Найти в Дзене
На свяZи

Мошенники сменили тактику: новые способы обмана через смартфон и соцсети.

Оглавление

Каюсь, пока самого не коснулось, всегда думал, что все эти мошенники нацелены на доверчивых бабушек, готовых сообщить данные карты первому позвонившему "следователю".

Но чем больше я разбирался, вникал, узнавал, читал ваши комментарии с реальными историями, тем больше понимал, что нужно говорить о новых схемах и способах обмана.

Зачем? Я отвечаю себе на этот вопрос так:

Мой канал посвящён смартфонам, их настройке и различным приложениям, а значит, его читают достаточно умные, современные люди. И если хотя бы один из вас сохранит нервы и деньги (свои или близких — неважно), я буду считать, что старался не зря.

  • За помощь в подготовке статьи благодарю Михаила и ресурсы УБК МВД России.

Начнём с простого: звонки под новым предлогом

Поняв, что истории с договорами операторов связи и просящими в долг родственниками уже вызывают сомнения, мошенники придумали несколько новых поводов:

  • Звонок о необходимости срочно обновить аккаунт Госуслуг, который будет закрыт, и для восстановления придётся ехать в МФЦ, а по телефону быстрее.
  • Звонок от техподдержки Госуслуг, когда аккаунт действительно пытаются взломать, вот только звонит не оператор, а мошенник.

Целью таких звонков всегда является получение СМС-кода для удалённого восстановления доступа к аккаунту. Но есть куда более изощрённая новая схема.

Человеку поступает звонок с вполне безобидным вопросом:

«В вашем доме по плану собираются менять домофоны и входные двери в подъезд. Мы обзваниваем жильцов, чтобы узнать, сколько комплектов ключей вам необходимо?»

-2

Человек отвечает, что, допустим, нужно три комплекта — для себя, жены и ребёнка.

«Информацию приняли, спасибо. Также должна сообщить, что начиная с (вставьте любую дату) у каждой квартиры будет собственный код, к которому будут привязаны ключи, так как единый код на весь подъезд небезопасен. Слышали, наверное, что мошенники делают?» (вешает трубку).

Кстати, чаще всего такие звонки поручают женщинам.
Кстати, чаще всего такие звонки поручают женщинам.

Примерно через час с того же номера поступает новый звонок:

«Ключи на вашу квартиру подготовлены, давайте активировать. Сейчас на ваш номер придёт код, о котором я говорила ранее.»

Если человек сообщит код, он потеряет доступ к аккаунту, ведь в момент, когда "домофонщик" сообщает о привязке ключей, аферисты пытаются восстановить доступ, а код является последним недостающим звеном.

Как не попасться на подобные схемы:

  • У портала Госуслуг нет и не может быть звонков от операторов. Поэтому само понятие "звонок с Госуслуг" абсурдно.
  • Если при получении СМС вы видите хотя бы малейшую связь с порталом, не сообщайте его ни при каких обстоятельствах, как и другие данные.

"Я не виновен, и скрывать мне нечего"

Звонок из Росфинмониторинга с целью подтвердить происхождение денежных средств (как правило, такие звонки бывают после перевода физлицу).

Вся суть схемы мошенников сводится к тому, что обычный человек действительно не боится проверок, ведь живёт честно.

Поэтому, когда ему предлагают заполнить заявление, которое уже выслано на электронную почту (адрес отправителя отличается от оригинального всего в одном символе), он, конечно же, соглашается. Не могут же мошенники и телефон знать, и почту?

Содержание может отличаться, но суть похожа.
Содержание может отличаться, но суть похожа.

Могут. Поэтому единственно верным ответом на любые звонки из структур МВД всегда будет: Я сам к вам подъеду и лично решу вопрос с вашим сотрудником.

Заказ на месте, можно забирать

Ещё одна новая схема. Посредством звонка или сообщения в соцсетях человеку сообщается, что срок бесплатного хранения заказа закончен, и нужно либо отметить его, либо доплатить за хранение.

-5

Естественно, никто не будет платить за какой-то там неизвестный заказ, поэтому выбирает "отметить".

Для отмены нужен код, который поступает в СМС. Ну а дальше... вы уже знаете.

Детский голос — это к деньгам

Можете считать это ерундой, но думаю, несложно будет проинформировать ваших детей об ещё одном способе обмана (на это нужно 2 минуты).

Мошенники, на звонок которых ответил ребёнок (смартфоны-то сейчас у каждого), сообщают о том, что один из родителей подозревается в совершении преступления.

-6

Под предлогом желания помочь в "решении вопроса" дети:

  • Фотографируют ценные вещи в квартирах, карты, денежные средства (если знают, где они лежат);
  • Выносят "сотрудникам" из дома "ценные улики";
  • Передают курьерам собственность семьи и важные документы.

Знаю, у меня тоже появилась мысль: "Ну мой-то точно не додумается до такого".

Но я всё равно объяснил сыну, что подобные звонки от "сотрудников", "завучей школы" и "папиных друзей" нужно игнорировать.

Могут ли мошенники придумать что-то получше?

На перечисление каждого претендента, связанного с аферами, у меня ушло бы несколько дней, поэтому кратко сообщу о наиболее интересных и нестандартных:

В организацию отправляется письмо от лица Инспекции труда о выявлении теневой занятости. Для получения детальной информации предлагается оплатить пошлину по QR-коду.

На смартфон поступает СМС о том, что карты Visa и Mastercard уже можно восстановить. Для этого необходимо перейти по ссылке "от банка".

Изображение: УБК МВД России
Изображение: УБК МВД России

В группах и чатах, где люди пишут о потере смартфонов (да, такие есть), мошенники находят пользователей, не слишком хорошо разбирающихся в устройстве Android.

В ходе беседы аферисты рассказывают о "чудесном приложении", способном найти любой гаджет за пару минут и предлагают свою помощь, за небольшую плату.

-8

Нужно только установить специальную программу на телефон любого из родственников и "мастер" укажет где находится смартфон. Естественно, это вовсе не полезное приложение.

И вишенка на торте — квитанции ЖКХ. "Ну это не новость!" — скажете вы. Да, но не спешите с выводами. Всё дело в индивидуальном подходе.

Мошенники берут в подъезде настоящую квитанцию и создают точную копию, заменяя лишь QR-код для оплаты.

Через месяц плоды их работы уже будут в вашем почтовом ящике, а о том, что вы перевели деньги мошенникам, узнаете намного позже.

-9

В данном случае поможет только внимательность при совершении оплаты:

  • Сравнивайте реквизиты (в истории платежей найти их не так сложно).
  • Проверяйте получателя.
  • Платите только на официальных сайтах.

Вместо итога

Готовясь к написанию, я поймал себя на мысли, что все эти случаи обмана создают ощущение, что вокруг одни мошенники и обман.

Но это не так. Я верю, что хороших людей всё равно больше. Просто современные технологии и схемы обмана должны научить нас изначально подвергать сомнению разного рода СМС, сообщения и звонки.

Расскажите о случаях обмана, с которыми вы сталкивались, и о том, как вы действовали. Пусть ваш опыт поможет другим избежать подобных ситуаций.

Надеюсь мой труд заслуживает вашей поддержки. Буду благодарен за лайки и репосты.

На свяZи📲 ! Группа в Telegram