В Мадриде похищена и убита Сусана Макайя. Убита тем же изуверским способом, что и ее старшая сестра Лара. И, как и Лара, Сусана убита накануне свадьбы.
Полиции будет не просто, потому что отрабатывать придется множество подозреваемых. Жених – мутный тип, а ещё подруга и отец или его родня - Макайи принадлежат к цыганскому клану, который проворачивает в Мадриде темные делишки. Плюс, убийца Лары давным-давно найден и отбывает срок в тюрьме, поэтому придется понять, ошиблось ли правосудие или появился подражатель, ибо совершено преступление столь необычно, что понятно – это не случайное убийство.
Следствие будет вести Элена Бланко, у которой, конечно же, в анамнезе есть собственная трагедия, накладывающая отпечаток и на ее личность, и на её работу, и на свободное времяпрепровождение. Методы, которыми Элена Бланко ведет расследование, могут вызвать вопросы, как этической комиссии, так и коллег. У меня тоже по ходу появлялись свои вопросы.
Кроме Переса-Реверте и Карлоса Луиса Сафона испанских авторов я не читала и, пожалуй, впервые столкнулась с испанским остросюжетным детективом. Поэтому мне сложно сказать, были ли моменты, показавшиеся мне странными, фишкой «испанской детективной школы» или же это – чисто авторское.
Что-то по ходу я для себя прояснила.
Кармен Мола - коллективный псевдоним писателей и сценаристов Хорхе Диаcа, Антонио Мерсеро и Агустина Мартинеса. Их трио называют «испанской Эленой Ферранте», и безотносительно от испанцев и «Цыганской невесты», когда я об этом узнала, ещё раз уверилась в том, что «Элена Ферранте» - не человек, а проект.
Собственно, для себя я в процессе поняла вот что: если бы авторов не деанонили на награждении, уже по «Цыганской невесте» было бы несложно предположить, что автор – не женщина. Потому что такую Элену Бланко, какой она предстает на страницах книги, вряд ли могла изобразить дама. И это во всём, начиная с образа жизни Элены и задорного нарушения ею рабочей этики (ну, чисто фантазии подросших мальчиков про идеального работодателя), и заканчивая излишне частым отсутствием последовательности и логики, и таким классическим шовинистическим изображением женщины «баба за рулём» (условно «за рулём», конечно), которое ближе к финалу стало вопиющим обнулением инспектора, как специалиста, ибо если инспектор, влекомая личными трагедиями, способна медным тазом накрыть общее расследование, то ей бы отдохнуть в санатории, а не скакать по Мадриду.
Поэтому мои недоумения по поводу того, почему при ладно скроенном сюжете, продуманной интриге и очень интересных персонажах, Элена Бланко местами сваливается в странное невнятное нечто (особенно там, где дело касается человеческих качеств), я списала на это «авторское трио».
Второй момент, который мне был «мелким бисером» - это этника. Я не очень люблю «национальные» истории и своё любопытство касательно ромов некогда удовлетворила «Сказками и песнями, рожденными в дороге», но это оказался тот самый случай, когда именно «цыганщины» мне не хватило. Ромалэ вроде бы и представлены, как центральные персонажи этой истории, но то, что касалось быта, образа жизни, отношений и культуры ромов, было настолько стереотипно и усреднено, что зацепиться мне было совершенно не за что. На месте «цыганской невесты», могла быть «французская невеста», «китайская невеста» и любая другая. И вот же парадокс: я долго не приступала к чтению, именно потому, что «цыганская», в а результате мне было пресно.
К слову, в сериале, этники как раз достаточно.
Третий момент – синематографичность. И это, видимо, опять авторское. Книга заточена под экранизацию, поэтому тут много движений, перемещений, крупных кадров, драматических моментов. Представить картинку очень просто. Не скажу, что это было всегда хорошо, потому что несколько совершенно отвратительных сцен я бы с удовольствием развидела, но что есть – то есть. Местами эта синематографичнсоть достигается за счет чего-то более интересного и значимого для меня в детективах. Например, размышлений и «работы серых клеточек». И это тоже было минусом, потому что ближе к концу стремление к драматизации и остросюжетности совершенно съело собой всю логику.
В остальном – неплохо. Тут и необычный modus operandi со стройным психопатически-обрядовым обоснованием, тут и антагонист во всей красе с детской травмой (чудовищная история, на самом-то деле), тут и супер-пупер отдел расследований: профессиональные профессионалы и техничные техники. Местами этот супер-пупер отдел превращается в тот ещё курятник, а отношения в коллективе вызывают дополнительные вопросы: если эта группа людей позиционируется как «лучше не бывает», дисциплина бы ей не помешала. Потому что иначе всё это выглядит как среднестатистический «полицейский участок» с его традиционными склоками и отсутствием доверия, а не команда.
Авторы мастерски подкручивает клиффхэнгер в финале, обеспечивая интерес к продолжению серии. Этот интерес остался, что говорит о том, что история была неплоха. Но не для нежных ромашек.