«Даже если вы не станете писателем — это не беда. Кто-нибудь сумеет выразить то, что вы хотите выразить. Важнее всего быть счастливым». Галант вспоминал эти слова леди Ивенс в самые неожиданные моменты. Разговаривая с клиентом, открывая дверцу автомобиля, идя по саду… Не бог весть какая мудрость. Однако заповеди мёртвых крепче и убедительнее мудростей живых.
Автор. Эдуард Лимонов [Эдуард Савенко] (1943-2020) — оппозиционер правящей партии, идейный лидер радикальных политических течений, писатель. Долгое время как диссидент жил за границей, в 90-е годы был председателем национал-большевистской партии в России, впоследствии признанной экстремистской организацией. Приобрел и сохранял популярность во многом за счёт своей эпатажности, циничности и громких революционных высказываний.
Знакомая с именем автора в контексте истории и политики, я не ждала от него литературных шедевров и даже заранее (почему-то) недооценивала Лимонова как писателя. Что, как выяснилось, было зря.
Сюжет. 1980-е, Париж. Не сильно удачливый редактор рядового журнала просыпается после своего дня рождения в незнакомой квартире, в окружении зеленоволосой женщины далеко не «первой свежести» и молодого привлекательного латиноамериканца. Хозяйка квартиры предлагает обоим мужчинам прямо сейчас отправиться в качестве выходного путешествия в Венецию, естественно, за её счет. Редактору затея кажется вздорной, но под напором женщины он соглашается. Таким образом странная компания в составе американца, англичанки и колумбийца, налегке, оказывается в февральской, совсем не туристической Венеции, пребывание в которой разделит жизнь редактора на до и после.
Важное. Книга с жирной пометкой «18+»: секс, наркотики, суровые реалии. Атмосфера в общем мрачноватая, но с динамикой и различными оттенками. Сходна неприкрытостью и порочностью с атмосферой в книгах Чарльза Буковски. Но, в отличие от Буковски, у Лимонова меньше грязи и помоев, больше художественности и изысканной мысли в описании физиологических процессов и в обозначении резких суждений.
➕ Уровень драмы. Главные герои — люди, которые не сумели влиться в социум и приспособиться к общепринятым ценностям, своего рода маргиналы. У всех троих сложная судьба, всех троих хочется оттолкнуть, сбросить со счетов. На всю книгу есть лишь одна крошечная искра тепла, которую можно даже не заметить, но в итоге она становится решающей и ювелирно вытаскивает на себе вот это вот всё.
➕Наличие индивидуальной точки зрения автора, отсутствие клише и «картона» (как и должно быть в хорошей литературе). Это проявляется, например, в виртуозно высмеивающих метафорах или в небанальных описаниях Венеции.
➕ Я ожидала какого-то невменяемого артхауса, словоблудия, сложной философии. Но нет, произведение усваивается легко, быстро затягивает: никаких долгих пауз и замешательств. Характер языка немного едкий, балансирующий между изворотливостью и прямолинейностью. Стиль автора узнаваемый, с вкраплениями иностранных слов.
➖ Текст не отредактирован и не откорректирован, так что некоторые ошибки и лексические повторы вынуждают спотыкаться. Всё потому, что Эдуард Лимонов никому не позволял вносить правки в свою рукопись (вплоть до того, что отправлял в издательства уже оцифрованный, готовый к печати файл).
⏳176 страниц на два-три вечера. Сначала может не возникнуть симпатии к героям или обстоятельствам, но важно не останавливаться, не откладывать чтение, и тогда надежды оправдаются.