Найти в Дзене
Литерамания

Смысл песни ЛСП "Белый танец": Danse macabre на свадебной вечеринке

Если вы слушаете отечественный трэп, ЛСП в представлении не нуждается. Не первый год его релизы выстреливают в топе, но песни, которые кажутся "временным явлением" и моровым поветрием моды, не засыхают на задворках стриминговых площадок, а слушаются там в завидным постоянством. Например, смысл песни "Белый танец" до сих пор гуглят сотни человек, хотя она вышла в 2017 году. Прошла проверку временем, так сказать. И вдохновила меня поделиться своей трактовкой с читателями. Трек "Белый танец" вышел на пластинке "Tragic City" в 2017 году. Альбом стал логическим продолжением "Magic Сity". Например, в "Танце" вновь появляется сквозной персонаж лирики ЛСП - девочка Саша. Однако считать песню кратким пересказом личной биографии автора не стоит. Сам он прокомментировал это допущение в интервью того же года: Понятно, что каждый человек вкладывает в творчество что-то личное. Но если слишком откровенно транслировать себя, рискуешь стать заложником образа или утратить личное пространство. Поэтому ср
Оглавление

Если вы слушаете отечественный трэп, ЛСП в представлении не нуждается. Не первый год его релизы выстреливают в топе, но песни, которые кажутся "временным явлением" и моровым поветрием моды, не засыхают на задворках стриминговых площадок, а слушаются там в завидным постоянством. Например, смысл песни "Белый танец" до сих пор гуглят сотни человек, хотя она вышла в 2017 году. Прошла проверку временем, так сказать. И вдохновила меня поделиться своей трактовкой с читателями.

Белый танец
Белый танец

История создания

Трек "Белый танец" вышел на пластинке "Tragic City" в 2017 году. Альбом стал логическим продолжением "Magic Сity". Например, в "Танце" вновь появляется сквозной персонаж лирики ЛСП - девочка Саша. Однако считать песню кратким пересказом личной биографии автора не стоит. Сам он прокомментировал это допущение в интервью того же года:

Понятно, что каждый человек вкладывает в творчество что-то личное. Но если слишком откровенно транслировать себя, рискуешь стать заложником образа или утратить личное пространство.

Поэтому сразу оговорюсь, что искать какие-то параллели с личной жизнью артиста не буду. Этот текст - не исповедь, а художественное произведение, встроенное в мифологию лирического героя. Не стоит уравнивать его с исполнителем.

Лейтмотив альбома задает мне некий вектор анализа. И сам автор в интервью после выхода альбома подтвердил мое первое впечатление о работе:

После "Tragic City" хочется спросить: ты часто задумываешься о смерти?
Мне кажется, любая наша песня — это в той или иной мере размышление на эту тему. Невозможно жить, не думая о ней, ведь жизнь по сути и есть всего лишь затянутый и довольно бессмысленный путь к смерти.

Действительно, песня, которая начиналась так попсово и жизнеутверждающе, постепенно переходит к мрачному и трагическому финалу - танцу смерти, на который главного героя тоже пригласила дама. Правда, с косой. Но обо всем по порядку.

Часть 1

Первая смысловая часть песни ничем не удивит искателей смысловых глубин. Рэп о любви и всем таком прочем. Белый танец отличается от прочих тем, что дамы приглашают кавалеров:

Белый танец! Ты меня приглашаешь
И я польщён, я обольщён тобой, ой-ой-ой-ой!
Белый танец! Ты меня приглашаешь,
И я хочу ещё… По ходу, это любовь.
Герой гордится этим приглашением на танец, он "польщен", значит, партнерша выглядит очень привлекательной. Пока что.
Ты и я — больше чем просто друзья,
Потому что я — твой, а ты — моя; проще ответить нельзя!
Думаешь, это мечты? Почему тогда я дарю тебе
Цветы и кольцо с камнем? Дай мне ответ:
Выйдешь ты за меня или нет! Она говорит: «Да...»

Вроде бы банальности, которыми мы сами обменивались не один десяток раз, но приглядимся: именно здесь начинается умирание лирического героя для самого себя. Он уже не принадлежит себе, его мыслями овладела Она.

-2

Кольцо, символ бесконечного обладания и ограничения, венчает его готовность принести себя прежнего в жертву этому союзу.

Мне было так одиноко на этом празднике жизни;
Музыка играла, моей дамой была стена.
Твой белый танец, как током меня ударил,
И мы с тех пор вместе и навсегда.

