Цели школы в любом ее формате или варианте ясны: научить слушать и запоминать, действовать по инструкции, послушно выполнять указания, согласовывать свои действия с коллективными действиями. Научить читать и считать, научить пунктуальности и четкости в выполнении однообразной работы чтобы получить «человека индустриального».
С усложнением производства растет и объем необходимого образования. Дети начинают ходить в школу со все более раннего возраста, учебный день и учебный год становятся все длиннее. Но школа остается при этом школой-фабрикой.
Теперь информация может прийти откуда угодно в сколь угодно малый срок. Правда, преимущественно в одну сторону: от управляющей элиты к народу. Главная роль в формировании мировоззрения переходит от семьи к государству. Государственные радио и телевидение могут как угодно трактовать события и влиять на мнения своих граждан. Противопоставить этому что-либо столь же действенное сложно. Ведь ясли, детский сад, школа — тоже государственные учреждения.
Самым важным, выгодным и массовым товаром становится информация. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. В этом облаке информации несравненно труднее влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это касается как государственных средств массовой информации, так и школы. Учителя уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей.
Подумаем, какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи. Научить читать и писать, ознакомить с основами наук — это проявленная цель школы. Научить подчиняться воле старшего, инструкциям, правилам — это не столь явно называемая, но более значимая для современной школы цель. Школа всегда более болезненно относится к нарушению дисциплины, чем к неуспеваемости ученика. Школа проще допускает изменение элементов содержания обучения, чем ломку устоявшихся способов обучения.
Школа так увлеклась установлением фабричной дисциплины, что не заметила смены общественных потребностей. Сегодня в развитых странах только около 10% населения заняты в поточно-массовом производстве. Зато все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных.
А этому можно научиться, но только не в официальной массовой школе. Чтобы успешно жить в новых реалиях нужно принимать эти новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, принимать самостоятельные решения. Хотите видеть нормальных, благополучных, счастливых детей — учите их в соответствии с действительными потребностями самих детей и новыми реалиями общества.
А у нас все по-прежнему, подавляющее число старшеклассников и студентов есть продукт школы-фабрики. Плохо вот что: этот продукт все менее востребован. Устаревший продукт можно отвести на склад или пустить в переплавку. Что делать с устаревшим образованием? Устаревшим еще до того, как ваш ребенок успел его получить? Устаревшего образования, говоря по правде, не бывает. Устаревшее образование — вообще не образование, это псевдообразование.
Все ученики, одинаково одетые, сидят в одинаковых позах за одинаковыми партами, читают одинаковые учебники, слушают одно и то же объяснение учителя для всех, выполняют одинаковые задачи, должны прочесть одни и те же книги и так далее. Это и есть псевдообразование. А настоящее, альтернативное образование строится в индивидуальным, подогнанным именно под обучаемого варианте обучения. Потому что ученикам очень важно не только заучивание информации, на котором построена школа, но и понимание и применение этого материала на практике.
Кроме этого в школе насаждается множество вредных искажений сознания.
Культура согласия — негласная общественная норма, в рамках которой принято не выделяться и не подвергать сомнению слова авторитетов. Неприятие культуры согласия автоматически превращает индивида в деструктивный элемент, который «самвиноват»: « если живешь в обществе, принимай его законы».
На ценностях культуры согласия построена иерархическая система российских учебных заведений. Школа, а потом и универ, проедутся по личности катком и постараются сделать из ученика максимально удобного человека.
Учебные заведения, ведущие преподавание в рамках культуры согласия часто создают опасные представления о реальности, которые мешают полноценному развитию личности. Таковы реалии псевдообразования.
Содержание образования традиционной начальной школы вполне определенно, можно сказать, что на выходе ставилось целью получить некий интегрированный результат: ребенок, умеющий читать, писать, считать, в какой-то степени ориентирующийся в мире природы и мире людей, обладающий некоторой привычкой к самоорганизации и выполнению определенных социальных правил и норм.
Следующий этап среднего образования результат никем никогда не планировался, цель: выпускник, умеющий делать то-то и то-то целостным, внепредметным образом,— не прописывалась. Результаты планировались только на уровне отдельных предметов. Целей «глобальных», обобщенных — типа: «выпускник должен уметь анализировать любую ситуацию, уметь ставить цель в любой ситуации, выбирать адекватные средства ее достижения во всех ситуациях, уметь сопоставлять, находить связи и выделять существенные во всех ситуациях и т.д.» — сложившееся содержание образования не ставило. Ни для кого не секрет, что можно закончить среднюю школу на «отлично», знать и уметь все, что она требует, но так и не стать «умным человеком», т.е. человеком, готовым эффективно и адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. И, соответственно, получить на выходе никому не нужное псевдообразование.
В результате у выпускника школы нет умений и знаний из таких важнейших сегодня сфер, как психология, философия, методология, социология, герменевтика, риторика, организация и управление, экономика, политика и пр.
Выпускник средней школы, как правило, не понимает физической, математической, химической, биологической сущности предметов и явлений, даже если он и «выучил» на «отлично» соответствующие школьные предметы.
Примеров такого псевдообучения необычайное множество. Каждый человек может привести такие примеры.
