Найти в Дзене
Labyrinth & Spiders

Питер Боланд «Убийства и кексики» (2022)

Последнее время на волне популярности Ричарда Османа с его «Клубом убийств по четвергам» появилась масса подражателей разной степени талантливости. Например, Роберт Торогуд «Смерть на Темзе» или Питер Боланд «Убийства и кексики».

Характерные особенности: наличие людей почтенного возраста, горка трупов и какое-никакое расследование, сдобренные условным юмором. Успешность этого продукта будет зависеть не только от литературного мастерства автора, хотя, в большей степени, конечно, от него, ибо абсолютно любой текст, главными героями которого являются люди «крепко за 60», может как скатиться в тлен и безысходность, так и стать задорными приключениями вроде «Сто лет и чемодан денег в придачу». Но и от того, насколько попадут или нет в читателя те самые «старики-разбойники», насколько они будут вообще вычленяемы, как персонажи, из сюжета.

Торогуд был неплох, хоть и читался после Османа как «китайская подделка». Автор уж очень старался, и тексту не хватало легкости и юмора, а юмористический детектив без юмора – это черствая лепешка. Ну, и детективная линия была довольно условная, более похожа на фанфик по Агате Кристи.

Боланд и его «Убийства и кексики» - это «китайская подделка» Торогуда)))).

Тут есть три задорные дамы-пенсионерки Фиона, Сью и Дэйзи. Они работают в благотворительном магазинчике, ведут неспешную жизнь, читают детективы и безудержно развлекаются кофейными вторниками. Но их размеренные будни внезапно прерываются убийством одной из клиенток. Ладно бы - одной, но убийства случаются снова и снова, и каждый раз убийца оставляет улику - костяшку домино с нацарапанным на ней именем.

Конечно же, полиция, по мнению дамочек, будет как-то слишком неспешно вести расследование. Не только по их мнению, ибо в подобных историях соблюсти баланс между официальным и любительским следствием очень сложно, и в этой истории полицейская составляющая тоже будет «с отрицательной динамикой». Но при этом, с одной стороны, именно полиция будет адекватным двигателем сюжета, поэтому сказать, что она совсем уж бездействует, нельзя, с другой стороны, фокус будет не на действиях полиции, и дамочки всё затмят: Фиона, Сью и Дэйзи берут расследование в свои руки и у-ру-ру, по коням.

Это – миленько. Ну, хотя бы на каком-то этапе миленько.

На том и всё))

Детективная линия тут очень условна, потому что дамочки будут тыркаться туда-сюда по закоулкам, как слепые котята, создавая хаос и нелепые ситуации – периодически этот балаган будет превращаться то в комедию абсурда, то в комедию положений.

Само «расследование» будет идти не благодаря, а вопреки их действиям и финал будет, пожалуй, единственно возможным и таким, какие я не люблю. Преступнику так надоедят их странные телодвижения, что он радостно вывалится на площадь с воплем, «Да вот же он я, ну, сколько можно!» (я утрирую, конечно же, но примерно так и будет)

Впрочем, на фоне остального, это не самое плохое. Мотивация у преступника – обнять и плакать. Не то, чтобы в неё совсем не верилось, почему нет, психопаты бывают разные, но на общем фоне завязки, происходящего, всех преступлений и их организации, прозвучавшее признание было невнятным, неубедительным и каким-то нелепым.

Но даже и это могло бы стать несущественным, будь у автора чуть больше таланта в создании образов того самого «детективного трио». Увы, бабули картонные. Боланд очень пытался их сделать какими-то отличающимися друг от друга, запоминающимися, но если бы он не наделял их прозвищами или какими-то повторяемыми раз за разом странными «изюминками», отличить одну от другой было бы сложно. Мог бы считерить, конечно, внеся в компанию хотя бы гендерное разнообразие, но – нет. Бабули сливаются в единый кексик. Милый глупенький кексик с неуёмной энергией и желанием причинять добро.

Впрочем, для крайне непритязательного чтения на вечер, чтобы разгрузить мозг, эта книга вполне подходит. Вот, правда, лучше уж эти старушки, чем те же азиатские Чены – в «Убийствах и кексиках» хотя бы откровенной похабени нет.