Найти в Дзене
Чердак Умной Эльзы

Маяковский 1928 года и редкое издание книжки "Кем быть?" 1976 года

Стихотворение "Кем быть?" было знакомо каждому советскому ребенку с детского сада. Весёлое, увлекательное! В народ ушли строки "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

Для СССР, где детские книжки выходили тиражами 300 тысяч, полмиллиона, миллион - тираж в 150 тысяч этой книжки - капля в море. Выпустило книгу Марийское книжное издательство в городе Йошкар-Ола, а иллюстрации нарисовал художник Янгильдин Рюрик Елизарович (родился в 1939 году).

Он окончил Казанское художественное училище, а затем Московский полиграфический институт. Работал художественным редактором в марийском книжном издательстве. Его супруга, Галина Борисовна – основатель Музея истории телевидения Республики Марий Эл, а дочь Марина – одна из успешных визажистов России.

Собственно, это всё, что я смогла найти о нём, а художник-то замечательный! Рюрик Елизарович осовременил картинки - и действительно, в этом стихотворении каждый отдельный стих актуален: как нужны стране строители и врачи, инженеры и космонавты, рабочие и шофёры!

Насыщенная, плотная композиция, внутренняя динамика - всё хорошо! И тонкие отсылки к эстетике 20-х - эстетики производства, техники, машин.

Но - лучше один раз увидеть! Листайте странички, а я вам тем временем немного расскажу о Маяковском 1928 года...

Владимир Владимирович написал это стихотворение в 1928 году и сам же впервые прочитал его на празднике детской книги 11 июня в Москве, в Большом зале Консерватории.

-2

Ну и праздник был устроен в Москве! Вот так праздник! Устраивали его Госиздат (оцените масштаб внимания к детской литературе!) и журнал "Ёж". Читателей детских библиотек, да и всех ребят приглашали на большой Книжный базар на Тверском бульваре. Для посетителей были не только лотки с книжками, но и весёлые представления.

-3

А после ребята отправились в Консерваторию:

"Там были представления, походили, побродили, пошли в Консерваторию. Угостили нас кино, артистами, балериной, шумовым оркестром и Маяковским. Он прочёл нам свою новую вещь "Что делать" - о выборе профессии"
Из дневника ученицы 8 класса Е. Таратута, цитируется по книге В. Катаняна "Маяковский. Литературная хроника", 1956 год

Участие Маяковского в празднике детской книги было снято для кинохроники "Книжкин день" по заказу Госиздата. Увы, картина если и была смонтирована, то утеряна. Как жаль!

Кстати, книжка "Кем быть"могла быть ну совершенно другой!

В бумагах Маяковского сохранилось письмо:

"Дорогой Владимир Владимирович! Скоро год, как вы обещали написать нам книгу о выборе профессий для девочек ("Кем быть?"). Неужели вы хотите, чтобы обратились с письмом к девочкам-пионеркам всего Союза и рассказали им, как надувает их Маяковский? Вас совесть замучит. Лучше уж напишите поскорей".
Письмо не датировано, подпись неразборчива.

Кому и когда Маяковских дал такое обещание? Было ли это до 11 июня 1928 года или же на одной из встреч с ребятами, где Маяковский читал свои детские стихи, к нему обратились вот эти вот боевые пионерки? Письмо, конечно, категорически непочтительное, но тогда подобный стиль был во всю принят у пикоров - пионерских корреспондентов газеты "Пионерская правда". А может быть, как раз пикорам-то и обещал Маяковский книжку для девочек?.. Увы, и этот вопрос без ответа...

Вообще Маяковский с "Пионерской правдой" сотрудничал очень активно: в начале этого же 1928 года он пишет рекламный текст для плаката о подписке на "Пионерскую правду". Позже, правда, Маяковского захлестнули "взрослые" дела и заботы...

22 февраля 1928 года в "Пионерской правде" публикуется стихотворение "Десятилетняя песня" - к десятилетию Красной Армии.

29 февраля - стихотворение "Прочти и катай в Париж и Китай".

17 марта - стихотворение "Детский театр из собственной квартирки вышибают товарищи сатирики".

