Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Таинственные карты: история, смысл и отражение общества

Вы когда-нибудь держали в руках игральную карту? Возможно, вы даже не задумывались о том, какую богатую историю и культуру она в себе несёт. Однако карты — это не просто прямоугольные листы картона или пластика, предназначенные для игр и фокусов. Это целый мир, полный загадок и тайн, который открывается перед нами, когда мы начинаем изучать их историю, значение и разновидности. В этой статье мы погрузимся в удивительный мир игральных карт, узнаем об их происхождении, символическом значении и многообразии форм и стилей. Мы рассмотрим различные виды колод, от классических до экзотических, и попытаемся понять, как они стали неотъемлемой частью нашей культуры. Приготовьтесь отправиться в путешествие во времени и пространстве, где каждый поворот карты может открыть перед вами новую вселенную возможностей и открытий. Присоединяйтесь к нам, и мы вместе раскроем тайны, скрытые за рубашкой каждой карты. Игральные карты представляют собой прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, пред
Оглавление

Вы когда-нибудь держали в руках игральную карту? Возможно, вы даже не задумывались о том, какую богатую историю и культуру она в себе несёт. Однако карты — это не просто прямоугольные листы картона или пластика, предназначенные для игр и фокусов. Это целый мир, полный загадок и тайн, который открывается перед нами, когда мы начинаем изучать их историю, значение и разновидности.

В этой статье мы погрузимся в удивительный мир игральных карт, узнаем об их происхождении, символическом значении и многообразии форм и стилей. Мы рассмотрим различные виды колод, от классических до экзотических, и попытаемся понять, как они стали неотъемлемой частью нашей культуры.

Приготовьтесь отправиться в путешествие во времени и пространстве, где каждый поворот карты может открыть перед вами новую вселенную возможностей и открытий. Присоединяйтесь к нам, и мы вместе раскроем тайны, скрытые за рубашкой каждой карты.

Об этом

Игральные карты представляют собой прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, предназначенные для различных игр, фокусов и гаданий. Набор карт для одной игры называется колодой.

Каждая карта имеет две стороны: лицевую, на которой указано её значение, и оборотную, оформленную одинаково для всех карт в колоде. Для большинства современных игр используется стандартная французская колода или её сокращённый вариант — испанская колода. Однако для некоторых игр, например, коллекционных карточных, применяются специальные колоды.

История

Первые колоды

Они ведут начало от древней китайской игры

История игральных карт уходит корнями в Восточную Азию. Первые упоминания об этих увлекательных играх встречаются в китайских и корейских летописях, датированных XII веком. Однако есть свидетельства о более древних азартных развлечениях с использованием продолговатых пластин, которые относятся к IX веку, периоду правления династии Тан (618–907 гг.).

До изобретения бумажных карт жители Китая и Японии играли на плоских деревянных, бамбуковых или костяных дощечках. По мере распространения этих игр по всему миру, игральные наборы приобретали уникальные черты. Например, в Индии были популярны круглые карты, известные как ганджифа.

В колоде было четыре масти: монеты, шнурки от монет (в Древнем Китае монеты имели отверстия для того, чтобы их можно было носить на верёвочке), мириады (то есть 10 000 монет) и десятки мириад.

В средневековой Японии, в эпоху сёгуната, особой популярностью пользовалась игра Ута-гарута. Вместо карт в этой игре использовались раковины мидий, на которых были изображены бытовые сцены, времена года и поэтические мотивы.

Распространение в Европе

История появления карт в Европе окутана тайной, и до сих пор остается загадкой, как они распространились по континенту. Существует предположение, что карты зародились в Китае, а затем, мигрировав через Индию, Персию и Египет, достигли Европы.

Долгое время роль арабских стран и мусульман в развитии карточных игр оставалась недооцененной или даже отрицалась. Однако недавние исследования показали, что последователи ислама не только играли в карты, но и создавали свои собственные колоды. Арабы, особенно купцы и моряки, выступали в качестве посредников, перенимая новшества из Китая.