Причина, по которой герой пошел на кардинальный шаг, кроется в одиночестве и неуверенности в том, что самого себя достаточно. Он ищет даму даже в стене, ведь, видимо, убежден, что без нее жизнь неполная.

Ты хочешь, чтобы об этом знали
Все люди планеты, но а мне-то плевать на всех!
Давай просто соберём друзей и близких,
Их деньги, улыбки и смех!

В этом четверостишье мажорный настрой дает трещину: Она ищет внимания, Он его избегает. В следующем отрывке становится ясно, что все торжество прошло по ее сценарию. Ведь на белый танец пригласила именно она (об этом нам вновь говорит его упоминание):

Дорогое белое платье, белая фата;
Белая, как тот наш танец.
Тут все мои белые братья
Проводить меня в последний путь собрались.

Символика белого цвета в массовой культуре, как правило, блистает положительные коннотациями. Но если рассматривать более глубокие пласты, мы убедимся, что

"белый — цвет святости и отрешённости от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Это символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру"

Отрешенность от всего мирского… это и есть подлинное значение нашей дамы. Мирскому всегда противопоставляется Божественное, а переход возможен только через смерть. Поэтому мы внезапно оказываемся не на свадьбе, а на похоронах главного героя. Игра с сопоставлением этих торжеств основана на изнаночной стороне любви, которую подмечали многие поэты и философы. В ней наше прежнее "я" умирает, чтобы возродиться в "мы". Любовь - это и есть смерть, особенно после свадьбы.

-3

Часть 2

Разгар банкета. Интонация героя заметно меняется: от восторженной и экзальтированной - к насмешливой и развязной. Видно, чары любви слабеют.

Твой папа пьёт на брудершафт с моим папой -
Им это, как ты мне, не надоест.
Ждут вопрос, что задаст поп наконец,
И наш ответ будет: «Да» (yes)!

Сам герой тоже налег на брудершафт, поэтому его стиль повествования стремительно движется по наклонной. И он, как ни странно, больше напоминает лирического героя альбома, чем предыдущая часть.

Оставлю свадьбу на Роме ибо я слишком бухой.
Хорошо, что нам сняли номер наверху (класс!)
Наверху, и там с тобой мы снимем всё остальное
Моя милая девочка Саша...

Алкоголь не столько дурманит, сколько проясняет сознание героя. Он вдруг вспоминает свою бывшую пассию, находясь на брачном ложе с другой. Женские образы смешиваются и порождают конфликт в сознании героя: любовь и противопоставляется смерти, и уподобляется ей, ведь их личины почти одинаковы. Герой не может отличить одну от другой. Кого из них герой хочет убить и вычеркнуть - да бог его знает, он и сам потерялся в этой круговерти. И на ум ему приходят только уничижительные, обесценивающие строки современного поэта о любви. Не может она так мучить, раз является лишь физиологическим отправлением потребностей.

Да ты ж не она! Я спутал с другою…
Слава Богу, ты так пьяна, что не заметила даже.
Как её забыть?! (моя милая девочка Саша)
Как болт на неё забить?! (моя милая девочка Саша)
Я бы мог её убить, чтобы остались лишь звёзды, косяк и ты
«Но так не может быть, ведь любовь — это просто кусок №изды», —
Так сказал мне поэт Лёха Никонов!

Однако ответом на эти размышления является контекст, из которого вырвана строка. Вот текст песни Лехи Никонова (отрывок):

Она напрашивалась в дорогу.
Ей хотелось увидеть весь свет.
А ведь её сны, были гораздо важнее,
чем представления обычных людей
о любви и других городах,
потому что в их тусклых мечтах
ничего интересного нет.
Любовь это просто кусок пизды,
потому что любить надо.

Эти строки являются логическим отражением "тусклых мечт", где "нет ничего интересного". Ими лирический герой отрезвляет, взбадривает себя, пытаясь избавиться от железной хватки любви и смерти.

-4

Трактовку образа подтверждает обращение к древнеегипетской мифологии: Изида (или Исида) - богиня женственности, воплощение женского начала. Согласно легенде, она возрождает к жизни своего мужа и брата Осириса. Ее послание миру - о вечной любви, побеждающей смерть. Но с каким посылом обращается к ней герой?

Моя Изида, иди сюда и думай дальше,
Что я — это я, а ты — это ты. И ты — это та…
Так и не выкупишь, что я-то — я, а ты — mamacita
Сто про не ты — я просто путаю черты.

