Заправившись напоследок кофе, я вышла из дома и сразу надела солнечные очки. День ясный. Ясно было и то, что теперь мне идти не в сторону исполинского завода, а ровно в противоположную (как я прошлась ночью до завода я писала тут – см. вставку).
Я вышла на улицу Декабрьских событий (бывшая Ланинская). По пути к первому перекрёстку отметила, что в центре одностороннее движение автотранспорта. Не знаю, удобно ли это водителям (сама не вожу машину), но пешеходам неплохо – следить за проезжей частью надо только с одной стороны. Рядом с администрацией Октябрьского района я перешла дорогу и пошла по улице Карла Маркса – одной из старейших улиц Иркутска, которая ещё помнит конные экипажи... Навигатор подсказал, что топать по ней больше 2300 метров, и тогда можно выйти на Верхнюю набережную города и увидеть реку Ангару. С рекой я познакомиться хотела. Люблю вид водной стихии.
Бодрым шагом минут через двенадцать я дошла до пересечения Карла Маркса и Пролетарской, откуда на меня смотрела гранитная голова Владимира Ильича Ленина.
Буквально через полсотни шагов по левую руку открылся вид широкой улицы, предназначенной для пешеходов. Улица Урицкого. Тут много кафе, бутиков, салонов обуви и одежды. Разглядела один хостел. Никаких машин, гуляй – не хочу!
Через полкилометра прогулки мне стал мерещиться… Питер. Точнее, Невский проспект, когда идёшь в сторону Эрмитажа – к Неве. Оно и понятно: многие здания старого Иркутска, как и Питера, выполнены в стиле барокко, классицизма и ампира. Даже архитекторы Иркутска были с питерским образованием. Ощущение дежавю усиливалось по мере приближения к реке. Усиливалось и чувство голода.
Поэтому я свернула в кафе «Чихо», оформленное в азиатском стиле. По моему личному мнению, азиатскую кухню сложно испортить: с кисло-сладким соусом можно съесть хоть шнурки))) «Чихо» оказался порталом в мир китайского мегаполиса, пресыщенного рекламой, повёрнутого на ярких акцентах и фен-шуй! Вот это я удачно зашла)) Стены кафе в фото, наклейках, граффити, диодных лентах, иероглифах, сувенирах… Ощущение, что мне в глаза плеснули неоновых красок! Я раньше такое только по телеку видела в передачах про путешествия в Азиатский регион.
Атмосфера в кафе такая, будто я попала в китайский квартал, где говорят по-русски. Тут рай для лапшеманов: соба, удон, стеклянная, яичная, бататовая… На открытой кухне готовят вок. Дело было ближе к обеду, поэтому заказала суп – Том Ям. Когда принесли почти пол-литра супа, я опешила. Только потом уточнила у официанта, что можно полпорции заказывать. Короче, на десерт или креветочный попкорн меня не хватило. И на чай. Да и на весь суп тоже… Но вкус был великолепный (любители Томов с Ямами поймут).
После пряного аромата китайской закусочной было приятно снова дышать сибирским воздухом. Я продолжила путь по двухкилометровой королеве иркутских улиц. И скоро дошла до ещё одного Владимира Ильича. Площадь Ленина. За ней расположилась выставка-продажа картин местных художников: виды Байкала, нерпы, лес, цветы, коты…
Затем проследовала мимо драмтеатра, за которым виднелся огромный стадион.
Справа над улицей величественно возвышалось здание Управления железной дороги Иркутска.
А вот и светлая полоска воды впереди – вся в подвижных бликах! Крайними зданиями на улице Карла Маркса стали Иркутский областной краеведческий музей им. Н. Н. Муравьёва-Амурского и Байкальская международная бизнес-школа.
Кстати, да, по этой улице я насчитала семь вузов:
• Сибирский финансово-экономический институт,
• Байкальский госунивер,
• Байкальский гуманитарный университет,
• Иркутский госунивер,
• Восточно-Сибирский институт МВД РФ,
• Байкальскую международную бизнес-школу,
• Российское новое университетское представительство в Иркутска.
А вообще в городе физически расположены 14 вузов. То есть половину я прошла во время первой своей прогулки по Карла Маркса. Эта вузовская «линейность» города мне понравилась. А посреди учебных заведений на Карла Маркса расположились 5 музеев из 28:
• Иркутский областной краеведческий музей, отдел истории,
• Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, галерея сибирского искусства,
• Иркутский областной краеведческий музей, отдел природы,
• Иркутский областной краеведческий музей, отдел книжного фонда,
• Музей боевой славы.