Колода карт мамлюков напоминает Таро: она включает 56 младших арканов и 22 старших козыря, разделенных на четыре масти: Мечи, Посохи, Кубки и Пентакли (иногда называемые Дисками или Монетами). В соответствии с запретом Корана на изображение людей, мамлюки украшали карты геометрическими узорами и арабесками.

Первые упоминания об игральных картах в Европе относятся к XIV веку. В хрониках города Берн за 1367 год содержится запись о запрете карточных игр. В 1370 году в испанской поэзии впервые появляется слово «naipes», обозначающее игральные карты. С 1377 года упоминания о картах становятся более частыми, в основном в контексте запретов. Самое подробное описание того времени принадлежит перу монаха из Фрайбурга.

В Германии масти карт имели следующие обозначения:

  • Черви — любовь;
  • Бубны — веселье;
  • Желуди — богатство;
  • Листья — процветание.

В Италии же масти карт были представлены другими символами:

  • Чаши — радость;
  • Монеты — достаток;
  • Посохи — мудрость;
  • Мечи — силу.

К середине XVI века английская знать уже не стеснялась изображать игральные карты на парадных портретах. Примером тому служит картина «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены Кэтрин де Вер и их семьи» (1568 год), авторство которой приписывается Мастеру графини Уорик. Существует мнение, что каждая фигура на игральных картах олицетворяет конкретного исторического персонажа.

  • Король пик — Давид.
  • Дама пик — Афина.
  • Валет пик — Ожье Датчанин.
  • Король треф — Александр Македонский.
  • Дама треф — Аргина (предположительно, анаграмма латинского слова «Regina», означающего «королева», или искажённое имя Аргеи из древнегреческой мифологии).
  • Валет треф — Ланселот.
  • Король бубен — Гай Юлий Цезарь.
  • Дама бубен — Рахиль.
  • Валет бубен — Гектор.
  • Король червей — Карл Великий.
  • Дама червей — Елена Прекрасная.
  • Валет червей — Ла Гир.
  • Валет пик («Hogier») — Ожье Датчанин, рыцарь Карла Великого, хотя существует версия, что прототипом послужил Роланд.
  • Валет червей («Lahire») — Ла Гир, французский военачальник времён Столетней войны.
  • Валет бубен («Hector») — Гектор, предводитель троянского войска.
  • Валет треф («Lancelot») — Ланселот Озёрный, рыцарь Круглого стола.

Карты в России

История игральных карт в России берёт своё начало во времена правления Фёдора Иоанновича. Согласно Уложению, изданному царём Алексеем Михайловичем в 1649 году, азартные игры с использованием карт считались серьёзным преступлением, за которое полагалось суровое наказание — клеймение раскалённым железом и членовредительство.

В эпоху Петра I отношение к картам стало более терпимым, и в Москве начали выпускать карты на двух небольших предприятиях. Хотя сам император не был страстным игроком, производство игральных карт приносило ощутимый доход.

В России карты с изображением червей, бубен, треф и пик появились впервые во Франции. Считалось, что эти символы символизируют сословия средневекового общества: духовенство, купечество, знать и крестьянство. Однако точных исторических свидетельств этому нет. Также нет доказательств того, что «французские» карточные масти связаны с распятием Христа, как некоторые утверждают.

Колода карт «Русский стиль», 1911 год.
Колода карт «Русский стиль», 1911 год.

Александр I ввёл государственный контроль над производством игральных карт, который действовал вплоть до 1917 года. Доходы от этого производства направлялись на финансирование учреждения императрицы, занимавшегося заботой о детях-сиротах.

