Найти в Дзене
Познавательный

Уникальные дома СССР

Два легендарных дома в Москве. В 1970-х годах в СССР были предприняты попытки разнообразить типовую городскую застройку посредством строительства уникальных круглых домов. Эти здания, также известные как дома-кольца или «бублики», стали экспериментом в советской архитектуре, направленным на создание новых форм коллективного жилья. Идея возведения круглых домов возникла в начале 1970-х годов, когда архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов предложили проект дома-кольца. Целью было создать архитектурную доминанту района с минимальными затратами, объединив несколько стандартных секций в одно большое кольцевое здание. Первый такой дом был построен в 1972 году на Нежинской улице в Москве. Здание состояло из 26 подъездов и включало 913 квартир. Внутренний двор, диаметром 155 метров, был полностью изолирован от внешнего пространства и доступен через шесть арок. Первый этаж отводился под различные бытовые учреждения: магазины, аптеки, ателье и другие сервисы, необходимые для комфо
Оглавление

Эти дома считались в СССР уникальными: почему ими массово не застроили советские города?

Два легендарных дома в Москве.

В 1970-х годах в СССР были предприняты попытки разнообразить типовую городскую застройку посредством строительства уникальных круглых домов. Эти здания, также известные как дома-кольца или «бублики», стали экспериментом в советской архитектуре, направленным на создание новых форм коллективного жилья.

Идея возведения круглых домов возникла в начале 1970-х годов, когда архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов предложили проект дома-кольца. Целью было создать архитектурную доминанту района с минимальными затратами, объединив несколько стандартных секций в одно большое кольцевое здание.

Первый такой дом был построен в 1972 году на Нежинской улице в Москве. Здание состояло из 26 подъездов и включало 913 квартир. Внутренний двор, диаметром 155 метров, был полностью изолирован от внешнего пространства и доступен через шесть арок. Первый этаж отводился под различные бытовые учреждения: магазины, аптеки, ателье и другие сервисы, необходимые для комфортной жизни жильцов.

А вот второй аналогичный дом был построен аж в 1979 году на улице Довженко, также в Москве. Он имел схожие характеристики: 26 подъездов и 936 квартир. Близость к киностудии «Мосфильм» способствовала тому, что дом часто появлялся в советских фильмах, таких как «Москва слезам не верит» и «Курьер».

Круглая форма зданий выделяла их на фоне типовой застройки, придавая району индивидуальность и эстетическую привлекательность. А большой внутренний двор обеспечивал безопасное пространство для отдыха и игр детей, удаленное от городского шума и движения транспорта.

Круглые дома в Москве

Круглые дома в Москве -два жилых панельных девятиэтажных дома кольцевой формы, возведённые на западе Москвы в 1970-х годах по экспериментальному проекту советского архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова[1][2][3][4][5]. Здания диаметром в 155 метров были построены из типовых деталей панельной серии I-515/9M, соединённых под углом в пределах максимального допуска в 6°[6][7][8].

Дом в 2018 году  на Нежинской улице
Дом в 2018 году на Нежинской улице
Круглый дом на улице Довженко  2018 год
Круглый дом на улице Довженко 2018 год

Спустя несколько лет эксплуатации стали очевидны недостатки подобной формы: в арках при сильном и умеренном ветре был сильный сквозняк, внутри двора была очень высокая слышимость, значительная часть квартир не получала необходимой по нормам инсоляции. В квартирах из-за трапециевидной формы комнат трудно делать ремонт, а у жильцов и гостей часто возникали проблемы с поиском нужного подъезда[20][21]. В результате после окончания строительства дома на Довженко эксперимент был свёрнут и в серию здания не вошли. Несмотря на все слабые стороны проекта, спустя полвека исследователи архитектуры называют его опередившим своё время и проводят параллели с современной штаб-квартирой компании Apple в Калифорнии[11][22]. Бывший главный архитектор Москвы Михаил Посохин оценил вклад Евгения Стамо в облик столицы на одном уровне с Василием Баженовым, Матвеем Казаковым и Алексеем Щусевым[2][3][4][5]