Вы когда-нибудь держали в руках игральную карту? Возможно, вы даже не задумывались о том, какую богатую историю и культуру она в себе несёт. Однако карты — это не просто прямоугольные листы картона или пластика, предназначенные для игр и фокусов. Это целый мир, полный загадок и тайн, который открывается перед нами, когда мы начинаем изучать их историю, значение и разновидности.
В этой статье мы погрузимся в удивительный мир игральных карт, узнаем об их происхождении, символическом значении и многообразии форм и стилей. Мы рассмотрим различные виды колод, от классических до экзотических, и попытаемся понять, как они стали неотъемлемой частью нашей культуры.
Приготовьтесь отправиться в путешествие во времени и пространстве, где каждый поворот карты может открыть перед вами новую вселенную возможностей и открытий. Присоединяйтесь к нам, и мы вместе раскроем тайны, скрытые за рубашкой каждой карты.
Об этом
Игральные карты представляют собой прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, предназначенные для различных игр, фокусов и гаданий. Набор карт для одной игры называется колодой.
Каждая карта имеет две стороны: лицевую, на которой указано её значение, и оборотную, оформленную одинаково для всех карт в колоде. Для большинства современных игр используется стандартная французская колода или её сокращённый вариант — испанская колода. Однако для некоторых игр, например, коллекционных карточных, применяются специальные колоды.
История
Первые колоды
Они ведут начало от древней китайской игры
История игральных карт уходит корнями в Восточную Азию. Первые упоминания об этих увлекательных играх встречаются в китайских и корейских летописях, датированных XII веком. Однако есть свидетельства о более древних азартных развлечениях с использованием продолговатых пластин, которые относятся к IX веку, периоду правления династии Тан (618–907 гг.).
До изобретения бумажных карт жители Китая и Японии играли на плоских деревянных, бамбуковых или костяных дощечках. По мере распространения этих игр по всему миру, игральные наборы приобретали уникальные черты. Например, в Индии были популярны круглые карты, известные как ганджифа.
В колоде было четыре масти: монеты, шнурки от монет (в Древнем Китае монеты имели отверстия для того, чтобы их можно было носить на верёвочке), мириады (то есть 10 000 монет) и десятки мириад.
В средневековой Японии, в эпоху сёгуната, особой популярностью пользовалась игра Ута-гарута. Вместо карт в этой игре использовались раковины мидий, на которых были изображены бытовые сцены, времена года и поэтические мотивы.
Распространение в Европе
История появления карт в Европе окутана тайной, и до сих пор остается загадкой, как они распространились по континенту. Существует предположение, что карты зародились в Китае, а затем, мигрировав через Индию, Персию и Египет, достигли Европы.
Долгое время роль арабских стран и мусульман в развитии карточных игр оставалась недооцененной или даже отрицалась. Однако недавние исследования показали, что последователи ислама не только играли в карты, но и создавали свои собственные колоды. Арабы, особенно купцы и моряки, выступали в качестве посредников, перенимая новшества из Китая.
Колода карт мамлюков напоминает Таро: она включает 56 младших арканов и 22 старших козыря, разделенных на четыре масти: Мечи, Посохи, Кубки и Пентакли (иногда называемые Дисками или Монетами). В соответствии с запретом Корана на изображение людей, мамлюки украшали карты геометрическими узорами и арабесками.
Первые упоминания об игральных картах в Европе относятся к XIV веку. В хрониках города Берн за 1367 год содержится запись о запрете карточных игр. В 1370 году в испанской поэзии впервые появляется слово «naipes», обозначающее игральные карты. С 1377 года упоминания о картах становятся более частыми, в основном в контексте запретов. Самое подробное описание того времени принадлежит перу монаха из Фрайбурга.
В Германии масти карт имели следующие обозначения:
- Черви — любовь;
- Бубны — веселье;
- Желуди — богатство;
- Листья — процветание.
В Италии же масти карт были представлены другими символами:
- Чаши — радость;
- Монеты — достаток;
- Посохи — мудрость;
- Мечи — силу.
К середине XVI века английская знать уже не стеснялась изображать игральные карты на парадных портретах. Примером тому служит картина «Портрет Эдварда Виндзора, 3-го барона Виндзора, его жены Кэтрин де Вер и их семьи» (1568 год), авторство которой приписывается Мастеру графини Уорик. Существует мнение, что каждая фигура на игральных картах олицетворяет конкретного исторического персонажа.
- Король пик — Давид.
- Дама пик — Афина.
- Валет пик — Ожье Датчанин.
- Король треф — Александр Македонский.
- Дама треф — Аргина (предположительно, анаграмма латинского слова «Regina», означающего «королева», или искажённое имя Аргеи из древнегреческой мифологии).
- Валет треф — Ланселот.