Кто ещё из писателей так плотно был связан с детской газетой?

Когда Маяковский всё это успевал? Писал стихи и поэмы, сочинял рекламные тексты к плакатам, согласовывал издания собственных книг, выступал перед рабочими, комсомольцами, профсоюзами...

"Все места заняты, в проходах стоят. За проходами стоят, всю эстраду обсели, на пианино опёрлись, под пианино залезли: негде уже одежду вешать, и даже возле порога раздеваются.
...На эстраде поэт Маяковский. [...]
...Мне говорят: зачем это вы разъезжаете и читаете свои стихи? Это ж дело эстрады, а не ваше, не поэта это дело! Ер-р-рунда! Именно моё! Только моё! И я гораздо более рад этому уважаемому микрофону, который разнесёт слова мои, чем трём тысячам тиража какого-либо издания".
"Пролетарская правда", Киев, 1928 год

В 1928 году Госиздат приступил к выпуску сборников стихов современных поэтов, которых включали в школьное изучение. Конечно, без Маяковского нельзя было обойтись! Только вот сборник "Школьный Маяковский" был собран из старых (8-12-летней давности) стихов, и поэт обращается к Луначарскому:

"Идея преподавания живой литературы прекрасна и революционна, она должна и может появиться (пока) только в школе СССР, но её не надо коверкать таким академико-бюрократическим подходом. Так как вопрос, подымаемый мною, очевидно касается не одного меня, а целого ряда писателей, обращаю на вопрос Ваше внимание и прошу внушать заинтересованным комиссиям что:
[...] 1. Материал для учебников надо подбирать наиболее характерно, полно и при непременном участии автора.
2. К критическому разбору надо привлекать товарищей не случайно, а ранее занимавшихся разбором литературных произведений данного рода (конечно, связав с требованиями педагога). Думаю, что и при большой спешке издания сделать живыми книги живых ещё можно успеть".
Письмо к А.В. Луначарскому, сохранилось в копии, без даты

Маяковский успел всё же что-то исправить до выпуска...

А в сентябре 1928 года Маяковский выступал в детской колонии при Центральной биостанции юных натуралистов (в Сокольниках):

Пришел он неожиданно, раньше, чем обещал. Весёлой гурьбой окружили его в раздевалке. Окружённый плотным живым кольцом ребят, одетых в однотипные костюмы детдомовцев, Маяковский прошёл в столовую. Большинству слушателей было 13 - 16 лет, но Владимир Владимирович держался просто, как с равными. Окинул взором столовую, остановился на крупной уведомительной записке, приклеенной к изразцовой печи: "КЛЮЧ ОТ КОММУНЫ У ТОВ. СОЛКОВА". Это писал кто-то из коммунаров - так мы называли комсомольцев, живущих коммуной в общежитии одной из дач.
Глаза наполнились искристой улыбкой.
- Ну, что же вам прочитать? - спросил он, когда гул в столовой смолк.
...Когда прощались, каждый старался пожать его широкую ладонь, передать благодарность за вечер.
В. Моисеенко, "Воспоминания", 1940
-13

Сколько же поэт ездил, выступал, создавал! Если посмотреть его календарь выступлений за 1928 год - голова закружится! Москва, Казань, Свердловск, Пермь, Вятка, Днепропетровск, Запорожье, Бердичев, Житомир, Киев, Винница, Одесса, Алупка, Симеиз, Ялта, Евпатория, Саки, Гурзуф, Мисхор, Симферополь, Ленинград, Париж! - и это только за 1928 год, и это не по одному выступлению!

-14

Это было кредо Маяковского - быть с читателями и слушателями, спорящими и думающими. Владимир Владимирович знал - слово не только отражает эпоху, но меняет её - потому что меняет человека, даёт ему новые смыслы. Впрочем, ему была важна не массовость - а понимание, не восхищение - а деятельный отклик.

Грудью у витринных книжных груд
Моя фамилия в поэтической рубрике
Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики.
Поэма "Хорошо!", 1927г.

Всем успеха в труде - с поэтическим приветом, ваша Умная Эльза!