История создания этого фильма начинается со сценария, написанного ещё в начале 90-х никому не известным дебютантом из Англии - Стелом Павловым. Сама идея пришла к нему на последнем курсе обучения в Ливерпульском университете, где он получал степень по культуре Америки. Выбрал он эту специальность, потому что согласно требованиям её программы полагалось год провести в США. Большой фанат "Звездных войн", Павлов мечтал посетить студию Джорджа Лукаса – Lucasfilm, и это была единственная реальная возможность для него там оказаться.
Обычно университет отправлял своих студентов в Сан-Франциско, совсем рядом с калифорнийским городом Сан-Рафаел, где и располагалась эта студия. Однако буквально за месяц до поездки оказалось, что ситуация изменилась и студентам предложили на выбор два варианта - северный штат Род-Айленд, расположенный на побережье Атлантического океана, и южный Миссисипи, на берегу Мексиканского залива. После английской суровой погоды Стелу захотелось немного погреться, и он выбрал второй вариант.
Это было совершенно не то место в Штатах, где он хотел оказаться, однако эти превратности судьбы заставили его задуматься о том, что жизнь складывается совершенно не так как мы планируем. Так что именно это событие и послужило отправной точкой для будущего сценария, который в общих чертах в его голове оформился во время последнего года обучения в Ливерпуле.
В середине 90-х ситуация с работой в Англии была очень плачевной и Стел, вернувшись в родной Рочестер, что в графстве Кент, долго и безуспешно пытался подыскать себе хоть что-нибудь. И в итоге ему подвернулась работа на неполную ставку в одном из магазинов ликёро-водочной сети Threshers. Работая там, он и писал свой сценарий одновременно со своей первой книгой "Decipher" (Дешифровщик, 2001).
Стел некоторое время безуспешно попытался продать свой сценарий, но везде, куда бы он не обращался, ему отвечали отказом. Мало кому был интересен сценарий никому неизвестного человека, никак не связанного с кинематографом. Так что он решился на весьма необычный шаг - "создал" свою продюсерскую компанию прямо в магазине, в котором работал. "Я основал продюсерскую компанию, - объяснял он, - просто решил называть себя продюсером, потому что не мог никого заинтересовать, и я подумал: «Ну, ты же не получаешь диплом продюсера, никто его не получает». Ты просто говоришь, что ты продюсер, вот я и сказал, что я продюсер, и придумал фирменный бланк. И у меня было немного места в офисе в задней части, и каждый раз, когда я туда приходил, я превращал его в свою продюсерскую студию и принимал звонки, разговаривал по телефону и всё такое. И мне приходилось постоянно объяснять, что это за «дзинь» на заднем плане. Э-э, но, э-э, это сработало, потому что я просто начал рассылать письма актёрам с вопросом, не заинтересованы ли они в этом фильме?"
Был у Стела приятель, работавший в одной компании, занимавшейся производством фильмов на улице Уордор-стрит в Лондоне (эта улица в XX веке стала центром британской киноиндустрии). Через него он достал контакты агентов известных актёров и актрис, которым и начал рассылать свой сценарий, теперь от лица "продюсера будущего фильма". Получилось так, что его сценарий попался на глаза Тиму Роту, который всегда отдавал предпочтение независимым авторам и никогда не брезговал сниматься в сомнительных проектах если они ему нравились. Рот лично позвонил на "студию" Стела, вернее в его офис в алкомаркете, и выразил свою заинтересованность в роли Феликса ДеСоузы, а также поинтересовался кто будет режиссёром этого фильма. Стел, не придумав ничего лучше, заявил, что сам же будет и режиссировать. Он тогда не знал, что Рот как раз подыскивал себе проект, чтобы попробовать свои силы режиссуре, и ответь он иначе судьба у фильма могла бы сложить по-другому. Но как бы то ни было, Рот дал ему так называемое "письмо о намерениях" - документ, подтверждавший его согласие на съёмки в течение следующих шести месяцев. За это время Стелу нужно было найти финансирование и запустить в производство свой фильм.