Итак, Изида заблуждается, принимая себя за Нее, а лирического героя - за ту версию, которая находится в плену у ее чар и готова с ней слиться. Но герой разрывает это смертельное объятие: он остается самим собой, а вот его подруга - всего лишь mamacita (красотка, привлекательная девушка для… ну вы поняли). Он снижает ее образ и ее значимость для себя. Настолько, что путает любовь и смерть. Но в этой путанице прозревает их истинную природу. Они так похожи, потому что в их основе заложен один и тот же процесс - уход самого себя со сцены.

Часть 3

Тональность автора снова меняется, он уже совсем пьян и дезориентирован. Размышляя о природе любви и смерти, он уже и не знает, как отличить одно от другого:

Чёрт побери! (И я упал!)
Где, бlяdь, мои брильянты?!
Кто ты такая, уже не знаю,
Но точно не виновата — я, я, я.
Сам пришёл на эту свадьбу.
В этот номер, ключ в двери изнутри - знак
Ты так красива (что?)
Невыносимо любить призрак!

Герой осознает, что во всем происходящем лишь его воля и причина. Ключ в двери изнутри - это знак, что его никто не держит. Он сам пришел сюда, сам согласился на белый танец, сам принял вызов любви и теперь платит по счетам. Несмотря на полное опьянение и потерю дара речи (обратите внимание на повторы и восклицательные знаки), он прозрел и увидел, наконец, не пляску личин, а конкретный образ - призрак. Танец оказался смертельным, а партнерша - миражом, который просто заморочил голову герою и заманил его в этот номер. Интересен, кстати, выбор места действия: гостиничный номер является отражением человеческого тела, которое тоже служит временным пристанищем для постояльца. Ключ внутри, можно выйти в любой момент.

Белый танец!
Ты меня приглашаешь любить призрак!
Белый танец! Ты меня приглашаешь;
Ты меня приг… ты меня... Призрак!
Белый танец! Ты меня приглашаешь;
Белый танец! Белый танец!
Белый танец! Ты меня приглашаешь
Призрак!
Белый танец! Ты меня приглашаешь
Невыносимо! Это невыносимо!
Белый танец! Ты меня приглашаешь
Невыносимо любить призрак!
Белый танец!
Любить призрак! Любить призрак.

Любовь и смерть объединяются в один образ призрака, который можно трактовать несколькими способами:

  1. Изнаночная сторона любви (смерть личности), которая вынуждает человека потерять себя ради иллюзии. Ведь мы часто идеализируем объект страсти, все бросает на алтарь этой любви, а потом разочаровываемся и собираем себя по кускам.
  2. Образ бывшей возлюбленной, которая уже стала призраком в мифологии героя, но все равно сохранила власть над его "номером". Она сперва представляется кем-то новым, но чем дальше заходят отношения, тем яснее становится, что перед героем все та же условная Саша, с которой опять ничего не выйдет.

Подводим итог: о чем песня?

Можно обобщить и воспринять текст как описание жизненного пути человека: сперва он влюблен в жизнь, воодушевлен, питает иллюзии. Но чем старше становится, тем больше сарказма и боли в его восприятии действительности, тем ярче рисуется понимание мира: он тут не на свадьбе, а на похоронах, просто процесс затянутый. И в финале он остается наедине со своими развенчанными иллюзиями - призраками, любить которые невыносимо. А трагедия в том, что больше некого. И вот он смотрит на этот ключ внутри и подумывает об окончании белого танца на таких невыносимых условиях.

-5

Можно конкретизировать и принять за основную линию раскрытия сущности любви. Сначала мы ее идеализируем, потом все больше проникаемся ее болью и сомневаемся в ее значимости, затем обесцениваем ее и пытаемся спастись, так как она представляет собой смерть индивидуальности и растворение в партнере. В финале этой рефлексии перед нами уже не чудесная девушка в белом, а призрак, ведь чувствам суждено угасание, как жизни - смерть. Мы изначально любим видение, мираж, просто поздно понимаем его истинную природу. А когда понимаем, любить уже невозможно.

А можно вообще все свести к личному любовному контексту: в каждом новом увлечении одинокий герой неизменно натыкается на призрак старой раны, но всегда принимает это приглашение, потому что такова его судьба. Он сам каждый раз выбирает один и тот же типаж, один и тот же сценарий, который ничем хорошим не заканчивается.

А каков ваш выбор? Делитесь впечатлениями и мнениями, а также подписывайтесь, чтобы подавать новые идеи для разборов и следить за современной культурой во все глаза.