Возле краеведческого музея я перешла дорогу и попала на Верхнюю набережную с памятником Александру III, установленному в 1908 году в честь окончания строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
По набережной гуляли прохожие, птицы и ветер. А вот и Ангара – единственная река, вытекающая из озера Байкал! Я попинала гальку в тёмную воду, полюбовалась левым берегом Иркутска, колесом обозрения, изобразила из себя чайку.
На обратном пути повернула в сторону памятника Ленину и пошла уже по улице Ленина мимо театра юного зрителя им. А. Вампилова. На перекрёстке повстречала невиданное доселе существо – иркутского Бабра! Тигр с хвостом бобра и перепончатыми лапами держал в пасти соболя. Когти мифического существа были отполированы ладонями туристов с разных концов света: принято гладить коготок и загадывать желание.
За Бабром простирался сказочного вида 130-й квартал – все здания выдержаны в старинном стиле, отсылая нас к середине XIX века. Домики расположены в три яруса: повыше отели и гостевые дома, рестораны, посередине – торговые ряды, сувенирка, ювелирка, кафе, планетарий, музей ноосферы, ниже – в основном кафе и немного сувенирки.
В конце современный торговый центр «Модный квартал».
Я снова проголодалась и решила, что теперь хочу того, чего раньше никогда не пробовала. Хочу высокий индекс удивления)) Моему запросу ответил этно-ресторан бурятско-монгольской кухни «Улус».
Благодаря ему на моём гастрономическом горизонте появились хушуры, буузы и ноогон-сай. Хушуры – что-то вроде грушеподобных жареных пирожков с сочной начинкой (сыр, фарш или овощи).
Буузы (позы) – «манты» с мясной начинкой на пару, на вид напоминающие бурятскую юрту с отверстием сверху (подобно, как в крыше юрты есть отверстие для выхода дыма, в буузах есть отверстие для выхода пара).
Ноогон-сай – бурятский чай с молоком, обжаренной мукой и солью. Я в него ещё кубик сахара положила. А что, чай ведь)))
На бантан – монгольский густой суп с бараниной и мукой – меня не хватило.
После такого праздника живота я уже размеренным шагом порядочно уставших ног двинулась по улице Тимирязева в сторону дома. Вечерело.
Шла вдоль трамвайных путей и думала о впечатлении, которое сегодня произвёл Иркутск. Солнечный город, как сердце, разделённый Ангарой на две половины – правую и левую. Город, который бережно «нянчит» наследие старины иногда даже в ущерб современным трендам градостроительства. Город, который со времён существования Великого чайного пути стал проникаться духом Азии, перенимать её вкусы и эстетику. Кстати, буквально в декабре 2024 года стало известно, что проходящий через Иркутскую область Великий чайный путь хотят включить в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А сколько вузов и музеев! На город-миллионник хватит! Как и точек общепита, где представлены кухни десятка стран: китайская, японская, корейская, монгольская, мексиканская, индийская и т. д.
Но, пожалуй, больше всего по душе мне пришлась старина: люди тут реально живут и работают в строениях середины XIX века! В Иркутске представлены такие стили деревянного зодчества, как: сибирское барокко, деревянный классицизм, модерн и восточный стиль. Я представила, как здорово было бы жить в небольшом спокойном сибирском городе, который выглядит, как музей под открытым небом… В Западной Сибири (ЯНАО) пожила 22 года, можно и Восточную освоить)) Морозами меня не испугать: я в –41 в школу ходила, потому что близко от неё жила, тогда дистанта не было…
Иркутск будто прорастает вглубь, а не вширь. Он ещё близок к истокам, порталами в которые служат не только музеи, но и эти особняки, помнящие речи декабристов… Да, тут появляются амбициозные и смелые архитектурные проекты массовой застройки, но их городские власти стараются отводить от центра (получается, конечно, не всегда – современная цивилизация весьма настойчива и изобретательна).
Я добрела до съёмной квартиры и вскоре уснула сном нагулявшегося младенца. Уже тогда в сердце затеплился огонёк любви к молчаливому городу-музею, окружённому таёжными лесами. Говорят же, противоположности притягиваются)))
На следующий день я запланировала экскурсию в музей под открытым небом Тальцы и встречу с Байкалом! Об этом в следующей статье. Подписывайтесь!