Совершенно не представляя, что ему делать дальше Стел, снова обратился за помощью к своему другу киношнику, у которого как раз в разработке находился один низкобюджетный фильм, и просто скопировал его бюджет, подогнав на глаз под свой сценарий. Затем он набросал основные концепт-арты и нашёл человека из художественного колледжа, который бы создал для него дизайн персонажей. И далее обратился за помощью к ещё одному своему приятелю Марку Олдриджу, в то время работавшему продюсером на телевидении на канале Sky. Олдридж с воодушевлением подключился к работе, но он, будучи телевизионщиком, мало что понимал в производстве кино, и предложил Стелу найти сопродюсера, который бы знал, что и как нужно дальше делать.
Олдридж нашёл подходящую небольшую производственную компанию, которая согласилась объединить с ними свои усилия. И вот тогда у них и родилась идея отправиться на кинофестиваль в Канны, чтобы попробовать там найти финансирование для своего будущего фильма. "Вы должны понимать, - рассказывал впоследствии Стел, - я работаю неполный рабочий день в «Трэшерс», и получаю пособие по безработице. Знаете, это что-то вроде дополнительного пособия. Я не знаю, существует ли оно ещё. А когда вы получаете государственное пособие, вам не разрешается покидать страну. А я покинул страну..."
Чтобы попасть в Канны в то время, необходимо было пройти аккредитацию, суть которой заключалась в том, что нужно было заполнить определенную форму и заверить её печатью принадлежавшей производственной кинокомпании заявителя. Сделать такую печать в то время в Лондоне, по словам Стела, обошлось бы им около 200-300 английских фунтов. Таких денег у приятелей не было, так что они вырезали её на обычной картофелине и заверили этой "печатью" нужную форму.
"Я сказал Альдо [прим. Марк Олдридж] найти картофелину, - вспоминал Павлов, - и он, естественно, спросил, о чём я, чёрт возьми, говорю! Я велел ему взять острый нож, вырезать из картофелины большую букву «F» для логотипа нашей компании, окунуть её в какие-нибудь чернила и поставить печать на аккредитационной форме. Он сделал это, отправил форму, и через несколько дней у нас появились продюсерские бейджи."
Очутившись на фестивале, Павлов начал назначать встречи со всеми представителями производственных компаний, которые там были и, благодаря письму о намерениях Тима Рота, никто не отвечал ему отказом. На одной из таких встреч его пригласили на премьеру фильма "Секреты Лос-Анджелеса" (L. A. Confidential, 1997), посещение которой Павлов очень красочно описал в одном из интервью: "И вот мы сидим там со всеми этими большими шишками, и я такой думаю: «Сейчас у меня нет денег, чтобы не умереть с голоду я ем сэндвичи с сыром бри из уличного продуктового фургончика, на мне пиджак, который я одолжил у парня с работы, потому что единственное, что у меня было подходящего из одежды эта шляпа... И вот я на этой премьере»." И именно тогда он и осознал, что "зачастую продюсирование это профессия, в которой тебе нужно морочить людям голову, и делать это до тех до тех пор, пока ты не добьёшься своего".
По завершении фестиваля Павлов вернулся в Рочестер, но тем не менее ему удалось заинтересовать нескольких продюсеров, которые продолжали приглашать его на обсуждение его проекта в Лондон. Происходило это довольно часто, где-то раз в неделю, и довольно долго, настолько что из проекта успела выбыть главная его звезда - Тим Рот. Актёру наконец-то одобрили производство его режиссёрского дебюта - мрачной драмы о насилии в простой английской семье "Зона военных действий" (The War Zone, 1998), и он не задумываясь принялся за работу. Но, на счастье Павлова, проектом на тот момент уже заинтересовался актёр Сэмюэл Л. Джексон.
Разработкой проекта занималась лондонская студия Focus Films основанная продюсером Дэвидом Пупкевицом и на самых ранних этапах производства, когда к проекту ещё был привязан Тим Рот, планировалось, что Павлов сам сядет в режиссерское кресло, а на всё про всё ему будет выделена сумма в районе 1 млн фунта стерлингов. Однако с приходом Джексона всё кардинально изменилось.
"Я собирался покорить мир, - рассказывал Павлов, - но сценарий очень быстро стал гораздо больше меня. Я хотел стать режиссёром, но когда мы начали предлагать его актёрам, стало очевидно, что, если я останусь у руля, мы не сможем найти на него денег. Поэтому я отошёл в сторону, получил должность сопродюсера и сохранил определённый контроль над производством, гораздо больший, чем обычно бывает у сценариста."
