Каюсь, пока самого не коснулось, всегда думал, что все эти мошенники нацелены на доверчивых бабушек, готовых сообщить данные карты первому позвонившему "следователю".
Но чем больше я разбирался, вникал, узнавал, читал ваши комментарии с реальными историями, тем больше понимал, что нужно говорить о новых схемах и способах обмана.
Зачем? Я отвечаю себе на этот вопрос так:
Мой канал посвящён смартфонам, их настройке и различным приложениям, а значит, его читают достаточно умные, современные люди. И если хотя бы один из вас сохранит нервы и деньги (свои или близких — неважно), я буду считать, что старался не зря.
- За помощь в подготовке статьи благодарю Михаила и ресурсы УБК МВД России.
Начнём с простого: звонки под новым предлогом
Поняв, что истории с договорами операторов связи и просящими в долг родственниками уже вызывают сомнения, мошенники придумали несколько новых поводов:
- Звонок о необходимости срочно обновить аккаунт Госуслуг, который будет закрыт, и для восстановления придётся ехать в МФЦ, а по телефону быстрее.
- Звонок от техподдержки Госуслуг, когда аккаунт действительно пытаются взломать, вот только звонит не оператор, а мошенник.
Целью таких звонков всегда является получение СМС-кода для удалённого восстановления доступа к аккаунту. Но есть куда более изощрённая новая схема.
Человеку поступает звонок с вполне безобидным вопросом:
«В вашем доме по плану собираются менять домофоны и входные двери в подъезд. Мы обзваниваем жильцов, чтобы узнать, сколько комплектов ключей вам необходимо?»
Человек отвечает, что, допустим, нужно три комплекта — для себя, жены и ребёнка.
«Информацию приняли, спасибо. Также должна сообщить, что начиная с (вставьте любую дату) у каждой квартиры будет собственный код, к которому будут привязаны ключи, так как единый код на весь подъезд небезопасен. Слышали, наверное, что мошенники делают?» (вешает трубку).
Примерно через час с того же номера поступает новый звонок:
«Ключи на вашу квартиру подготовлены, давайте активировать. Сейчас на ваш номер придёт код, о котором я говорила ранее.»
Если человек сообщит код, он потеряет доступ к аккаунту, ведь в момент, когда "домофонщик" сообщает о привязке ключей, аферисты пытаются восстановить доступ, а код является последним недостающим звеном.
Как не попасться на подобные схемы:
- У портала Госуслуг нет и не может быть звонков от операторов. Поэтому само понятие "звонок с Госуслуг" абсурдно.
- Если при получении СМС вы видите хотя бы малейшую связь с порталом, не сообщайте его ни при каких обстоятельствах, как и другие данные.
"Я не виновен, и скрывать мне нечего"
Звонок из Росфинмониторинга с целью подтвердить происхождение денежных средств (как правило, такие звонки бывают после перевода физлицу).
Вся суть схемы мошенников сводится к тому, что обычный человек действительно не боится проверок, ведь живёт честно.
Поэтому, когда ему предлагают заполнить заявление, которое уже выслано на электронную почту (адрес отправителя отличается от оригинального всего в одном символе), он, конечно же, соглашается. Не могут же мошенники и телефон знать, и почту?
Могут. Поэтому единственно верным ответом на любые звонки из структур МВД всегда будет: Я сам к вам подъеду и лично решу вопрос с вашим сотрудником.
Заказ на месте, можно забирать
Ещё одна новая схема. Посредством звонка или сообщения в соцсетях человеку сообщается, что срок бесплатного хранения заказа закончен, и нужно либо отметить его, либо доплатить за хранение.
Естественно, никто не будет платить за какой-то там неизвестный заказ, поэтому выбирает "отметить".
Для отмены нужен код, который поступает в СМС. Ну а дальше... вы уже знаете.
Детский голос — это к деньгам
Можете считать это ерундой, но думаю, несложно будет проинформировать ваших детей об ещё одном способе обмана (на это нужно 2 минуты).
Мошенники, на звонок которых ответил ребёнок (смартфоны-то сейчас у каждого), сообщают о том, что один из родителей подозревается в совершении преступления.
Под предлогом желания помочь в "решении вопроса" дети:
- Фотографируют ценные вещи в квартирах, карты, денежные средства (если знают, где они лежат);
- Выносят "сотрудникам" из дома "ценные улики";
- Передают курьерам собственность семьи и важные документы.
Знаю, у меня тоже появилась мысль: "Ну мой-то точно не додумается до такого".
Но я всё равно объяснил сыну, что подобные звонки от "сотрудников", "завучей школы" и "папиных друзей" нужно игнорировать.
Могут ли мошенники придумать что-то получше?
На перечисление каждого претендента, связанного с аферами, у меня ушло бы несколько дней, поэтому кратко сообщу о наиболее интересных и нестандартных:
В организацию отправляется письмо от лица Инспекции труда о выявлении теневой занятости. Для получения детальной информации предлагается оплатить пошлину по QR-коду.
На смартфон поступает СМС о том, что карты Visa и Mastercard уже можно восстановить. Для этого необходимо перейти по ссылке "от банка".
В группах и чатах, где люди пишут о потере смартфонов (да, такие есть), мошенники находят пользователей, не слишком хорошо разбирающихся в устройстве Android.
В ходе беседы аферисты рассказывают о "чудесном приложении", способном найти любой гаджет за пару минут и предлагают свою помощь, за небольшую плату.
Нужно только установить специальную программу на телефон любого из родственников и "мастер" укажет где находится смартфон. Естественно, это вовсе не полезное приложение.
И вишенка на торте — квитанции ЖКХ. "Ну это не новость!" — скажете вы. Да, но не спешите с выводами. Всё дело в индивидуальном подходе.
Мошенники берут в подъезде настоящую квитанцию и создают точную копию, заменяя лишь QR-код для оплаты.
Через месяц плоды их работы уже будут в вашем почтовом ящике, а о том, что вы перевели деньги мошенникам, узнаете намного позже.
В данном случае поможет только внимательность при совершении оплаты:
- Сравнивайте реквизиты (в истории платежей найти их не так сложно).
- Проверяйте получателя.
- Платите только на официальных сайтах.
Вместо итога
Готовясь к написанию, я поймал себя на мысли, что все эти случаи обмана создают ощущение, что вокруг одни мошенники и обман.
Но это не так. Я верю, что хороших людей всё равно больше. Просто современные технологии и схемы обмана должны научить нас изначально подвергать сомнению разного рода СМС, сообщения и звонки.
Расскажите о случаях обмана, с которыми вы сталкивались, и о том, как вы действовали. Пусть ваш опыт поможет другим избежать подобных ситуаций.
Надеюсь мой труд заслуживает вашей поддержки. Буду благодарен за лайки и репосты.
На свяZи📲 ! Группа в Telegram