Прежде всего поздравляю мою сугубо мужскую аудиторию с праздником!!
Сегодня поднимаем важную для меня тему - как дальше двигаться, как позиционировать канал, как строить свои материалы.
Есть мнение, что я скатился от научно-популярного блога в хейт и высмеивание аудиофилов.
С моей точки зрения все немного иначе. Я беру за основу чье-то мнение или какой-то факт, и на примере этого факта выстраиваю повествование, основная цель которого - донести полезную информацию. Вот как сейчас - я взял комментарии человека и на его основе пишу статью, отвечая на его тезис. Обратите внимание, никакого негатива к Мартину у меня нет! Мы давно держим контакт и он пишет не с целью как-то меня задеть, он хочет направить канал в более продуктивное русло.
Прошу заметить, в этой статье будет про то, как изменились мои взгляды на звук за последние несколько лет, что я планирую делать дальше, какие ценности в акустике для меня актуальны сегодня. Суть - в этом. А облечено это будет в форму ответа на комментарии Мартина.
Итак, поехали.
Давайте разбираться. Делаю скрин своих роликов двухгодичной давности, коротко распишу их ценность и основной посыл.
Да, было время)) Первый ролик - делаю "продвинутую" версию корпуса для опти-17 для Александра, канал "Звукарь Бомбит" - там внутренние распорки, усиления, сложный профиль боковых стенок для уменьшения влияния внутренних отражений, толстая передняя панель и т.д. Эксперимент был, результата не было. Даже у Звукаря не вышел ролик по этому поводу. Потому что сути в этом нет, это никак принципиально не повлияло на звук.
Много лет назад я начинал с шириков и изготовления корпусов - и считаю это совершенно нормальным. Для старта, для погружения в тему акустики - самое то. Но сейчас вы не дождётесь от меня рекомендаций широкополосников, и в чудо от корпуса я уже не верю - потому что пришло осознание, что действительно влияет на звук совсем другое.
Следующий ролик - про измерение с временным окном, начало квазибезэховых измерений. Да, это действительно ценный ролик, но это база, и эта технология измерений так или иначе фигурирует практически в каждом моем ролике.
Я купил новые колонки, речь про Ямаху НС6490 - ну по большому счету ни о чем) Планировал потом для этих колонок делать пассивный фильтр - но смысла в этом действии никакого. Эти колонки действительно пригодились для того, чтобы показать очень плохие внеосевые АЧХ, вызванные расположением динамиков и величиной их зоны совместного излучения. Вот это действительно будет влиять на звук!
Почему заводские сабвуферы - это шлак. Скажете, что это тоже ролик на основе хейта? Сомневаюсь, я просто показываю как сделаны заводские устройства. И самый последний на данный момент ролик на канале про это же. Кстати он еще не вышел, сегодня будет лежать в раннем доступе на Бусти. Что заводские устройства могут не обладать желаемыми характеристиками, что нужно все контролировать и иметь понимание, что именно нужно вам. Для покупателей этого саба настройка 50Гц могла быть вполне достаточной. Если вам нужен полноценный низкочастотный диапазон - вам нужно другое устройство. Более того - ничего не упирается лишь в динамик, корпус, усилитель - на этих частотах главный игрок это комната! Расскажет вам это консультант в магазине? Нет, у него цель - продать устройство. Покупатель получит больше баса - определенно. Будет ли он доволен - не факт. Пойдет сдавать саб? Нет, он понимает, что купил бюджетную вещь, а для звука нужно выложить в пять раз больше бабок. Вот поднакопит, пойдет покупать REL. Вот он то зазвучит.
А вот если бы смотрел мои ролики про "высмеивания аудиофилов" - то у него был бы шанс понять, что не только в сабе дело. И не в фирме. И не в цене. Например, в недавнем ролике про таннои с сабом в качестве НЧ звена были как раз REL. И как, звучит фирма?
Я аудиофилов высмеиваю или на конкретном примере пропагандирую объективный и комплексный подход к созданию акустики?
Как работают пассивные излучатели - ну, по сути, детский сад) Заснял в слоумо трепыхания пассивки и динамика, показал как она отстает и долго затухает - но это и так прекрасно видно на измерениях! А поведение пассивного радиатора очень точно и прогнозируемо рассчитывается в любой программе-калькуляторе оформлений.
Получается, что и пару лет назад я снимал плюс минус то же самое, только с гораздо меньшим опытом, чем сейчас.
Идем дальше, давайте расскажу, что я хотел донести в своих последних роликах про высмеивание аудиофилов.
Последний опубликованный ролик - на примере диалога с человеком, который изъясняется терминами "детальность", "разрешение", "медленный или быстрый" динамик я попытался дать техническое обоснование, которое может лежать в основе этих "явлений". Очень же ценный контент получился! Убрать Павла - и смотреть было бы не так интересно, и объединить все это в одном ролике было бы очень сложно.