- Король бубен — Гай Юлий Цезарь.
- Дама бубен — Рахиль.
- Валет бубен — Гектор.
- Король червей — Карл Великий.
- Дама червей — Елена Прекрасная.
- Валет червей — Ла Гир.
- Валет пик («Hogier») — Ожье Датчанин, рыцарь Карла Великого, хотя существует версия, что прототипом послужил Роланд.
- Валет червей («Lahire») — Ла Гир, французский военачальник времён Столетней войны.
- Валет бубен («Hector») — Гектор, предводитель троянского войска.
- Валет треф («Lancelot») — Ланселот Озёрный, рыцарь Круглого стола.
Карты в России
История игральных карт в России берёт своё начало во времена правления Фёдора Иоанновича. Согласно Уложению, изданному царём Алексеем Михайловичем в 1649 году, азартные игры с использованием карт считались серьёзным преступлением, за которое полагалось суровое наказание — клеймение раскалённым железом и членовредительство.
В эпоху Петра I отношение к картам стало более терпимым, и в Москве начали выпускать карты на двух небольших предприятиях. Хотя сам император не был страстным игроком, производство игральных карт приносило ощутимый доход.
В России карты с изображением червей, бубен, треф и пик появились впервые во Франции. Считалось, что эти символы символизируют сословия средневекового общества: духовенство, купечество, знать и крестьянство. Однако точных исторических свидетельств этому нет. Также нет доказательств того, что «французские» карточные масти связаны с распятием Христа, как некоторые утверждают.
Александр I ввёл государственный контроль над производством игральных карт, который действовал вплоть до 1917 года. Доходы от этого производства направлялись на финансирование учреждения императрицы, занимавшегося заботой о детях-сиротах.
Бумага, используемая для изготовления карт, была невысокого качества, поэтому её предварительно обрабатывали тальком на специальных машинах. Это придавало картам гладкость и делало их скользкими при перемешивании, за что они получили название «атласные». Стоимость таких карт была довольно высокой: в 1855 году за дюжину атласных колод нужно было заплатить 5 рублей 40 копеек.
В XX веке художник Виктор Свешников внёс значительный вклад в художественное оформление советских игральных карт.
Стандартная колода
Стандартная колода игральных карт, известная как французская, включает в себя 54 элемента. В колоду входят 52 основные карты, каждая из которых принадлежит к одной из четырёх мастей, представленных двумя цветами, и имеет ранг от двойки до туза.
Кроме того, в колоде имеются две специальные карты — джокеры, которые обычно отличаются своим уникальным оформлением. В зависимости от правил конкретной игры может использоваться как полная колода, так и её сокращённые версии без джокеров.
Вот несколько примеров применения сокращённых колод:
- 52 карты (полная версия, от двоек до тузов) — необходимы для игры в покер;
- 36 карт (от шестёрок до тузов) — часто используются в игре «Дурак»;
- 32 карты (от семёрок до тузов) — требуются для игры в преферанс;
- 24 карты (от девяток до тузов) — применяются в игре «Тысяча».
Другие виды колод
В мире существует огромное разнообразие игральных карт, каждая из которых обладает своими уникальными чертами. Некоторые из них широко известны, в то время как другие встречаются только в определённых регионах.
К числу наиболее популярных карточных колод можно отнести:
- Итало-испанская колода;
- Немецкая колода;
- Швейцарская колода;
- Ханафуда;
- Таро;
- Минкьяте (расширенная версия Таро с дополнительными фигурными картами).
Кроме того, в разных странах существуют национальные карточные колоды, которые зачастую отличаются от стандартных. Например, в Германии, Восточной Европе, Италии, Испании, Японии и Швейцарии используются особые колоды, которые могут быть неполными и иметь уникальные масти и изображения.
Немецкая колода представляет собой 32-карточный вариант, предназначенный для игр, таких как скат. В отличие от стандартной колоды, масти в ней имеют иную символику.
Также существует гибридная немецко-французская колода, которая активно используется в международных турнирах по скату. Она напоминает стандартную французскую колоду, но пики окрашены в зелёный цвет, а бубны — в оранжевый. Эта колода появилась в 90-х годах после объединения Германии, когда стало ясно, что в разных регионах в одни и те же игры играют разными картами.
В старинной 56-карточной версии французской колоды, которая была особенно популярна в XV веке, присутствовали рыцари, занимавшие промежуточное положение между валетом и дамой. Рыцари сохранились в картах Таро, в некоторых немецких колодах (где Ober соответствует рыцарю, Unter — валету, а дамы нет) и в итало-испанской колоде (где дама также отсутствует).
В немецких и швейцарских колодах вместо десятки используется карта «знамя», могут отсутствовать восьмёрки и девятки, а роль туза выполняет карта с минимальным числовым значением (1 или 2).
