Найти в Дзене
Реклама и Бизнес

Маржа и прибыль. Разбираемся в понятиях

Оглавление
Маржа и прибыль — ключевые понятия в бизнесе
Маржа и прибыль — ключевые понятия в бизнесе

Начиная собственный бизнес, предлагая людям новый продукт или услугу, рекламируя товар и привлекая новых клиентов, важно понимать, что управленческие процессы на получении дохода не кончаются.

Нельзя расценивать результат продаж, как конечную точку проведенных рекламных кампаний, если в планах есть желание развиваться и масштабировать деятельность, осваивая рынки. Поговорим о прибыли и марже — двух принципиально разных понятиях, чьи показатели прямо указывают на проблемы или прогнозируют успех.

Что такое маржа

Подсчет маржи показывает насколько рентабелен ваш бизнес
Подсчет маржи показывает насколько рентабелен ваш бизнес

Разобраться в тонкостях между видами дохода бывает не так-то просто. Для обывателя чистая прибыль, маржа или выручка представляют собой всего лишь разницу между оптовой и розничной ценой. Но это далеко не так. Без понимания сути ключевых аналитических данных невозможно судить о текущих процессах и вовремя использовать необходимые маркетинговые стратегии.

Итак:

Маржа (маржинальный доход) — это разница между выручкой и переменными затратами. В число последних входят управляемые факторы — увеличение или сокращение штата, стоимость ресурсов и упаковки и т. д., которые можно оптимизировать, масштабировать, менять в зависимости от задачи. Постоянные затраты — аренда, зарплата, бюджет на рекламу и прочее, не учитываются в расчете маржи, имеющей несколько типов:

  1. Брутто или валовая маржа. Рассчитывается по формуле: ((Выручка – Себестоимость) / Выручка) х 100 % и показывает «грязный» доход предпринимателя после реализации товаров и вычета затрат на них.
  2. Операционная маржа. Буквально показывает, выгодна ли реализация товаров и услуг в отношении существующих условий по налогам, ставкам заемного капитала, затратам на оборудование и т. д. Формула: (Операционная прибыль / Выручка) х 100 %.
  3. Нетто или чистая маржа. Определяет отношение прибыли к выручке и часто является единственным ориентиром для малого бизнеса без сложных схем: произвел → продал → подсчитал. Формула также несложная: (Чистая прибыль / Выручка) х 100 %.

Кроме этих типов, существуют и другие: бэк-маржа, банковская маржа, фронт-маржа, свободная, вариационная и т. д. Применение расчетов по каждой из них зависит от сферы бизнеса.

Что такое прибыль

Сложный экономический термин состоит из множества нюансов
Сложный экономический термин состоит из множества нюансов

Равно как и маржа, она бывает валовой, операционной и чистой. Первая рассчитывается по простой формуле: Выручка – Себестоимость, куда входят расходы на производство товара.

Далее:

  1. Операционная прибыль равна разнице между постоянными расходами и выручкой.
  2. Чистая прибыль— это результат, учитывающий ВСЕ издержки на производство товара, включая заемный капитал, проценты по нему, логистику и т. д.

У обывателя сразу возникает вопрос: почему просто сразу не посчитать чистую маржу и прибыль? Это возможно. Но для многоуровневых производств, сложной промышленности или бизнеса, охватывающего несколько ниш, необходимы множественные расчеты, чтобы вовремя замечать малейшие тенденции к росту или спаду в динамике развития.

Взаимосвязь между маржей и прибылью

Маржа неразрывно связана с прибылью — по показателям можно оценивать успешность развития
Маржа неразрывно связана с прибылью — по показателям можно оценивать успешность развития

Для начинающего предпринимателя финансовый анализ необходим уже на этапе возникновения идеи. Важно тщательно все просчитать и взвесить, чтобы спрогнозировать собственное развитие. А было ли предложение интересно «миру», покажет именно прибыль и маржа — первая в реальных деньгах, вторая — в процентах, выявляющих, насколько бизнес рентабелен и способен быть привлекателен для инвесторов. Кроме того, маржа неотделима от наценки, без которой невозможно вести товарно-денежные отношения.

Практическое применение

Как использовать полученные знания о марже и прибыли, и что это дает? Кроме показателей роста или спада, эти ключевые понятия позволяют планировать ценообразование и выделяться среди конкурентов.

Примеры:

  1. Сеть пекарен обеспечивает жителей небольшого города хлебобулочными изделиями наряду с известными массмаркетами. Это низкомаржинальный бизнес, так как наценка, даже если продукция сильно разрекламирована, не будет высокой, иначе клиенты уйдут к другим производителям. В этом случае повысить маржу поможет расширение ассортимента, налаживание связей с заведениями общепита, социальные программы и т. д. При этом расходы по возможности должны остаться на прежнем уровне.
  2. Ювелирный бренд запатентовал особую огранку или выпустил изделия, ограниченным количеством. У такого бизнеса тоже есть конкуренция, но существенно меньшая, чем у тех, кто ориентирован на широкие рынки, отсюда и наценка больше, следовательно, и высокая маржа при расходах на прежнем уровне. Эта ниша мало зависит от настроений масс, но чтобы действительно стать таким «зубром», необходимо долго и упорно создавать репутацию без получения быстрых прибылей.

Приведенные примеры совсем не означают, что нужно перестать заниматься выпечкой тортов и срочно переходить в нишу разработки алмазных копей. Необходимо развивать любимое дело, но правильно. Тогда доходность от реализации задуманного тоже будет удовлетворять.

Работающие способы:

  1. Пересмотр расходов. Всегда найдется статья, которая не приносит отдачи.
  2. Тщательная проработка УТП (уникальное торговое предложение) и портрета ЦА. Таргетированный маркетинг приносит больше прибыли.
  3. Замена или добавление новых способов рекламы товаров или услуг. Каталог промо-товаров подскажет, где лучше разместить логотипы.
  4. Определение размера прибыли и маржи после проведенных кампаний и регулировка доходов в будущем.

Стратегия ценообразования для будущего сбыта продукции определяется после тщательного анализа полученных результатов и только тогда, когда достигнута стабильность доходов. Всем удачных продаж!

#маржа #доход #рентабельность бизнеса #рентабельность #прибыль #финансовый анализ