Нормальный, традиционный учитель, берущийся учить конкретного ребенка, не знает, что и за счет чего у него получится в результате. Учителям весьма привычна ситуация, когда они сделали на уроке все то, что они должен были или просто привыкли делать, а никакого положительного результата не получилось.
Устранить неумение обучаемого можно, только зная, в чем конкретно заключается это неумение у каждого отдельного школьника. Для этого нужно обучаемого изучить и строить дальнейшее обучение опираясь на полученные данные. Именно это и делает альтернативное образование.
Сегодня же даже хороший учитель работает как плохой врач: если у пациента высокая температура, надо выписать ему аспирин, а выздоровеет он или нет — уже от врача не зависит. Он свою функцию выполнил. Это и есть псевдообразование.
А должен он работать как профессиональный агроном: если он хочет вырастить хороший урожай, он делает анализ почвы на каждом конкретном участке и добавляет в нее то, чего в ней недостает относительно полного набора элементов, необходимого для данного вида растений.
Даже в самом оптимальном случае в результате такого обучения мы получаем ребенка, который нечто знает и умеет, но эти умения и знания он реализует в основном в тех ситуациях, в которых он их получал и привык применять: если ученик и пишет более-менее грамотно, то это он делает на уроках русского языка, но не в записке соседке по парте; если и может решить задачку, то на уроке математики, а не в реальной жизни. Если меняется ситуация, служившая стимулом для выработанной рефлекторной реакции, то не возникает и самой рефлекторной реакции.
Образование превращается в имитацию. А точнее, в псевдообразование. И эта имитационность пронизывает все. Проблема любого учебного заведения в том, что никакому не хочется выглядеть плохо. Нужны показатели, поэтому мы будем их имитировать.
Школьники, а потом и студенты имитируют знания, потому что их ничему не научили. В имитационной системе процветает академическое мошенничество — списывание, плагиат и другие попытки избежать самостоятельной работы.
Школьники делают доклады, участвуют в конференциях, выступая с работами, которые компилируют из материала в интернете. Преподаватели в жюри прекрасно видят, ребенок эту работу делал, родитель или школьный учитель. Если ребенок писал сам, он, как правило, не побеждает.
Все это - псевдообучение. Такое, при котором наука выворачивается наизнанку, меняются местами причины и следствия, и выдаётся за настоящую нормальную учёбу. Именно это имеют в виду преподаватели вузов, когда говорят "забудьте всё, чему вас учили в школе..." Всё образование направлено на то, чтобы ребёнок не просто не знал математики, истории или литературы, а но то, чтобы он никогда не смог их узнать.
Главная проблема нашего образования состоит в том, что удельный вес псевдообразования очень велик.
Вузы доосуществляют «псевдообразование». То есть обучение в этих вузах не обеспечивает рынок труда соответствующими квалифицированными специалистами.
Несмотря на очень низкую эффективность выпускников спрос на высшее образование по-прежнему очень высок: семьи будущих абитуриентов, имея даже скудный доход, готовы вкладывать последние средства в подготовку к поступлению в вуз – независимо от того, есть ли у их ребенка мотивация к получению знаний. При этом высшее образование в России не рассматривается как средство профессиональной подготовки – но прежде всего как средство социализации и гарантия высокой заработной платы в занятости, никак не связанной с осваиваемой специальностью. Нет смысла учиться на «отлично» или хотя бы «хорошо» – главное любой ценой получить диплом. И расцветает питательная среда псевдообразования.
Для справки: приставка ПСЕВДО - (от греческого pseudes - «ложь», «вымысел») используется для обозначения чего-то, что внешне кажется (или ведет себя как) одной вещью, но является чем-то другим. В зависимости от контекста псевдо может означать совпадение, имитацию, намеренный обман или их комбинацию.
И мы имеем ПСЕВДО в нашей жизни:
псевдообразование (школьно-вузовское),
псевдоспорт (кибер),
псевдовселенная (мета),
псевдокультура (табличка с QR-кодом),
псевдоздоровье («волшебная таблетка», телемедицина),
псевдопитание (а-ля МакДональдс, жареные кузнечики и червяки),
псевдотруд (имитация деятельности, не приводящая к настоящему результату, не создающая ценностный продукт, а воспроизводящая фуфло),
псевдокрасота (грим и ботокс),
псевдонаука (метод «РОСНАНО»),
псевдоэлита (по понятиям),
псевдоискусство (типа картины «Черный квадрат» Малевича),
псевдосвобода (страх, рабское поклонение обстоятельствам и комфорту),
псевдореальность (виртуальная),
псевдочеловек (чипированный, биометризированный, отформатированный),
псевдожизнь (стремление к культу власти и денег),
псевдоним — вымышленное имя (фамилия), используемое в публичной деятельности вместо настоящего, чтобы скрыть своё истинное лицо.
Таким образом творится порабощение сознания граждан.
Итог: наша школа под личиной всеобщего образования производит массовое псевдообразование, из которого каждый выкарабкивается самостоятельно, если удастся.
Тем, кто читает, желаю выкарабкаться.
Педагог, психолог С. Ж.