В первой версии сценария главным героем был Феликс ДеСоуза, которого впоследствии воплотил на экране Роберт Карлайл, а персонаж по имени Элмо МакЭлрой, которого Павлов придумал, держа в голове образ Лоуренса Фишберна, исполнял второстепенную функцию. Теперь же поскольку без Джексона этого проекта всё равно бы не случилось, Павлову пришлось переписывать свой сценарий, выводя его персонажа на первый план.
После того, как Павлов внёс все необходимые правки, сценарий отправили на утверждение Джексону. Актёру он в целом понравился, и он продолжил работу со сценаристом. Павлову пришлось теперь уже раз в неделю ездить не в Лондон, а в Лос-Анджелес, благо что платили ему на этом этапе вполне достаточно, чтобы он мог уволиться с работы и всё своё время посвятить этому проекту.
Павлов очень живописно описывал этот период своей жизни: "В одной из поездок я оказался с продюсерами, которые таскали меня с собой по всему городу в поисках «pop» (англ. cленговое название кокаина, распространенное большей частью в Голливуде в то время). Мы оказались в одном доме, прямо через дорогу от ворот Paramount Pictures. И я Богом клянусь, тот парень выглядел как Джабба Хат. Прямо за входной дверью была гостиная и всё что в ней было это бар. Просто барная стойка, а ещё повсюду валялись стопки книг, пластинок и фотографий его клиентов, среди которых был, наверное, весь Голливуд. И он такой весь важный заявляет мне: «Знаешь, это благодаря мне не сорвались съёмки "Тумстоуна" [прим. фильм "Тумстоун: Легенда дикого запада (Tombstone, 1993) с Куртом Расселом и Вэлом Килмером], потому что это я снабжал их всех кокаином».
"А потом всё стало ещё страннее, - продолжал Павлов. - Был один парень, через дорогу, он был наркодилером, и он торговал прямо посреди улицы из-под дорожного ограждения, ну того с отражателями, которое используют для организации движения. Люди подходили к нему, а у него был компьютер прямо там, на углу, и он позволял мне садиться за него и работать над сценарием, пока он продавал свой товар. И некоторые из этих странных вещей, которые происходили вокруг, я просто добавлял в свой сценарий. Меня это потом очень забавляло, когда фильм вышел, все говорили - «Да ну, это совершенно нереально». При этом они называли те моменты, которые, по их мнению, были нереальными… но именно они и были реальными на самом деле."
По словам Павлова, за всё время, пока проект находился в разработке, а это ни много ни мало около пяти лет, сценарий был переписан что-то около 17 раз. На одном из этапов в фильме был даже персонаж в исполнении Марлона Брандо, однако в итоге от него избавились. Самого Павлова четыре раза увольняли с должности сценариста заменяя на других авторов, одним из которых был Барри Киффи, написавший сценарий к культовому британскому криминальному триллеру "Долгая Страстная пятница" (The Long Good Friday, 1979). И каждый раз это оборачивалось катастрофой, и продюсеры снова и снова предлагали Павлову вернуться. Крайний раз он попал на съёмочную площадку всего за 4 дня до начала съёмок, и был вынужден переписывать сценарий, подстраивая сюжет под уже отстроенные декорации.
В конченном итоге после всех переписываний, по словам самого Павлова, его сюжет практически вернулся к своему первоначальному виду и все правки, внесённые другими сценаристами, были аннулированы. Правда Павлову пришлось это доказывать на арбитражном заседании Гильдии Сценаристов Америки, поскольку один из работавших над текстом сценаристов потребовал указать его имя в титрах к фильму. Павлов в итоге выиграл и остался единственным сценаристом, упомянутым в титрах.
