В нашем неуютном и нестабильном сегодня люди все больше нуждаются в надежде. Разрываются связи, исчезает искренность, куда-то девается дружба. Выжить, уцелеть, протянуть - похоже, что эти слова из военной лексики уверено перемещаются в тексты поздравительных открыток. Ничто не навсегда, никто ни в чем не уверен, день прошел - и слава Богу. Так пусть хотя бы любовь остается вечной. Хотя бы в кино.
Сегодня я хочу сделать вам подарок, ценный и значимый для меня. Возможно, он станет что-то значить и для вас. Или он уже таким является. Речь пойдет о картине, обзор которой был специально подготовлен к сегодняшней дате - 16 июня.
Смотрим фильм-трилогию режиссера Ричарда Линклейтера "Перед рассветом" (1995), "Перед закатом" (2004) и "Перед полуночью" (2013). О сюжете расскажу очень коротко, без спойлеров, поскольку хочу, чтобы вы все почувствовали сами.
Эта картина - хронология романтического влечения героев, молодых людей, которое получило продолжение через несколько лет. В первой части трилогии главные герои, Селин (Жюли Дельпи) и Джесси (Итан Хоук), знакомятся в поезде и заводят непринужденный разговор - обо всем на свете и ни о чем одновременно.
Молодые люди обсуждают книги, учебу, выбор профессии и страны, в которых они побывали. Джесси американец, Селин француженка. Их внимание привлекает переругивающаяся всю дорогу немецкая семейная пара, и ребята мигом подхватывают тему исчезающей в браке романтики. Короче, все как всегда: в двадцать лет все интересно, сложно и понятно одновременно.
Джесси уговаривает Селин сойти не в Париже, а раньше — в Вене, чтобы провести еще одну ночь вместе, просто погулять по городу и пообщаться. Кстати, сюжет основан на реальных событиях, с Ричардом Линклейтером однажды произошла такая же история. Возможно, поэтому его "Перед рассветом" так пронизан лучами романтики и окутан дымкой неловкости настоящего первого свидания.
Вена, тепло летнего вечера, легкий ветер развевает длинные светлые волосы девушки, а едва знакомый парень этим тайно любуется. Героям слегка за двадцать, они еще не знают, кем станут, но точно знают, что не станут такими, как их родители. Молодые люди проводят вместе ночь и договариваются встретиться через полгода, ровно на том же месте и в тот же час.
В финале первой части трилогии остается непонятным, увидятся ли Селин и Джесси еще когда-нибудь, ведь, напомню, соцсетей и сотовой связи тогда не было, а номерами телефонов они не обменялись, решив отдаться воле судьбы. Ребята расстаются на вокзале, и камера показывает нам вдруг опустевшие ИХ набережные, скамейку и столик на ИХ теплоходе. "Здесь были юность и любовь" - словно говорят нам эти кадры.
Вторая часть трилогии вышла спустя девять лет. Наши герои перешли на совершенно другой жизненный этап — им слегка за тридцать. Романтики и веры в светлое будущее уже поубавилось, они перестали быть открытыми миру, а все их мысли сосредоточены не снаружи, а внутри. Ничего удивительного, ведь настало время разобраться, что же на самом деле происходит именно с ними.
Джесси приезжает в Париж на презентацию своей книги, которую он написал по мотивам той самой встречи с Селин. Его роман заканчивается хорошо, книжные влюбленные встречаются вновь. В реальности же, как вы понимаете, этого не произошло, так как молодых людей разлучили обстоятельства.
Второй фильм - "Перед закатом" (2004) - получился совсем не волшебной историей, поскольку наши герои выросли уже по-настоящему, и их жизни здорово изменились. Селин приходит на презентацию книги Джесси в милый книжный магазинчик на набережной Сены. Мы не видим на экране ничего романтического: герои просто смотрят друг на друга, радуются встрече, но не очень-то понимают, о чем им говорить. О прошедших 9 годах жизни? О работе, семье, карьере, квартплате?..
Глаза Джесси и Селин словно слегка потухли, они уже не сияют во взаимном отражении. Они просто ищут ответ на вопрос: "А что бы было, если бы они тогда приехали в Вену, как договаривались?" У Джесси растет сын, с мамой которого у него не все просто. Селин живет со своим чудесным котом в уютной квартирке в старом районе Парижа, работает в сфере защиты окружающей среды, пишет и исполняет песни, слушает старые пластинки.
Все у них как у всех, а та волшебная ночь на Дунае осталась только воспоминаниями на страницах романа Джесси. Волосы Селин теперь убраны в пучок. "Распусти их, как прежде", — просит Джесси. И она распустила. И что-то еле уловимо изменилось, совсем чуть-чуть...
