РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Предисловие.
По традиции студенты режиссерской группы осваивают основы режиссуры наряду с практическими занятиями по актерскому мастерству. Ибо режиссер должен развивать и поддерживать творчество и инициативу своих товарищей по мастерской, выступающих в качестве исполнителей в упражнениях и этюдах. Он обязан понимать методическую направленность всех упражнений по мастерству актера.
Будущий режиссер постоянно сталкивается с проблемой определения главного события этюда и его сверхзадачи. Отсюда, очень важное внимание должно быть уделено его восприятию к сценическому действию, как основополагающей составной части профессии режиссера. Важно обучить будущего режиссера сконцентрировать внимание на таких факторах – как, логика поступков, последовательность сценического поведения исполнителей и т.д.
Так постепенно в опыте работы над сценическими этюдами студенты-режиссеры постигают, тот краеугольный фактор, что «на сцене нужно действовать». Затем постепенно начинают понимать значение событий, как этапов сквозного действия драмы, но не только событие и действие должно попадать в поле зрения будущего режиссера.
В современном театре очень важным фактором является и воздействие на зрительный зал. Учет «участия» зрителя в будущем сценическом акте, разработка «роли» зрителя — все это из новации уже превращается в норму. Поэтому к такой постановке вопроса в методике обучения студента-режиссера нужно приучать с самого начала познания им будущей профессии.
В связи с появлением, так называемых «малых форм», четвертая стена сценической коробки стала не обязательной, теперь она используется не всегда и не повсеместно, а на первый план выходит позиция гражданина. Режиссер-гражданин и актер-гражданин, ищут более близких контактов со своими зрителями, более эффективных средств воздействия на них, и эти поиски все больше превращаются в беседу и исповедь. Отсюда, надо учитывать, что воздействие театра стало, прежде всего, воздействием образным. Сегодня стало важным учить студента думать о том, что именно и каким способом образного воздействия он предполагает передать в зал.
Очень важным этапом работы является выполнение этюдов на тему какого-либо произведения изобразительною искусства (по выбору студента). Это уже первая встреча с автором. Анализ произведения живописи и определения события, конфликта и предлагаемых обстоятельств подведет исполнителей к осознанию содержания картины, глубокому пониманию прорисованной автором мизансцены, задачи каждого «действующего лица», атмосферы, и, наконец, к раскрытию стиля и жанра выбранного художественного произведения.
М.О.Кнебель писала в своей работе «Поэзия педагогики».
«Чем раньше вступает в действие чувство стиля, тем лучше»
Поэтому, занятия студентов-режиссеров должны быть направлены на изучение элементов режиссерской техники, ее теории и практики. Такие понятия как: атмосфера спектакля, темпо-ритм спектакля, мизансцена спектакля и композиция (естественно, что в этом случае все это имеет отношение только к работе над этюдом). И все эти выразительные средства режиссера в сфере современного подхода рассматриваются, как связующие нити непосредственной передачи в зрительный зал режиссерской эмоции и режиссерской мысли. И этот подход с первых же шагов обучения студента-режиссера учит его сознательно пользоваться элементами режиссуры для идейно-эмоционального воздействия на зрителя.
Все вышесказанное определяет особое значение, которое позволяет получить теоретические и практические занятия, посвященные выразительным возможностям театра вообще и режиссерского творчества в частности.
Работа студентов-режиссеров уже на первом этапе должна включать этюды и разработки по овладению пространством и сценическим временем. Так же предполагается, освоить атмосферу события, как выражение творческой мысли, через планировку декорации, костюмов и реквизит. Впрочем, как и непосредственное освоение, музыкально-световой структуры данного этюда.
Главным в работе студентов-режиссеров над картиной можно назвать, прежде всего, умение анализировать не только и не столько ее пространственное построение, но и ее синтетичность, то есть скрытое временное развитие действия, его потенциальную динамику, которые помогают в создании синтетического самочувствия. Вопросы режиссерской и актерской технологии требуют понимания этой непростой особенности. Здесь, надо понять, что самочувствие есть яркое выражение «лица автора», сконцентрированная образность его мироощущения, его боль, то есть – темы произведения.
