Я из тех нехороших людей, которые почти не читают впроцессники. Все просто - не люблю ждать, когда автор соизволит выдать продолжение. Особенно после таких циклов, как "Песнь льда и пламени" и "Отблески Этерны" (и "Хроники Арции" туда же). Потому даже к работягам вроде Брэндона Сандерсона отношусь с осторожностью, хотя конкретно его покупаю в бумаге (одного из немногих).
Поэтому, когда его две завершенные трилогии (про одну из них - "Героя веков" - писал здесь) были прочитаны, остальные книги решил отложить до поры до времени. Но тут на русский перевели и издали книги из секретного проекта, а их можно читать без оглядки на мир Космера и ожидания продолжения, потому что там на том завершенная история. И первой в очереди стала "Юми и укротитель кошмаров" с прекрасными иллюстрациями Алии Чень.
Аннотация:
Юми родом из страны садов, медитаций и духов, в то время как Художник живет в мире тьмы, технологий и кошмаров. Когда их жизни внезапно странным образом переплетаются, смогут ли они отложить в сторону свои разногласия и сотрудничать, чтобы раскрыть тайны своего положения и спасти свои народы от неминуемой катастрофы?
Дисклеймер:
Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!
Что будет, если взять модный нынче ЯнгЭдалт, добавить туда трендовую азиатчину и сдобрить это все романтикой, благо главных героев будет двое - Он и Она? В плохом настроении я бы ответил, что нечитаемое... кхм... неинтересная лично мне история. В хорошем - все зависит от автора, потому что случаются такие, кто и из трендов конфетку слепить умудрится! Что, собственно, и сделал Брендон Сандерсон в своей книге "Юми и укротитель кошмаров".
Все мужчины с Марса, все женщины с Венеры
Как видно из аннотации, в "Юми и укротителе кошмаров" Сандерсон намеренно играет на противопоставлении.
С одной стороны, у нас Он. Художник-кошмарист Никаро - гордый одиночка, однажды по собственной глупости лишившийся всех своих друзей. Он отлично рисует, отчего еще в академии собирался поступать в Соннадзор, но сейчас предпочитает рисовать бамбук, потому что эта форма укрощения кошмаров отлично работает, и плевать, что бригадир из-за этого считает его лентяем.
С другой стороны, Она. Йоки-хидзё Юми - девушка, способная призывать духов с помощью особого складывания камней. Призванные духи по ее просьбе становятся полезными вещами для жителей деревень и городов, через которые проезжает девушка со своей наставницей и служанками. Юми очень талантлива и трудолюбива - она может за один раз призвать больше духов, чем остальные йоки-хидзё ее мира. Но несмотря на благодарность простых людей, Юми - пленница своего высокого статуса, из-за которого даже посетить фестиваль не может. Конечно, это печалит ее и заставляет чувствовать себя одинокой.
Их миры тоже кажутся противоположностями друг другу.
Никаро живет в постиндустриальном мире в городе с многоквартирными домами-человейниками, уличными забегаловками, местным аналогом телевидения, поездами и даже космическим кораблем, который ученые отправили к ближайшей к ним звезде (очевидно, планете вроде Венеры или Марса, если бы действие происходило на Земле). Мир этот довольно хмурый и не особо приветливый, прохладный как с погодой, так и с отношениями, а если выбирать краски, то серый и темно-серый.
Мир Юми яркий и жаркий, полный приветливых людей, духов и летающих растений. Есть здесь и свои ученые - мудрецы, которые озабоченные прогрессом и ради оного и на благо людей, конечно же, изобрели машину, могущую в будущем заменить йоки-хидзё. Но как и в любом традиционном обществе здесь полно много разных зачастую мешающих жить традиций, за исполнением которых тщательно следят.
Естественно, две такие противоположности предполагают попаданчество одного в мир другого (да-да, снова тренды!) И уже здесь возможны варианты: Он попадает в Ее мир или Она попадает в Его. Сандерсон решил не мелочиться и взял оба варианта, перемещая Юми с Никаро поочередно в каждый из миров, правда, с одним нюансом - перемещались души, тела оставались на месте.
Романтика без романтики
"Юми и укротитель кошмаров" считается самой романтичной книгой Сандерсона, но по факту романтики здесь не больше, чем в том же "Герое веков", просто здесь смертей на квадратный сантиметр текста меньше.
Сами же герои не спешат интересоваться друг другом как личностями или изучать новоприобретенные тела (Никаро попадал в тело Юми, она же в свою очередь просто переделывала его тело под себя). Эти как истинные приключенцы пытаются выяснить: зачем духи призвали художника и поместили его в тело йоки-хидзё? зачем саму йоки-хидзё отправляют в мир художника? Все-таки Никаро, несмотря на нелестные мысли о нем бригадира, ответственный парень. А Юми, несмотря на желание самостоятельно распоряжаться своей жизнью, верит в свою службу духам и намерена исполнить данное одному из них обещание.