На что направлен фокус вашего внимания? Ищите полезную информацию, в новых роликах ее очень много! Аудиофил на фоне - это лишь украшение, изюминка, повод.
Почему Танной не звучит в обработанной комнате - думаете это высмеивание конкретного человека и его системы? Нет, это подтверждение факта, что купив дорогущее оборудование, сделав акустическую обработку комнаты можно получить отрицательный результат. У многих аудиофилов такое же. Но они при этом радуются звуку и ищут связки акустика/усилитель чтобы убрать мутноватую середину. И подбирают кабель, чтобы отшлифовать звучание своей системы. С особо чутким слухом делают вывод, что саб - зло, только для кино можно. И несут эту информацию на форумы, в обсуждения, рекомендуя связки усилителей и цапов. А владелец Танноев уже получил результат, просто передвинув колонки и убрав вычитание от задней стены. И, скорее всего, по этому проекту продолжение будет, и у него будет объективно хороший звук, который принесет ему совсем другие впечатления от прослушивания.
Ролик про импульсы и акустику помещения - когда он так назывался, его почти никто не смотрел. Я поменял название и обложку и процесс сразу пошел. Вот скрин поста из моего ТГ канала:
Мега важный ролик! Я даже не знаю, поднимал ли кто-нибудь на русскоязычном ютубе такую тему? Как аудиофилы наяривают на красоту импульса - и как по факту это не значимо, оцените второй вариант в той прослушке. Размазанный на десятки миллисекунд импульс звучит совсем не так, как можно было от него ожидать. Да, не идеально, но не критично плохо!
Ролик про дирак - реальная информация о том, как работает эта система. Да, она определенно работает, но и за ней нужно внимательно следить, что именно она делает и к каким проблемам это может привести. Ну ценно же!
Можно продолжать дальше. И я в корне не согласен, что мои ролики стали менее информативны, всё с точностью наоборот!
Да, я поменял свой вектор, меня сейчас не интересуют особенности корпуса, особо сложные формы стенок и т.д. Это существенно не влияет на звук. Влияние есть, но оно исчезающе мало на фоне более важных и более значимых факторов. Корпус просто должен быть, он должен быть достаточно жестким и не иметь явных призвуков. Иметь правильно настроенный резонатор, а лучше и вовсе без него. ВСЁ.
Гораздо более важно, какие динамики применены, как они сведены, в каком помещении они стоят, и как они излучают энергию в это помещение (имею ввиду направленность).
Моя претензия к аудиофилам максимально простая - они в качестве значимых факторов выбирают то, что на звук или не влияет вовсе, или влияет минимально. Всяческие провода, гармонизаторы пространства, размагничеватели дисков, подбор акустики под усилитель, цапы, источники - о чем еще там у них идет речь? Это или не оказывает влияние вовсе, или оказывает самое минимальное. И такая постановка вопроса исключает внимание к тому, что действительно важно - акустике помещения, собственным характеристикам колонок, итоговому результату в точке прослушивания.
Почему так произошло? Аудиофильский подход - что-то купить, поставить, послушать. Этот подход автоматически формирует специфический рынок со специфическими предложениями. Это проще - накопил-купил-послушал-продал-купил другое-сравнил. Но объективные проблемы как были так и остались в системе. Чтобы их найти нужно погружаться в тему, учиться измерениям (либо нанимать профессионала, а где его взять то?) - долгий, не понятный путь с непонятным результатом. Моя цель - показать, к какому результату можно дойти по этому пути.
В итоге, у человека, который заинтересовался музыкой и звуком не так много шансов эффективно построить хорошо звучащую систему. Пойдет он в недра интернета - что ему посоветуют? В винтаж отправят? Провода хорошие посоветуют? Винил обязательно нужно будет покупать? А без цапа ж не звучит! И силовой кабель нужен... И цена компонента напрямую зависит от качества звучания - с бюджетами обычных людей лучше яндекс станцию купить или наушники и не парится, звук же нам не по карману. Но это ведь не так!
Последние несколько месяцев я активно приглашаю людей на прослушивание своей системы и тщательно собираю их отзывы - что они слышат, как они воспринимают звук. Соотношу это с их музыкальным опытом и у меня уже есть очень большой массив информации. Который будет структурироваться, уточняться, и в итоге мы можем прийти к конкретному пониманию, как объективные измеряемые характеристики соотносятся с субъективным восприятием звука. Вы знаете кого-то, кто в этом направлении хотя бы пытается двигаться?
Так вот, у меня к вам вопрос - как мне выстраивать подачу материала, чтобы это было и интересно, и открываемо и без негатива в основе? Жду ваши комментарии! Основное обсуждение у нас обычно происходит в ТГ канале: https://t.me/azvukasound
Подключайтесь, там много интересного.