Найти в Дзене
Minsknews.by

Полет шмеля: узнали, как столичный парниково-тепличный комбинат использует естественное опыление

В то время как в жарких странах для производства томатов используют гормональные препараты, а некоторые овощеводы переходят на самоопыляемые гибриды, Минский парниково-тепличный комбинат остается верен естественному опылению растений. Чем ценен шмель и как его работа сказывается на урожайности, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости». Шмелиные семьи селят в теплицах за пару дней до того, как начинает зацветать томат, чтобы ни один цветок не остался без внимания насекомых. — Опыленные растения дают стопроцентную завязываемость и высокое качество плодов. Томаты вырастут ровными, вкусными и соответствующими всем характеристикам, которые заложили в гибрид селекционеры. В южных странах, где из-за жары шмели не могут работать, растения опыляют искусственно — опрыскивают их гормональными препаратами. Но это уже не то качество и не тот вкус, — объясняет заместитель генерального директора по производству Андрей Морозов. На столичном предприятии все происходит естественным путем, и это
Оглавление

В то время как в жарких странах для производства томатов используют гормональные препараты, а некоторые овощеводы переходят на самоопыляемые гибриды, Минский парниково-тепличный комбинат остается верен естественному опылению растений. Чем ценен шмель и как его работа сказывается на урожайности, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».

-2

Шмелиные семьи селят в теплицах за пару дней до того, как начинает зацветать томат, чтобы ни один цветок не остался без внимания насекомых.

— Опыленные растения дают стопроцентную завязываемость и высокое качество плодов. Томаты вырастут ровными, вкусными и соответствующими всем характеристикам, которые заложили в гибрид селекционеры. В южных странах, где из-за жары шмели не могут работать, растения опыляют искусственно — опрыскивают их гормональными препаратами. Но это уже не то качество и не тот вкус, — объясняет заместитель генерального директора по производству Андрей Морозов.

На столичном предприятии все происходит естественным путем, и это тоже говорит о качестве продукции. Пчелы и шмели могут опылять только чистые растения: они очень чувствительны к остаточной «химии» после обработки пестицидами.

Цветение «Сакуры»

-3

С заместителем директора заходим в небольшую теплицу, где на 18 сотках посадили томаты черри. В прошлом году комбинат экспериментировал с разными гибридами, которые давали желтые, коричневые, красные и розовые плоды. В нынешнем сезоне остановились на одном: «Сакура» приносит круглые, маленькие и сладкие помидоры, которые очень понравились и покупателям, и торговым сетям. Собрать их планируют не меньше, чем в прошлом году, — свыше 42,5 т.

— В регулируемых условиях все гибриды растут хорошо, но когда начинается жара, некоторые из них начинают мельчать. Другие черри могут растрескиваться, появляются еще какие-то дефекты. Это все приводит к проблемам с покупателями, торговыми объектами, сетями, которые предъявляют определенные требования к любой группе томатов. Поэтому сейчас мы остановились на одном гибриде, который показал наилучшее качество и урожайность, — рассказывает руководитель.

Снимать первый урожай черри тут планируют примерно через месяц — не раньше середины марта. А маленькие летающие трудяги опыляют растения уже сейчас. Как раз перед нашим приходом на предприятие привезли новую шмелиную семью.

Разведчики, охранники и работники

-4

Процесс наблюдения за насекомыми завораживает.

— Первым вылетает шмель-разведчик, который осматривает территорию. Вторым показывается охранник — он не летает, а стережет вход, следит чтобы в улей никто не залез. Когда разведчик завершит облет, он возвращается в гнездо и сообщает своим товарищам, что все в порядке. Тогда другие шмели постепенно начинают вылетать из гнезда, но ненадолго: для них в теплице много раздражителей и шума, к которым надо привыкнуть. Постепенно насекомые успокаиваются и уже летят на пыльцу. При слабом освещении процесс их адаптации может занимать до двух дней, поэтому мы ставим домики с ульями немного заранее, до начала цветения томатов, — поясняет А. Морозов.

Работы у насекомых много: на тысячах растений томатов черри может одновременно зацветать до миллиона цветов. Поэтому и трудиться шмелям приходится не меньше, чем людям — они опыляют растения весь световой день.

— При температуре в теплице выше 32 градусов шмели не летают. Летом они начинают работать с рассветом, примерно в 4 утра, а при повышении температуры у них начинается своеобразная «сиеста». А ведь жарко может быть и в 10 утра: что опылили до этого времени, то и растет. Поэтому наши агрономы всегда следят за прогнозом погоды. На время пиковой жары мы закупаем дополнительных насекомых, чтобы они успели охватить все растения, — делится тонкостями заместитель директора.

Жизнь шмелиная

Если шмелиная семья стареет, болеет или недоедает, значит, уменьшается процент опыления. Чтобы минимизировать риски, в теплицах раз в две недели устанавливают новый улей, в котором должно быть от 60 до 80 рабочих особей. Каждая такая семья рассчитана на 8 недель работы, однако это в идеальных условиях: при влажности в 55–70 % и нормальном температурном режиме без перепадов и сквозняков. К сожалению, в зимний период многие насекомые обжигаются о лампы, бьются о замерзшее стекло — и в результате погибают.

Влияет на жизнь крылатых тружеников даже сон в неположенном месте. В конце дня лампы досвечивания выключаются автоматически. Если в это время заходит солнце, то уровень ультрафиолета постепенно снижается, и шмели понимают, что им нужно вернуться в улей. А при резком изменении освещения могут заснуть прямо на кустах. Не ночуя дома, насекомые не едят и не потребляют необходимые витамины, что плохо сказывается на их здоровье и работоспособности.

Фото Алексея Столярова