Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Музыка вне границ: 5 странных композиций, которые поразят ваше воображение

Оглавление

Музыка — это язык, который способен передать самые разные эмоции и чувства. Она может быть радостной и печальной, энергичной и спокойной, но иногда встречаются композиции, которые выходят за рамки привычного понимания музыкального искусства. В этой статье мы расскажем о пяти странных произведениях, которые поразят ваше воображение и заставят взглянуть на музыку под новым углом.

Эти композиции не являются шутками своих авторов, как может показаться на первый взгляд. Каждое из них имеет рациональное объяснение, которое позволит вам глубже понять их смысл и идею. И для этого не нужно иметь музыкального образования — достаточно быть открытым к новым впечатлениям и готовым удивляться.

Присоединяйтесь к нам в этом увлекательном путешествии по миру странной, но не менее прекрасной музыки! Мы уверены, что вы получите массу удовольствия и вдохновения от знакомства с этими уникальными композициями.

«4′33″» Джона Кейджа

Пожалуй, самым известным произведением из нашего сегодняшнего списка можно назвать пьесу «4′33″ американского композитора Джона Кейджа. Этот выдающийся музыкант, философ и новатор был одним из самых влиятельных композиторов второй половины XX века.

Название пьесы «Четыре минуты тридцать три секунды» указывает на её продолжительность. Она состоит из трёх частей и может быть исполнена любым количеством музыкантов на любых инструментах. Однако в течение всего времени, пока длится пьеса, музыканты остаются на сцене, не издавая ни звука.

Это не просто шутка или попытка эпатировать публику. Пьеса воплощает идею Кейджа о том, что любые звуки могут стать частью музыки. В данном случае слушателям предлагается обратить внимание на звуки, наполняющие концертный зал, когда в нём царит тишина.

По мнению композитора, не существует такого понятия, как абсолютная тишина. Человек всегда издает звуки, в том числе непроизвольно, а значит, музыка всегда присутствует, даже когда музыканты и зрители молчат в зале.

Впервые «4′33″ была исполнена в 1952 году и считается самым известным произведением Кейджа. Композитор называл её своим главным творением. К идее пьесы он, вероятно, шёл не один год — в его работах уже встречались периоды тишины, хотя он и не был первым, кто «сочинил молчание». Например, в 1897 году французский композитор Альфонс Алле опубликовал «Траурный марш для похорон глухого», партитура которого состояла из пустого листа нотной бумаги. Однако идея этого произведения была совершенно иной.

Помедленнее

Ещё одно необычное произведение Джона Кейджа называется «Organ²/ASLSP». Аббревиатура ASLSP расшифровывается как «As slow as possible», что означает «как можно медленнее». Автор указал, что произведение должно исполняться в медленном темпе.

Несмотря на то, что произведение состоит всего из восьми страниц нотного текста, в нём есть две части, которые можно пропустить, а одну часть нужно сыграть дважды. Однако исполнение этого произведения одним музыкантом может занять несколько часов.

В 2001 году, через девять лет после смерти Кейджа, группа энтузиастов решила воплотить в жизнь желание композитора относительно темпа исполнения произведения. Для этого в небольшой церкви Св. Бурхарда в Хальберштадте, Германия, был установлен специальный орган с электромеханическим нагнетанием воздуха. Он будет исполнять произведение в течение 639 лет.

Длина каждой ноты в произведении рассчитана математически, а нужные клавиши зажимаются с помощью мешочков с песком. Переход от одной ноты к другой привлекает множество поклонников, тем более что это происходит реже одного раза в год. Подробное расписание и информация доступны на сайте проекта на немецком языке.

Vexations Эрика Сати

Джон Кейдж также сыграл ключевую роль в создании произведения, которое невозможно обойти стороной, когда речь заходит о необычных, но в то же время глубокомысленных музыкальных композициях. Он принял активное участие в первом публичном исполнении «Вексиаций» французского композитора Эрика Сати.

Эрик Сати написал это произведение, вероятно, в конце XIX века, но не опубликовал его. Листок с нотной записью был обнаружен среди бумаг в доме композитора только после его смерти в 1925 году, а опубликован ещё позже, после окончания Второй мировой войны.