В этой части трилогии режиссер в соавторстве с самими Жюли Дельпи и Итаном Хоуком создает образы и сцены для их героев, продуманные до мелочей. А завершается вторая история в квартире Селин, где она играет на гитаре и поет для Джесси ... вальс собственного сочинения. А какой город считается столицей вальсов, не напомните? Вот-вот. Кстати, очень красиво звучит вальс на гитаре. И в этот момент начинаешь чувствовать, словно последних девяти лет у героев не было вовсе. Будто с того самого венского вокзала они переместились прямо в парижскую квартиру Селин.
В третьем фильме - "Перед полуночью" (2013) - героям уже по сорок, они теперь вместе, у них семья. У Джесси за спиной остался тяжелый развод, его сын от прошлого брака живет в Америке, а сам он остался в Париже и продолжил карьеру писателя. Селин работает и воспитывает их дочек-близняшек.
Место действия последнего фильма трилогии - Греция, куда Джесси, Селин и все трое их детей приехали в отпуск на виллу к друзьям. Прошло еще девять лет, и мы видим супругов, у которых совершенно разные взгляды на жизнь, но которые по-прежнему не отдалились друг от друга.
Селин и Джесси знают друг о друге все, но от этого их совместная жизнь проще не становится. Неужели они настолько изменились? И да, и нет. Мы узнаем об этом благодаря их беседам на серьезные темы под бокал-другой вина за обедом с друзьями.
Уже давно изобрели соцсети и мессенджеры, теперь даже находясь в разных частях земного шара, люди могут общаться, влюбляться и постигать друг друга на расстоянии. В то же самое время они сражаются в реале все с теми же старыми мельницами: обидчивостью, бытом, недосказанностью.
Кульминацией третьей части становится настоящая драма, угрожающая закончиться греческой трагедией. Совершенно неожиданная ссора разворачивается настоящей супружеской битвой между Джесси и Селин и продолжается практически до финальных титров картины.
Тут было все - от взаимных подозрений в изменах до желания Джесси перевезти семью в Чикаго, где живет его сын. Селин припомнила мужу и его эгоизм, и домашние и родительские обязанности, которые она исполняет в одиночку, и даже их скучный секс.
Кто же виноват в размолвке? Правильной ли была их встреча тогда в Париже? Может быть, Селин не стоило играть тогда свой вальс на гитаре? Но этот скандал нельзя назвать нелюбовью, уж слишком его устроители прониклись друг другом. Это не злость, а отчаяние. Люди просто в какой-то момент больше не понимают, как им жить дальше.
Тридцать лет Линклейтер и его команда создавали Джесси и Селин, так здорово похожих на каждого из нас, отнюдь не для того, чтобы в финале развести их в разные стороны. Разочарование - ничто, если не позволять ему хозяйничать в вашем доме. К счастью для наших героев Джесси этого не позволил. Он просто кое о чем напомнил Селин: "Лето 1995-ого, Вена, помнишь? Ты сошла со мной с поезда". И она вспомнила...
И вот уже собирающаяся разводиться пара, которая тридцать лет прожила вместе, снова смеется. Мы не знаем, удалось ли ей сохранить свою любовь. Но мы хотим, чтобы эта венская сказка никогда не закончилась. Иначе зачем вообще все это было?
1995 год, друзья. 16 июня! А это значит, что что встреча Селин и Джесси произошла ровно двадцать девять лет назад. И если уж фильмов об этой встрече вышло целых три, то это говорит ни о чем ином, как о любви, сумевшей прожить почти три десятилетия. Неважно, как вы относитесь к подобному факту, кажется вам это невероятным или, наоборот, обыденным.
Эта история не может не волновать. Во всем мире люди впервые смотрят и в сотый раз пересматривают эту трилогию, потому что узнают в ее героях себя, обретают первую надежду, находят последнее утешение или просто вспоминают "свою ночь в Вене".
Для людей моего поколения очень ценно то, что Селин и Джесси взрослеют и становятся зрелыми людьми вместе с нами. Во всех трех картинах - "Перед рассветом", "Перед закатом" и "Перед полуночью" - Линклейтер рисует точные и честные портреты моих ровесников: сперва 20-летних, а потом 30-ти- и сорокалетних людей, которые, не смотря ни на что, верят в любовь. Он спрашивает и сам же отвечает на свой вопрос, какая же она на самом деле: она вот такая.
А у меня на сегодня все.
Добавлю лишь, что Итан Хоук был прекрасен во всех трех ипостасях.
До скорой встречи!
Оставайтесь на О! СЮЖЕТ и перед рассветом, и перед закатом, и перед полуночью.
Не забывайте про лайк и отзыв, друзья, хотя бы такой ❤, и подпишитесь на мой канал, чтобы нам не потерять друг друга в этом безумном-безумном-безумном-безумном...