Да, у нас здесь прежде всего приключения, и герои работают в первую очередь на раскрытие тайны своих перемещений, чем на сближение или ту самую романтику, так что розовых соплей можно не ждать и не бояться.
К тому же эфирное время между героями разделено ровно, а то, что она "отжала" тело у Никаро, всего лишь лучше его же самого и раскрывает, ибо с Юми с превеликим удовольствием общаются другие персонажи, а вот с нелюдимым художником разве что Виньетка.
Работающие детали и другие особенности
Я люблю, когда все детали в книге так или иначе работают на сюжет, а не приведены просто ради красного словца, и если в первой сцене на стене висит ружье, то в финале оно не просто выстрелит - спляшет и станцует перед этим.
У Сандерсона с этим никогда проблем не было, вот и в "Юми и укротитель кошмаров" все упомянутое так или иначе срабатывает, являясь подсказкой к разгадке истинного положения вещей.
Например, упомянутая в самом начале звезда - единственная ночная для Никаро и утренняя для Юми. Сразу начинаешь подозревать, что тут есть два варианта: с разными планетами (на что потом работает история с космическим кораблем) и двумя сторонами одной и той же планетой (на что работает история с похожими языками, ведь и Юми, и Никаро могут читать не в своих мирах). Несмотря на космический корабль, мне все думалось про второй вариант, причем почему-то с остановившимся миром, на одной стороне которого всегда день, на второй всегда ночь, но смена дня в обоих мирах разрушила мою теорию в пух и прах.
На то, что это все-таки одна планета намекают и некоторые размышления рассказчика и история, приключившаяся с ним и превратившая в великолепную вешалку в лапшичной Виньетки.
Кстати, я так давно не встречал в книгах рассказчика, что не ожидал у современных авторов вообще его встретить. Впрочем, читать не мешало, а некоторые моменты получились забавными, например, уточнения про суть все той же Виньетки.
И да, здесь не так много персонажей, но все они хорошо прописаны и играют свою значимую роль. Что друзья Никаро, что Лиюнь - наставница Юми. А уж как много прояснило появление упомянутого в начале истории Соннадзора!
Одним словом, прелесть!
Целительная сила искусства или Причем тут нейросети?
Сейчас будут спойлеры!
Серьезно! Буду спойлерить! Если не читали книгу, то на этом моменте отзыв лучше отложить!
Что ж, раз вас не испугало предупреждение про спойлеры, то продолжим!
И пока прочие комментаторы и рецензенты ищут романтику и отсылки к посмотренным ими аниме и дорамы, ведь Сандерсон нарочно создает мир из расхожих шаблонов про Японию и Южную Корею, я основную тему романа "Юми и укротитель кошмаров" вижу в вполне современной проблеме:
То, что создают нейросети, можно считать искусством?
Та машина, которую создали мудрецы мира Юми, чтобы призывать духов и облагодетельствовать местное человечество, видится мне аллюзией на наши нейросети. И проблемы, которые она натворила, могут говорить об отношении автора ко всей этой движухе с их использованием.
К слову, кошмары, терроризирующие мир Никаро, останавливаются именно рисунками, отчего предыдущий вывод лишь усиливается. (Хотя это все, конечно, может быть только моими размышлениями на тему после прочитанного ;) ).
Вообще я сам люблю нейросети. Особенно Миджерни, потому что это куда дешевле, чем заказать иллюстрацию у художника. Но это я сам рисовать не умею, а все попытки сесть и научиться очень быстро исчерпывают запас выделенного на это дело вдохновения и терпения.
С написанием книг не все так просто пока что. В плане нейросеток. Хотя уже были истории, когда авторы признавались, что использовали при работе над книгой нейросети. Но то ли еще будет? Я вот помимо известного всем ChatGPT видел несколько нейросетей, которые пишут рассказы...
Будет ли у нас коллапс как в мире Юми? Кто знает. Все может выйти почти безобидно с разделением на масспродукт от нейросетей и элитарное крафтовое творчество. Или, как в "Сказке о Тройке", для обделенных вниманием творцов появится профессия ЧИТАТЕЛЬ. Отчасти она уже появилась, если вы понимаете, о чем я ;-)
Итого:
"Юми и укротитель кошмаров" - отличная история про два одиночества, которые не просто нашли друг друга, но и погеройствовать успели. Здесь много интересных деталей и занятных персонажей. Рекомендую к прочтению!
А я, пожалуй, следующей возьму "Локон с изумрудного моря".