Развитие речи должно продолжаться постоянно, чтобы избежать сплошных междометий и неумения формулировать мысли. Это, кстати, и взрослым не повредит ;)
Скороговорки
Они необходимы для четкой дикции. Можно выбрать скороговорку месяца, распечатать и повесить на видном месте. Проходя мимо листа, повторять скороговорку.
Можно использовать игры типа "Языколом". Она аналогична, но уже платно.
А также упражнения для артикуляционной гимнастики.
Дыхание по квадрату
Правильное дыхание важно при интенсивной речи. Чтобы не запинаться, часто вдыхая воздух. Чтоб речь как бы лилась. А ещё дыхание по квадрату помогает успокоиться и контролировать выдох.
Чтение по ролям
Этот способ подойдёт не всем, т.к. не во всех семьях продолжают совместно читать. Плюс детки, бывает, стесняются читать книгу по ролям с мамой или папой. При этом чтение по ролям сближает и раскрепощает ребенка. Оно важно для развития речи и коммуникативных навыков.
Мальчишкам можно предложить читать за Ужасного Генри или главного героя "Дневника слабака". Про девочек напишите в комментарии свои рекомендации, а то у меня нет такого опыта.
Речевые игры
Любые словесные игры, развивающие речь, такие как "Словодел", "Калейдос", "Соображарий".
С момента как начал изучать буквы и до бесконечности. Игры по типу "из большого слова составить много маленьких", "города", "бесконечные перечисления" (какая может быть конфета? сладкая, мягкая, тягучая и т.д. Тренируясь так, 8–летка может перечислить около 60 слов. Или какая может быть машина? И написать все буквы алфавита в столбик, кроме Й, Ъ, Ы, Ь. На каждую нужно придумать прилагательное) или "бесконечные сравнения" (ручка меньше топора, топор меньше лопаты, лопата меньше газонокосилки и т.д.).
Недавно я как раз выкладывала обзор всяких Словоделов / Эрудитов:
Сторителлинговые игры
Игры на сочинение историй, такие как "Жили-были" и "Тоси-боси". Первая развивает слухо–речевую память и внимание. Один игрок сочиняет предложение, второй придумывает продолжение и должен повторить предложение первого игрока, а потом уже своё. И т.д. Вторая помогает раскрепощению: "Сочини историю и расскажи её в стиле триллера"
Можно использовать игры на кубиках.
Презентации и сочинения
Наши дети часто пользуются гаджетами. Но что они там делают? Можно же провести время с пользой! Поставить программы по монтажу, созданию иллюстраций и пр. А на компьютере научить делать презентации, вставлять картинки и описывать их. Достаточно этим заниматься на каникулах, за лето можно составить 3–4 файла. Этот навык поможет ребенку в будущем. Если ваши знания в этом недостаточно глубоки, в дальнейшем можно записать ребёнка на кружок.
Вопросы и самостоятельность
Важно учить ребенка задавать вопросы в различных ситуациях. Идя в кафе, предложить ребёнку придумать 3 вопроса официанту (по какому-то блюду, обсудить состав, спросить, сколько это блюдо готовится и т.д.) Или 3 вопроса врачу, продавцу книг или дисков с играми, библиотекарю. Это развивает речь и самостоятельность, что важно для будущего и чтоб не растеряться.
Командообразующие игры и анкетирование
Командообразующие игры (обычно на летних площадках, в городских лагерях) помогают развивать коммуникацию. Вы же можете проводить анкетирование (перед днём рождения, перед Новым годом). Подготовьте опросник про ребёнка, включающий вопросы на рассуждение: Что тебя обижает и почему? Что для тебя простительно, а что — нет. Какое качество важно в друге? и т.п. Можно эти вопросы задавать и помимо важных событий.
Также после чтения / поездки в театр можно спрашивать: как бы ты поступил на месте персонажа? порассуждать про какие–то качества, отношение к природным явлениям или событиям. Попытайтесь ребёнка разговорить, чтобы он учился рассуждать.
Чтение и развитие речи
Ребенок читает разную литературу, включая написанную простым языком, чтобы просто получить удовольствие. И конечно более сложную художественную литературу, нон-фикшн (не только энциклопедии, а книги про тайм–менеджмент для детей, про буллинг, детскую психологию). Такое чтение помогает развивать речь и словарный запас.
Диалоги в семье
На каком языке вы разговариваете со своим ребёнком? Какие слова вы используете? Как вы его воспринимаете как собеседника? К сожалению, очень много семей, в которых весь разговор с ребёнком сводится только к обсуждению каких–то мелких бытовых моментов: сделай уроки, иди попей, иди поешь, что интересного в школе, пойдёшь гулять или не пойдёшь гулять и всё.
Постарайтесь найти какую–то ниточку в разговоре со своими детьми, когда вы будете давать им какую–то новую информацию, когда вы будете с ними о чём–то рассуждать, когда вы будете обсуждать просмотренный фильм. Делитесь своими впечатлениями, и ребёнок будет учиться делиться своими впечатлениями. Увидев Рэйфа Файнса в фильме, подзовите ребёнка и спросите, узнаёт ли он актёра? Расскажите, что это он играл Волан–де–Морта в Гарри Поттере. Можно ещё перечислить кино, где он снимался. Делитесь эмоциями!
Источник: канал нейропсихолога Юлии Уткиной
В последнее время замечаю скудность языка у сына. Хотя Соображарий и Скрэббл у нас есть, анкету каждый год ведём (но она немного о другом, хотя содержит вопросы на "что ты любишь, а что — нет"). Благодаря этим пунктам нашла свои ошибки. Будем исправлять) А у вас как обстоят с этим дела?