Не просто складывался вопрос и с поиском источников финансирования будущего фильма. Как уже упоминалось выше, £1 млн, которые могла выделить британская компания Focus Films, было совершенно недостаточно. Сначала планировалось, что основные расходы по производству возьмёт на себя кинокомпания Addis-Wechsler and Associates, у которой в то время был контракт с Universal. Однако в 1998 году этот контракт закончился и новый был заключен уже с другой студией - New Line Pictures, которая, судя по всему, не была заинтересована в этом фильме, поскольку Addis-Wechsler and Associates отказались от его финансирования. Так что Сэмюэль Л. Джексон, который помимо исполнения главной роли, взял на себя ещё и обязанности продюсера обратился к своему приятелю Андрасу Хамори, одному из руководителей крупнейшей канадской кинокомпании Alliance Atlantis, с предложением вложиться в производство фильма. Хамори согласился предоставить часть средств, но их все равно было недостаточно.
Поиск дополнительных источников денежных средств продолжился, и вскоре своё согласие присоединиться к проекту выразили новообразованная производственная компания Artists Production Group (APG) - дочка известного голливудского агентства представлявшего интересы многих известных актёров The Artists Management Group (AMG), клиентом которого был и сам Джексон, и ещё три британские организации - UK Film Council, The Film Consortium и UK's National Lottery, по последней я даже нашёл сумму, которую она внесла - £2 млн. А также, поскольку проект был зарегистрирован в Канаде, он стал участником государственной программы по налоговым льготам, позволявшей его участникам вернуть до 25% потраченных на производство фильма средств. Всего продюсерам удалось насобирать £20 млн или в пересчёте на американские доллары около $28 млн. И этой суммы уже хватило на официальный запуск картины в производство.
Среди кандидатур, рассматривавшихся на должность режиссёра, помимо самого Павлова, был немец Ули Эдель, снявший в начале 80-х культовую нарко драму "Я - Кристина" (Christiane F. - Wir Kinder vom Bahnhof Zoo, 1981) и для канала HBO в середине 90-х два очень успешных биографических фильма "Тайсон" (Tyson, 1995) и "Распутин" (Rasputin, 1996). Эдель должен был снимать фильм пока тот разрабатывался компанией Addis-Wechsler and Associates, однако с её уходом из проекта он тоже его покинул.
В 1998 году, когда Джексон предлагал фильм Alliance Atlantis, у него уже была и своя кандидатура на должность режиссёра. Им оказался гонконгский постановщик Ронни Юй. "Это я предложил Ронни Юя для этого фильма, - рассказывал Джексон. - Я большой поклонник гонконгского кино и посмотрел много фильмов Ронни. У него отличное чувство юмора и стиля в плане экшена. По его предыдущим фильмам видно, что это идеальная экшн-комедия для него, и он был рождён для этого." Юй как раз заканчивал работу над своим первым голливудским дебютом "Невеста Чаки" (Bride of Chucky, 1998) и был не прочь сделать "Формулу 51" своим следующим фильмом.
За всё время пока фильм находился в разработке, единственным бессменным актёром оставался Сэмюэл Л. Джексон, собственно, он и был тем человеком, благодаря которому этот фильм вообще состоялся. Остальные актёры в том составе, который можно увидеть в готовом фильме подбирались уже с приходом в проект Ронни Юя. И следующим, кто получил роль, стал британец Роберт Карлайл, а впоследствии к нему присоединились и другие замечательные английские актёры - Эмили Мортимер, Шон Пертуи и Рис Иванс, а также известный американский рок-исполнитель Майкл Ли Эдей, которого все знают в основном под его сценическим псевдонимом Meat Loaf (досл. Мясной рулет).
Изначально местом действия фильма в сценарии Павлова был Лондон, и на начальных этапах работы над проектом планировалось, что там же будут проходить и съёмки. Но по мере того, как история становилась всё масштабнее, а финансирование оставляло желать лучшего, было принято решение перенести всё в Ливерпуль. Идея эта принадлежала Павлову, и он смог ею заразить и всех остальных. Помимо того, что это значительно удешевляло производство, также кинематографистам предоставлялась возможность познакомить американского зрителя с этим весьма редко появлявшимся на киноэкранах британским городом с богатой историей. Павлов за время учёбы в университете успел полюбить и хорошо изучить этот город, так что он с лёгкостью подправил сценарий под новые локации.