Синтетическое самочувствие не подменяет и не отменяет сценическое действие, оно создает его характер, его глубину, объемность, степень его активности, ритм поведения.
Эту данность в другой своей работе «Школа режиссуры Немировича-Данченко» — подчеркивает М.О.Кнебель.
«Физические действия рождаются на сцене только из уже определившегося психофизического самочувствия... физические действия, решаемые вне такого самочувствия... будут формальными, выдуманными, идущими не от существа образа... Они не будут теми единственно возможными действиями, которые вытекают из ситуации пьесы и переживания действующего лица...».
Работу над этюдом по картине можно разделить, условно естественно, на четыре-пять составляющих, в своей основе, частей:
1. Событийная картина.
2. Атмосферная картина.
3. Ассоциативная картина.
4. Характерная картина (портрет).
5. Абстрактная картина.
Целый этап работы над зрительным вниманием — это изучение картины. На этот этап не надо жалеть ни сил, ни время, ибо очень важно научиться главному принципу: изучая сюжет – постигаешь жизнь человеческого духа, как любил говорить К.С.Станиславский.
В работу для изучения берется и русская живопись, и западная, это может быть, как классическая живопись, так и современное искусство.
«Искусство мизансцены, прелесть атмосферы, роль композиции — все это откроется им в образцах великих живописцев. Надо, чтобы через живопись было понято, что значит питаться впечатлениями жизни, быть потрясенным ими. Что значит говорить о человеке, изображая природу или предметы быта. Я очень люблю живопись».
Так говорит М.О.Кнебель в работе «Произведения живописи и скульптуры, как основа упражнений и этюдов».
Событийная картина.
Работа над данным понятием, как событийная картина, прежде всего, заключается в сюжете произведения. Важнейшее здесь мизансцена и композиция, расположение персонажей и, естественно, тема.
Уже в самом названии картины автором, чаще всего заложено событие произведения.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта. Само слово возвращение олицетворяет, такое понятие, как событие. Описание этой картины, сделанное художником и искусствоведом Л.О.Пастернаком.
«В этой картине, как и в других, сводя все к главному, к монументальной фигуре отца, Рембрандт сконцентрировал всю силу своей гениальной кисти в незабываемом лице величавого библейского старца-еврея. Здесь образец такого непередаваемого словами выражения любви и всепрощения, такой необыкновенной безграничной доброты, идеальной кротости и смирения, такой отеческой тихой и светлой радости о вновь обретенном духовном сокровище, каких вы не встретите ни у кого из великих художников. Забываешь живопись, забываешь материю. Слово бессильно выразить глубину душевных красот, выраженных в старце-еврее, и никакая репродукция не может дать о картине надлежащего представления. Вернувшегося в лохмотьях заблудшего сына, припавшего к лону родителя, — взволнованный, полуслепой, дивной душевной мягкости старец обнимает любящими и трясущимися старческими руками. Здесь не один только жест объятия — здесь нечто большее. В душевном волнении и радости он не только принимает сына, но, как это бывает у слепых, словно ощупывает его и ласково гладит родное существо свое, водя по спине руками, чтобы убедиться в реальности самого факта его возврата...
Я не могу забыть этой фигуры, этого трогательного выражения, склоненной на бок и как бы трясущейся, как у глубоких стариков, прекраснейшей головы умиленного старика!..
Говорить ли о сыне, над которым все ниже и ниже будет склоняться любящая и всепрощающая душа старика, пока вся не изойдет, не будучи в силах вынести переживаемого чувства неземной радости и благодарения Господу...
Как многозначительно прилип к утробе родителя, почти прирос и замер бедняга, исстрадавшийся в скитаниях, вновь ощутив теплоту родительской любви и исключительную сладость покоя в лоне родной души. Как святы, как сладостны эти минуты. Какая спаянность и слитность в этой монументальной глыбе нерасторжимой группы отца и сына!..».
Или, допустим, "Сватовство майора" П.А.Федотова, где понятие сватовство является непосредственно событием.