На первый взгляд, в «Вексиациях» нет ничего необычного. Исполнителю, вероятно, на фортепиано, хотя инструмент не указан, предлагается сыграть небольшую пьесу без запоминающейся мелодии и четкой структуры, которая может показаться не очень приятной для неподготовленного слушателя. Однако сложность заключается в том, что исполнить её нужно 840 раз подряд, «предварительно подготовившись, в полной тишине и серьёзной неподвижности».

Первое исполнение «Вексиаций» состоялось в 1963 году с участием 12 музыкантов, включая Джона Кейджа, и длилось более 18 часов. Удивительно, но из всех присутствовавших на премьере только один человек смог полностью прослушать произведение.

Если вы хотите повторить его подвиг, можете прослушать аудиофайл, который мы предлагаем ниже, 48 раз.

Что хотел сказать автор своим произведением? Мы не знаем точно, поскольку Сати не оставил никаких комментариев. Исследователи выдвигают несколько предположений. Некоторые считают, что это была острая критика концепции бесконечной мелодии Вагнера. Эрик Сати был известен своей злой иронией, язвительными шутками и болезненными уколами в адрес тех, кто ему не нравился. Другие предполагают, что это исследование скуки. Однако нам кажется наиболее интересным предположение, что автор хотел показать, как привыкание к определённой гармонической и ритмической схеме делает музыку приятной для нашего слуха. Однако можно создать привычку и к непривычным гармониям и ритму, если повторять их многократно, например, 840 раз.

Возможно, причиной создания этого произведения стали кратковременные, но очень интенсивные отношения Сати с художницей и моделью Сюзан Валадон. «Вексиации» могли стать результатом их ссоры или расставания, поскольку слово «vexations» переводится с французского как «притеснение, досада, раздражение, неприятности, обиды».

«Пробуждение птиц» и другие произведения Оливье Мессиана

Оливье Мессиан, французский композитор, с раннего возраста был очарован пением птиц и часто использовал его мотивы в своих произведениях. Одним из самых известных его творений стал «Квартет на конец времён», написанный в 1941 году, когда он находился в лагере для военнопленных в Германии. Там же состоялась премьера этого произведения, которую исполнили сами заключённые.

Впоследствии Мессиан посвящал много времени прослушиванию птиц, в том числе экзотических, вдали от Парижа. Он записывал их пение нотами, черпая вдохновение в этом удивительном звуке. Композитор считал, что птицы в своих песнях наиболее ярко выражают радость и благодарность Богу.

Оливье Мессиан был глубоко верующим человеком и более 60 лет проработал органистом в парижской церкви Святой Троицы. Его творчество не ограничивается использованием птичьих мотивов. Он считается одним из величайших композиторов XX века, оказавшим влияние на многих авангардистов второй половины столетия. Однако птицы, несомненно, занимают особое место в его музыке.

Использование птичьего пения в музыке не является новым явлением. Ещё в эпоху Возрождения европейские композиторы использовали имитацию птичьих голосов, адаптируя их под вкусы слушателей. Например, Клеман Жанекен, живший в XVI веке, также использовал мотивы птиц в своих произведениях.

«Струнно-вертолетный квартет» Карлхайнца Штокхаузена

Раз уж мы заговорили о птицах, то давайте ненадолго задержимся в воздухе. Речь пойдёт не о птицах, а о вертолётах и немецком композиторе Карлхайнце Штокхаузене, которого музыковеды и критики считают одним из самых значимых академических композиторов второй половины XX — начала XXI века. Его произведения не всегда просты для восприятия, но это характерно для академической музыки XX века, особенно его второй половины.

Представьте себе масштаб: в концертном зале модератор представляет зрителям музыкантов струнного квартета и рассказывает о том, что их ждёт. Затем под прицелом камер музыканты расходятся к своим вертолётам, садятся в них, и вертолёты взлетают, кружа в радиусе шести километров от аудитории. Пока они исполняют музыкальную часть произведения, звуки, издаваемые музыкантами, их инструментами и лопастями вертолётов, транслируются в аудиторию по радио и обрушиваются на зрителей со всех сторон в течение примерно получаса. После этого вертолёты приземляются, и музыканты возвращаются в зал. Всё происходящее постоянно снимается на камеру, изображение также транслируется на экраны в зале.