Масти
В большинстве стран мира общепринятым является использование мастей, представленных во французской карточной колоде. Однако в альтернативных колодах возможны вариации символов и расцветок мастей, более подробно о которых можно узнать в статье "Карточная масть".
Варианты названий мастей (официальным считается только первый вариант):
♠️ – пики (допустимы варианты: вини, вины, виньни, бурячок) – соответствуют мечам в итало-испанской колоде, листве в немецкой и щитам в швейцарской.
♣️ – трефы (встречаются названия: крести, кресты, жёлуди, жир) – соответствуют посохам в итало-испанской колоде и желудям в немецко-швейцарской.
♥️ – червы (употребляются термины: черви, лиры, жиры, любовные, сердце) – соответствуют кубкам в итало-испанской колоде, сердцам в немецкой и розам в швейцарской.
♦️ – бубны (существуют варианты: буби, бубни, даки, звонки, ромби) – соответствуют монетам в итало-испанской колоде и бубенцам в немецко-швейцарской.
В международной (французской) колоде пиковая и трефовая масти традиционно обозначаются как чёрные, тогда как червовая и бубновая – как красные. В немецкой гибридной колоде (en:Four-color deck) можно встретить французские обозначения мастей, однако каждая масть имеет свой уникальный цвет. В других колодах (немецкой, швейцарской, итало-испанской, французском таро) символы мастей обладают разнообразной цветовой гаммой и не привязаны к конкретным цветам.
Достоинства
В большинстве стран мира карточные игры используют систему ранжирования карт, основанную на французской колоде.
Старшие карты обозначаются следующим образом:
- Валет (В)
- Дама (Д)
- Король (К)
- Туз (Т)
Кроме того, в колоде присутствуют карты с числовыми значениями от 2 до 10 и Джокер (без масти).
Исторически во французской колоде существовала карта, изображающая рыцаря (также известного как кавалер или конь). Она располагалась между дамой и валетом.
В колодах, используемых для французского таро, присутствуют дополнительные карты с числовыми значениями.
В немецких и швейцарских колодах имеются некоторые отличия:
- отсутствуют туз и дама
- вместо валета и рыцаря используются обозначения Обер и Унтер
- вместо десятки может быть карта со знаменем
- карты с номиналами 8 и 9 могут отсутствовать
- младшая числовая карта (двойка) иногда выполняет функцию туза
В итало-испанских колодах также есть свои особенности:
- отсутствуют туз и дама
- имеется карта, изображающая рыцаря (кавалера)
- в некоторых играх роль туза отводится наименьшей карте с числовым значением, но это единица, а не двойка
Названия и обозначения карт в разных языках могут отличаться:
Английский:
- Валет = Jack (J)
- Дама = Queen (Q)
- Король = King (K)
- Туз = Ace (A)
Карты от двойки до десятки обычно называются по числовому значению (two, three, … ten), хотя для двойки часто используется название "deuce", а для тройки — "trey".
Французский:
- Валет = Valet (V)
- Дама = Dame (D)
- Король = Roi (R)
- Туз = As (A)
Польский:
- Валет = walet (J), Jopek
- Дама = dama (Q)
- Король = król (K)
- Туз = As (A)
Строение игральной карты
Карты имеют две стороны: лицевую и обратную. Лицевая сторона содержит информацию о масти и значении карты.
В углу карты расположено обозначение масти и ранга, известное как индекс.
Валет, дама и король представлены в виде фигур.
Основные символы масти, которые превосходят индекс, называются очками.
В стандартный набор карт входят:
Карты с числовым значением от 1 до 10: туз, двойка, тройка, четвёрка, пятёрка, шестёрка, семёрка, восьмёрка, девятка и десятка. Карты с числовым значением от 2 до 9 иногда называют фосками, а туз и десятку — брисками.
Карты с изображением, которые часто называют фигурными картами или онёрами, представлены тремя видами: валет (обозначается В или J — от английского Jack), дама (Д или Q — от английского Queen) и король (К или K — от английского King). В играх, где туз имеет наивысшую ценность, он также может быть отнесён к фигурным картам.
Стандартная иерархия карт: от туза как самой младшей карты, далее двойка, тройка и так далее до короля. Однако во многих играх туз занимает позицию старшей карты.
Что касается джокера, то его роль зависит от правил конкретной игры: он может быть как старшей картой, так и заменять любую другую карту по желанию игрока.
Важно отметить, что в некоторых карточных играх используется иная последовательность старшинства карт. Например, в немецких и итало-испанских колодах отсутствуют дамы, их место занимают «верхние валеты» или всадники.
Существует также карточная игра «Малые Тароки», в которой используется колода, представляющая собой полный набор Малых Арканов Таро, но с европейскими мастями.