Бумага, используемая для изготовления карт, была невысокого качества, поэтому её предварительно обрабатывали тальком на специальных машинах. Это придавало картам гладкость и делало их скользкими при перемешивании, за что они получили название «атласные». Стоимость таких карт была довольно высокой: в 1855 году за дюжину атласных колод нужно было заплатить 5 рублей 40 копеек.

В XX веке художник Виктор Свешников внёс значительный вклад в художественное оформление советских игральных карт.

Стандартная колода

Стандартная колода игральных карт, известная как французская, включает в себя 54 элемента. В колоду входят 52 основные карты, каждая из которых принадлежит к одной из четырёх мастей, представленных двумя цветами, и имеет ранг от двойки до туза.

Стандартная колода, состоящая из 54 карт.
Стандартная колода, состоящая из 54 карт.

Кроме того, в колоде имеются две специальные карты — джокеры, которые обычно отличаются своим уникальным оформлением. В зависимости от правил конкретной игры может использоваться как полная колода, так и её сокращённые версии без джокеров.

Вот несколько примеров применения сокращённых колод:

  • 52 карты (полная версия, от двоек до тузов) — необходимы для игры в покер;
  • 36 карт (от шестёрок до тузов) — часто используются в игре «Дурак»;
  • 32 карты (от семёрок до тузов) — требуются для игры в преферанс;
  • 24 карты (от девяток до тузов) — применяются в игре «Тысяча».

Другие виды колод

В мире существует огромное разнообразие игральных карт, каждая из которых обладает своими уникальными чертами. Некоторые из них широко известны, в то время как другие встречаются только в определённых регионах.

К числу наиболее популярных карточных колод можно отнести:

  • Итало-испанская колода;
  • Немецкая колода;
  • Швейцарская колода;
  • Ханафуда;
  • Таро;
  • Минкьяте (расширенная версия Таро с дополнительными фигурными картами).

Кроме того, в разных странах существуют национальные карточные колоды, которые зачастую отличаются от стандартных. Например, в Германии, Восточной Европе, Италии, Испании, Японии и Швейцарии используются особые колоды, которые могут быть неполными и иметь уникальные масти и изображения.

Немецкая колода представляет собой 32-карточный вариант, предназначенный для игр, таких как скат. В отличие от стандартной колоды, масти в ней имеют иную символику.

Также существует гибридная немецко-французская колода, которая активно используется в международных турнирах по скату. Она напоминает стандартную французскую колоду, но пики окрашены в зелёный цвет, а бубны — в оранжевый. Эта колода появилась в 90-х годах после объединения Германии, когда стало ясно, что в разных регионах в одни и те же игры играют разными картами.

В старинной 56-карточной версии французской колоды, которая была особенно популярна в XV веке, присутствовали рыцари, занимавшие промежуточное положение между валетом и дамой. Рыцари сохранились в картах Таро, в некоторых немецких колодах (где Ober соответствует рыцарю, Unter — валету, а дамы нет) и в итало-испанской колоде (где дама также отсутствует).

В немецких и швейцарских колодах вместо десятки используется карта «знамя», могут отсутствовать восьмёрки и девятки, а роль туза выполняет карта с минимальным числовым значением (1 или 2).

Масти

В большинстве стран мира общепринятым является использование мастей, представленных во французской карточной колоде. Однако в альтернативных колодах возможны вариации символов и расцветок мастей, более подробно о которых можно узнать в статье "Карточная масть".

Варианты названий мастей (официальным считается только первый вариант):

♠️ – пики (допустимы варианты: вини, вины, виньни, бурячок) – соответствуют мечам в итало-испанской колоде, листве в немецкой и щитам в швейцарской.

♣️ – трефы (встречаются названия: крести, кресты, жёлуди, жир) – соответствуют посохам в итало-испанской колоде и желудям в немецко-швейцарской.

♥️ – червы (употребляются термины: черви, лиры, жиры, любовные, сердце) – соответствуют кубкам в итало-испанской колоде, сердцам в немецкой и розам в швейцарской.