Съёмочный процесс стартовал 25 сентября и продлился до середины декабря 2000 года. Практически все сцены были отсняты в Ливерпуле и его окрестностях, за исключением открывающей сцены, которая была снята в Лос-Анджелесе, сцен автомобильной погони, которые снимали в Манчестере, и нескольких кадров из Мексики с героиней Эмили Мортимер.
Не смотря на то, что съёмки были завершены в декабре, в январе Alliance объявило, что премьера фильма назначена только на последний квартал 2001 года. Что довольно странно, поскольку каких-либо трудозатратных специальных эффектов там не было, и в среднем на монтаж таких картин уходит обычно не более полугода. Так что, рискну предположить, что студией были организованы пересъёмки некоторых сцен, которые, если верить информации с IMDb, завершились только 4 апреля 2001 года, но официального подтверждения этому я нигде не нашёл.
Как бы то ни было, премьера планировалась на осень-зиму 2001 года, но 11 сентября произошло то, что крайне негативно отразилось на прокатной судьбе многих фильмов - террористические атаки на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате которых погибло около 3000 человек. Это событие кардинально и надолго изменило не только политический курс США, но отношение его граждан к кинематографу. Все фильмы, которые хотя бы косвенно были связаны с этими башнями, могли вызвать ассоциации с этим событием или позволяли себе юмор в отношение США и их вооруженных сил, массово снимались с проката и впоследствии либо редактировались, либо просто выпускались на видео. Такая судьба, в частности, постигла и два очень любимых мною фильма - "Солдаты Буффало" (Buffalo Soldiers, 2001) и "Лифт" (Down, 2001). Вот и создатели "Формулы 51" решили не рисковать и сняли свой фильм с проката в США, поскольку там было несколько шуток про американцев и их страну, хотя и они и были совсем безобидными, как утверждал Павлов.
Но, тем не менее, в других странах фильм был выпущен в прокат и причем с довольно неплохими итоговыми показателями. Мировая премьера фильма состоялась 6 ноября 2001 года в центральном районе Лондона под названием Мэйфэр в кинотеатре, принадлежащем сети Curzon Cinema. А в широкий прокат он вышел месяц спустя - 7 декабря, и даже возглавил прокат в первую неделю и ещё довольно долго не покидал 10-ку самых кассовых фильмов Великобритании, а итоговые его сборы составили около $5,3 млн.
И, видимо, успех фильма в Англии убедил Alliance Atlantis всё-таки выпустить его в прокат и в США, правда только спустя год - 17 октября 2002 года и без особых вложений в его рекламную кампанию (всего $13 млн, это очень мало для продвижения фильма). И название также было решено изменить с немного политизированного "51-й штат" (The 51st State), на нейтральную "Формулу 51" (Formula 51). Ну и итог вышел довольно закономерным - всего $5,2 млн долларов кассовых сборов. Общая сумма сборов по всем территориям, включая США и Великобританию, составила $12,8 млн, так что, учитывая производственный бюджет размером в $27-28 млн, можно с уверенностью говорить о его кассовом провале.
Критики восприняли фильм довольно негативно и на данный момент на Rotten Tomatoes его рейтинг свежести составляет всего 29% на основании 101 рецензий, который в большинстве своём сходятся во мнении на том, что это "бессмысленная мешанина, наполненная стилизациями и ненормативной лексикой". Правда в Старом Свете он был оценен в основном положительно.
С выпуском на домашнем видео фильму тоже особо не везло. Первый релиз состоялся 7 октября 2007 года в Великобритании на видеокассетах формата VHS и DVD дисках, на последних кстати можно было найти довольно неплохой набор дополнительных материалов. Пару месяцев спустя - 4 февраля 2003 года вышел DVD с фильмом и в США вместе с Канадой. Ну и видимо продажи его были не особо впечатляющими, поскольку полноценного релиза этого фильма высоком разрешении не было до 2024 года. В Англии и Германии выходили Blu-Ray издания в 2017 и 2018 годах соответственно, но качество изображения на них мало чем отличалось от обычного DVD. И только 5 марта 2024 года во Франции вышел Blu-Ray диск с новым HD-трансфером, правда привычка французов ставить свои неотключаемые субтитры на оригинальную дорожку, делают его сомнительным приобретением для коллекционеров.
Ни о каких альтернативных версиях этого фильма нигде упоминаний не было.