Прошлый год был относительно спокойным для европейской части страны благодаря влажной и теплой погоде, что способствовало росту травы. Однако это создает опасное сочетание: большое количество топлива при низком уровне влаги и удлиненный сезон пожаров. Если люди снова начнут активно поджигать траву, справиться с огнем будет значительно сложнее, а прогнозы о возможной летней засухе только усиливают эти опасения.
Хотя риск пожаров может снизиться в случае обильных весенних осадков, вероятность наступления тяжелой пожароопасной весны действительно возросла, считает Константин Кобяков, руководитель проектов фонда «Природа и люди».
По словам Александра Широва, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, лесные пожары обходятся России в 100 млрд рублей ежегодно.
---