Для исполнения этого произведения необходим ансамбль и набор инструментов, включающий двух скрипачей, альтиста и виолончелиста с соответствующими инструментами, четыре вертолёта с пилотами и звукооператорами, телевизионный передатчик, трёхканальный передатчик звука, звукорежиссёра с пультом и, наконец, концертный зал с экранами и колонками. А также зрителей и, возможно, модератора.

Впервые это произведение было исполнено в 1996 году. «Струнно-вертолётный квартет» сразу же стал самым известным и ярким произведением академической музыки последнего десятилетия прошлого века и с тех пор исполняется регулярно, хотя и нечасто. Нельзя сказать, что видео на YouTube или даже качественная запись передают всё происходящее в полной мере. Также нельзя гарантировать, что вам понравится то, что вы услышите, хотя в XX и особенно в XXI веке от академической музыки никто, кажется, и не ждёт, что она будет нравиться.

Однако за всем этим скрывается как минимум две важные идеи. Первая вам уже знакома по предыдущему разделу: в XX веке музыкой могут быть любые звуки, включая (почему бы и нет) ритмичный и меняющийся звук вращения лопастей вертолёта, такая специфическая ритм-секция. Вторая идея заключается в том, чтобы показать, что музыка может рождаться вне единого пространства и прямого контакта музыкантов и слушателей. Звуки, составляющие «Струнно-вертолётный квартет», появляются как единое целое только тогда, когда они воспроизводятся динамиками в концертном зале, в то время как музыканты физически отделены как друг от друга, так и от аудитории.

И все-таки они шутят

В прошлом композиторы, создавая необычные произведения, нередко делали это в шутку. Например, у Вольфганга Амадея Моцарта есть знаменитая «Музыкальная шутка», в которой собраны все возможные ошибки в гармонии и ритме, которые мог бы допустить неопытный музыкант.

Однако в последние сто двадцать лет композиторы начали осознанно использовать подобные приемы, и это уже не связано с незнанием основ музыкальной теории.

Композитор Франц Йозеф Гайдн, похоже, тоже развлекался, когда писал свои 60-ю и 94-ю симфонии. В них можно услышать неожиданные громкие аккорды и другие нестандартные решения, которые могут развлечь слушателя, уставшего от классической музыки. Однако, как это часто бывает, сегодня не все понимают такие шутки.

Зато вокальная пьеса «Кошачий дуэт» для двух женских голосов, которую приписывают итальянскому оперному композитору Джоакино Россини (хотя она была написана не им), обычно не вызывает вопросов. Эта пьеса особенно хорошо поднимает настроение слушателей в конце длинного концерта после особенно трагического номера.

«Симфоническая поэма» Дьёрдя Лигети

В 1963 году австрийский композитор венгерского происхождения Дьёрдь Лигети создал ещё одно современное музыкальное произведение. Он был коллегой Карлхайнца Штокхаузена и написал его вместе с ним.

Исполнение этого произведения происходит следующим образом: на сцене устанавливаются сто метрономов, каждый из которых настроен на определённое время и имеет свой темп. После периода тишины, который может длиться от двух до шести минут, дирижёр даёт сигнал, и десять исполнителей одновременно запускают свои метрономы и покидают сцену. В 1995 году было изобретено устройство, которое позволяет запускать метрономы автоматически, без участия исполнителей.

Вначале всё это звучит как хаос, но постепенно, по мере того как всё больше метрономов останавливаются, становятся слышны отдельные звуки. В конце концов, в полной тишине остаётся только один метроном, и вскоре он тоже замолкает.

Если оказаться в концертном зале в подходящем настроении, это произведение может произвести сильное впечатление. Оно словно говорит: «Рано или поздно всё заканчивается, даже самое громкое замолкает». Критики считают, что Лигети создал это произведение как сатиру на разнообразие направлений и школ в академической музыке середины прошлого века, а также на стремление композиторов-авангардистов давать своим произведениям громкие названия, не связанные с их содержанием. Это можно увидеть на примере «Симфонической поэмы», которая, как нетрудно заметить, не является ни симфонической, ни поэмой.

И снова подтверждается известная мысль: музыкой может быть что угодно.

А какую музыку предпочитаете вы? Делитесь своими любимыми композициями в комментариях!

Материалы по теме