- 1. Письмо Министерства энергетики РФ от 10 июля 2023 г. № 05-4261:
- 2. Правила Устройства Электроустановок. Седьмое издание. Раздел 1. Общие правила. Глава 1.1:
- 3. Приказ Министерства энергетики РФ от 12 августа 2022 г. № 811 “Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии”:
(Материал в разработке, пока читать нет смысла :))
Я не юрист, но порядок в понимании нормативно-правовой части электротехнической сферы навести хочется. Лучшим средством начального охвата одним взглядом этой её обширной и туманной части мне представляется лаконичная таблица со ссылками на ключевые выдержки из документов. По выдержке можно легко найти в Интернете полную версию документа для углубленного его изучения.
Более всего меня интересуют требования различных законодателей, предъявляемые физическим лицам, т.к. в отношении лиц юридических всё проще: они должны исполнять практически все нормативы, и даже в тех случаях, когда «правовой вакуум» (например, в отношении ПУЭ) предоставляет возможность порассуждать о необязательности их исполнения.
К физическим лицам относятся: бытовые пользователи, самозанятые, индивидуальные предприниматели (ИП) и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Ещё важно понимать, что нормативные документы составляются на основе определенных стандартов, но сами по себе стандарты не являются нормативами, обязательными для исполнения. ГОСТ становится обязательным для определённой категории исполнителей только по указанию отраслевого законодателя.
Список законодателей: Минстрой, Минтруд, Минэнерго, Ростехнадзор, Росстандарт, Межгосударственный совет по стандартизации, Госдума, Правительство РФ.
Список категорий стандартов: ГОСТ, ГОСТ Р ТУ, СТО
Юридическую ответственность физлица́, желающего модернизировать имеющуюся или спроектировать новую электроустановку, можно определить по пяти её характеристикам: Размещение, Мощность, Напряжение, Назначение, Работы
Например, в моём случае (ИЖС, до 150 кВт, до 100 Вольт, бытовое потребление) у меня не возникает никакой юридической ответственности, кроме невыясненной пока ответственности перед КоАП РФ. Ни в одном из четырех столбцов таблица для меня не нашлось "плюса", но есть "вопросы" в последней строке.
Таблица в редакции...
Ссылки:
1. Письмо Министерства энергетики РФ от 10 июля 2023 г. № 05-4261:
«Департамент оперативного управления в ТЭК Минэнерго России сообщает следующее.<…> В настоящее время Правила устройства электроустановок (далее - ПУЭ) действуют в виде отдельных разделов и глав седьмого издания, и действующих разделов и глав шестого издания. Отмечаем, что ПУЭ не были зарегистрированы Минюстом России, в связи с чем не подлежат обязательному применению».
Тем не менее, эксперт инженерно-правовой системы по электроэнергетике «Техприспро» указывает на правоприменительную практику:
«ПУЭ-6, а также ПУЭ-7 включены в перечень нормативных актов, согласно которым Ростехнадзор проводит контрольно-надзорную деятельность – см. Приказ РТН от 2 июля 2021 г. N 250. Суды и контролирующие органы применяют ПУЭ в практике при разрешении споров».
2. Правила Устройства Электроустановок. Седьмое издание. Раздел 1. Общие правила. Глава 1.1:
«Требования Правил устройства электроустановок обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а также для физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».
3. Приказ Министерства энергетики РФ от 12 августа 2022 г. № 811 “Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии”:
«1. Правила не распространяются на потребителей - физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд».
4. Свод правил СП 48.13330.2019. "СНиП 12-01-2004. Организация строительства" (с 25.06.2020).Область применения:
«1.1 Настоящий свод правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства).
1.2 Требования настоящего свода правил распространяются на работы при реализации проектов в отношении объектов гражданского и промышленного назначения, а также направлены на реализацию перепрофилирования промышленных территорий в условиях сложившейся застройки.
1.3 Требования настоящего свода правил не распространяются на строительство объектов индивидуального жилищного строительства".
[см. СП 256.1325800.2016 с поправками 29.01.2024, "Электроустановки жилых и общественных зданий"] .
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2024):
«Статья 48. п.3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому».
6. «Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 27.12.2024) "Об утверждении Правил <…> технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии...».
Пункт 14:
«В заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, <…> которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа…;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "л" пункта 9 настоящих Правил; [б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; л) наименование субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии на розничном рынке];
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя».
Пункт 18(5):
«Заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям».
7. КоАП РФ Статья 9.11.
«Нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
Для меня лично открытым остается вопрос к пункту 7, КоАП РФ Статья 9.11: может ли этот кодекс усмотреть нарушение гражданином правил ПУЭ и ПТЭЭП, если ни прямых и не опосредованных требования к нему указанными нормативами не предъявляется?
Этот и другие вопросы предлагаются к совместному обсуждению.