Однако более любопытным выбором является картина этого же автора "Свежий кавалер". Тут событие вынесено в исходные предлагаемые обстоятельства и как бы является уже состоявшимся. Награда (событие) красуется на груди новоиспеченного кавалера.
Но наиболее интересным и любопытным, с точки зрения режиссуры, да и актерского мастерства, является персонаж под столом. Которого, кстати, очень многие студенты-режиссеры просто не видят. Возможно от невнимательности, а может быть и в силу халатного отношения к заданию. А у него, между прочим, на груди две награды, возможно два Георгиевских Креста.
А вот подробнейшее описание В.В.Стасовым картины И.Е.Репина «Крестный ход в Курской губернии». Опять же «крестный ход», это и есть событие.
«Шествие открывается группой деревенских мужиков в кафтанах самодельного сукна, несущих огромный золоченый фонарь. У них всех лица важные, серьезные, полные достоинства. Они настоящие индийцы буддийской процессии на берегах Ганга. За этой красивой по цвету коричневой массой первого плана идут две богомолки, несущие с комическим благоговением пустой футляр от «Чудотворной иконы»; за ними регент-причетник с хором, в котором внимательный зритель узнает теноров и басов, далее идет кудластый рыжий дьякон. Центр всего — сам «чудотворный образ», небольшой, весь в золоте, зияющий под лучом солнца, который несет с великим парадом и чванностью местная аристократка, купчиха или помещица - толстая, коренастая, упаренная солнцем, щурящаяся от него, но вся в бантах и шелках. Ее ассистент — местное самое влиятельное лицо, откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок, уже в немецком сюртуке, но явно из мужиков — грубый, нахальный, беспардонный кулак. Подле отставной капитан или майор, без эполет, но в форменном сюртуке; сзади попы в золотых ризах, блещущих на солнце, в фиолетовых скуфейках и камилавках, весело беседующие друг с другом. Певчие поют, и так прилежно, что не слышат и не видят, что в двух шагах подле делается. А там лихой урядник, конечно, из солдат, из конницы, порядочно поднатарелый, тоже прилежно занимается своим делом: он яростно стегает нагайкой толпу, задрав судорожным движением левой руки голову своей лошади, и это все без нужды, без цели, просто так, по усердию.
В толпе раздаются крики, головы и тела разметались во все стороны, чья-то рука в розовом поднялась поверх толпы, как бы торопясь защититься от этого зверя. Другой урядник, в левом углу картины, действует гораздо скромнее: он только грозит нагайкой, свесясь к толпе со своей лошади.
Местные волостные власти тоже являются в двух видах: одни, самые ревностные, уже перешли к действию, толкают и гонят вокруг себя палками, но их немного, а остальные, которых очень много, куда ни посмотри вокруг, направо, налево, впереди и сзади, пешком и верхом, — сущее войско в кафтанах крестьянских, и все с бляхами: эти остальные кротко и тихо присутствуют при процессии».
Прежде всего, надо добиваться того, чтобы студенты-режиссеры описывали свои этюды, ибо режиссер должен учиться выражать свои мысли, как в теории, так и на бумаге. Пусть это описание будет литературно несовершенно, но всегда видно, какие мысли вызвало произведение искусства. Общая культура, вкус, тяготение к глубине содержания — все проверяется в самом выборе картины. Особенно тема и идея, жизненная позиция и духовная болевая точка будущего режиссера.
Так же надо отметить следующее: в работе над данным заданием нужно придерживаться некоторых правил и подходов к этюду. А именно, есть три варианта развития сюжета. Первый - этюд должен начинаться с мизансцены автора, получить развитие и чем-то закончится. Второй - этюд должен заканчиваться мизансценой автора, значит есть какая-то предполагаемая история, развитие и картина, как финал данной истории. Третье решение, это картина, как центральное событие этюда. То есть есть изначальная ситуация, затем картина художника, как кульминация, своего рода стоп-кадр и далее финал, как разрешение данного события.
Часть 2. 27.02.2025 г.