Историй любви известных художников и их муз невероятно много. Тем интереснее бывает найти среди них необычную. В данном случае необычную еще и тем, что понятие "муза" совершенно не монтируется с персонажем, который ее отождествляет. Но тут уж ничего не поделаешь, искусство дело тонкое, и в этом вся его сущность. Наш сегодняшний сюжет - прямое тому доказательство.
Давайте коротко и без спойлеров поговорим о картине, которую по достоинству оценят все, кто упорно игнорируют биографические фильмы, а также те, кто спокойно спят и ровно дышат в отсутствии каких-либо предметов искусства и прочих художеств в их напряженной духовной жизни. Итак, речь сегодня пойдет о фильме ирландского режиссера и сценариста Эшлин Уолш - "Моди" (2016).
Справочно: Мод Кэтлин Льюис (1903–1970) - знаменитая канадская художница, работающая в уникальной манере, которую было бы неверным определять как примитивную. У нее не было художественного образования, но благодаря своей аутентичности Мод стала известной художницей, причем вопреки природе: ее всю жизнь мучил ревматоидный артрит, из-за которого кисти рук этой маленькой сгорбленной женщины были сильно деформированы и малоподвижны. Она рисовала все, что видела вокруг: природу, цветы, животных, пейзажи, портреты. Ее рисунки покупали за 5 долларов - просто для красоты, чтобы повесить на стену. Но на стену ее картины желали повесить люди явно кое-что понимающие, среди которых, кстати, был даже президент Никсон.
Итак, молодая Мод (Салли Хокинс) живет со своей пожилой теткой, поскольку одна жить она не может: плохо ходит, медленно говорит, едва двигает руками, которыми пытается все время что-то рисовать. Не сказать, что тетушке по душе положение сиделки, но старший брат Моди приплачивает ей за вынужденное беспокойство. Однако считать его благородным спешить не стоит: братец продал родительский дом, а денег больной сестре не отсыпал нисколько.
Однажды Моди надоедает ее подневольное существование и она решается на самостоятельную жизнь. И хотя сепарироваться в ее состоянии практически нереально, девушка уходит, прихватив лишь чемоданчик со сменой белья.
Далеко уйти на артритных ногах Мод не в силах, но ей и не приходится: она устраивается домработницей к местному торговцу рыбой, живущему бобылем на выезде из города. Эверетт Льюис (Итан Хоук) человек немногословный, грубый и скупой на эмоции. Впрочем, отнюдь не на все: обругать и влепить затрещину он вполне горазд.
Мод, понятно, такому работодателю не рада, но уходить от него не собирается, да и некуда ей - с теткой они расстались плохо, а брат о ней не особо беспокоится. И начинается у хозяина и прислуги интересная жизнь. Она - ранимая, хрупкая и изувеченная снаружи, а он... Он - все то же самое, но внутри. Сиротство, приют, тяжелый труд и одиночество иного характера для этого мужчины не предусматривают.
Что же этой парочке остается? Прижаться друг к другу и отогреваться, в меру своих способностей и в силу жизненных обстоятельств. Мод пытается вести хозяйство и продолжает рисовать, а Эверетт пытается терпеть ее присутствие в своем доме и тщательно скрывает все самое хорошее, что в нем есть, под непробиваемой броней из грубости, подчас напускной.
Но настоящий талант даже в такой ситуации пробьет себе дорогу - это надо помнить всем, кто занят творчеством. Моди становится известной, хотя и не делается богатой. Зато она становится счастливой и делает счастливым еще одного эмоционального калеку. Это ли не радость жизни, особенно если смотреть на нее ретроспективно?
Оценить такую историю со стороны весьма полезно для настройки своей сбитой оптики. Что, собственно, я вам искренне и советую сделать. И, как знать, может вы станете смотреть на вещи проще, как это делала Моди Льюис: "Я не хочу чего-то большого. Я рисую, чтобы остановить мир". Всего и делов-то, да?
Внутреннему содержанию картины полностью соответствует его внешняя форма - фильм снят прекрасно. Пронзительные канадские пейзажи, реалистичные бытовые зарисовки, продуманный образ самой Мод, ее рисунки и сцены нехитрой сельской жизни героев.
Отдельного внимания заслуживает каст и актерская работа. Салли Хокинс здесь бесподобна - аж сердце щемит. Итан Хоук тоже здорово ей "подыгрывает", и очень хорошо, что ни разу не перестарался - его жестокости ровно столько, сколько нужно, чтобы хватило любви и заботы ее покрыть.
Фильм не переполнен нюансами творчества художницы, не напичкан диалогами, не усилен нагнетающим обстановку саундтреком - здесь всего в меру. Смотреть и слушать его очень приятно. Рекомендую.
И непременно дождитесь титров, в самом конце будет небольшой бонус от авторов картины.
А у меня на сегодня все.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О! СЮЖЕТ - впереди много интересного.
И помните: окно - лучшая картина: вся жизнь уже в рамочке (с).
💥Еще один фильм с Салли Хокинс у нас тут:
💥Молодой, повзрослевший и зрелый Итан Хоук тут:
💥Думаю, что "Моди" по достоинству оценят те, кому понравился фильм "Дамы в лиловом":
Напоминаю о подписке, благодарю за лайк, отзыв и репост.
🔊Внимание: с 1 по 10 марта состоится конкурс на лучший фильм месяца по версии канала О! СЮЖЕТ. Активнее смотрите наши февральские картины, чтобы успеть проголосовать за своих фаворитов!