♦️ – бубны (существуют варианты: буби, бубни, даки, звонки, ромби) – соответствуют монетам в итало-испанской колоде и бубенцам в немецко-швейцарской.

В международной (французской) колоде пиковая и трефовая масти традиционно обозначаются как чёрные, тогда как червовая и бубновая – как красные. В немецкой гибридной колоде (en:Four-color deck) можно встретить французские обозначения мастей, однако каждая масть имеет свой уникальный цвет. В других колодах (немецкой, швейцарской, итало-испанской, французском таро) символы мастей обладают разнообразной цветовой гаммой и не привязаны к конкретным цветам.

Достоинства

В большинстве стран мира карточные игры используют систему ранжирования карт, основанную на французской колоде.

Старшие карты обозначаются следующим образом:

  • Валет (В)
  • Дама (Д)
  • Король (К)
  • Туз (Т)

Кроме того, в колоде присутствуют карты с числовыми значениями от 2 до 10 и Джокер (без масти).

Исторически во французской колоде существовала карта, изображающая рыцаря (также известного как кавалер или конь). Она располагалась между дамой и валетом.

В колодах, используемых для французского таро, присутствуют дополнительные карты с числовыми значениями.

В немецких и швейцарских колодах имеются некоторые отличия:

  • отсутствуют туз и дама
  • вместо валета и рыцаря используются обозначения Обер и Унтер
  • вместо десятки может быть карта со знаменем
  • карты с номиналами 8 и 9 могут отсутствовать
  • младшая числовая карта (двойка) иногда выполняет функцию туза

В итало-испанских колодах также есть свои особенности:

  • отсутствуют туз и дама
  • имеется карта, изображающая рыцаря (кавалера)
  • в некоторых играх роль туза отводится наименьшей карте с числовым значением, но это единица, а не двойка

Названия и обозначения карт в разных языках могут отличаться:

Английский:

  • Валет = Jack (J)
  • Дама = Queen (Q)
  • Король = King (K)
  • Туз = Ace (A)

Карты от двойки до десятки обычно называются по числовому значению (two, three, … ten), хотя для двойки часто используется название "deuce", а для тройки — "trey".

Французский:

  • Валет = Valet (V)
  • Дама = Dame (D)
  • Король = Roi (R)
  • Туз = As (A)

Польский:

  • Валет = walet (J), Jopek
  • Дама = dama (Q)
  • Король = król (K)
  • Туз = As (A)

Строение игральной карты

Карты имеют две стороны: лицевую и обратную. Лицевая сторона содержит информацию о масти и значении карты.

В углу карты расположено обозначение масти и ранга, известное как индекс.

Валет, дама и король представлены в виде фигур.

Основные символы масти, которые превосходят индекс, называются очками.

В стандартный набор карт входят:

Карты с числовым значением от 1 до 10: туз, двойка, тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка и десятка. Карты с числовым значением от 2 до 9 иногда называют фосками, а туз и десятку — брисками.

Карты с изображением, которые часто называют фигурными картами или онёрами, представлены тремя видами: валет (обозначается В или J — от английского Jack), дама (Д или Q — от английского Queen) и король (К или K — от английского King). В играх, где туз имеет наивысшую ценность, он также может быть отнесён к фигурным картам.

Стандартная иерархия карт: от туза как самой младшей карты, далее двойка, тройка и так далее до короля. Однако во многих играх туз занимает позицию старшей карты.

Что касается джокера, то его роль зависит от правил конкретной игры: он может быть как старшей картой, так и заменять любую другую карту по желанию игрока.

Важно отметить, что в некоторых карточных играх используется иная последовательность старшинства карт. Например, в немецких и итало-испанских колодах отсутствуют дамы, их место занимают «верхние валеты» или всадники.

Существует также карточная игра «Малые Тароки», в которой используется колода, представляющая собой полный набор Малых Арканов Таро, но с европейскими мастями.

Материалы по теме