Найти в Дзене
Исследование Писания

ДЕЯНИЯ (ч.4): ОЖИДАНИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ

“Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрёл землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови». В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не буд
Оглавление
“Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, материю Иисуса, и с братьями Его. И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрёл землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови». В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём»; и: «достоинство его да приимет другой». Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам” (1:12-26).

В прошлом уроке мы подчеркнули, что в Деян. 1 говорится о подготовке, которая была необходима перед установлением церкви. Мы отметили два важных аспекта этой подготовки: обещание Святого Духа и обещание возвращения Христа. Сейчас мы посмотрим, что еще было необходимо для подготовки учеников. Этот этап подготовки наступил, когда апостолы пребывали в ожидании в Иерусалиме.

Иисус сказал апостолам, что “проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима”, и чтобы они оставались “в городе Иерусалиме, доколе не [облекутся] силою свыше” (Лк. 24:47-49). Он также сообщил им, что они будут Его “свидетелями”, во-первых, “в Иерусалиме” (1:8). Сомнений в том, какова была воля Иисуса, не возникало: Он велел апостолам оставаться в Иерусалиме.

Сами апостолы вряд ли бы выбрали Иерусалим. Там был распят Иисус. Там были их враги. Ничто их не связывало с Иерусалимом: их дома и семьи находились в Галилее. Но Иисус велел им ждать в Иерусалиме, поэтому в Деян. 1:12 читаем: “Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути”.

Вернувшись в Иерусалим, апостолы дали себе клятву повиноваться Господу при любых обстоятельствах и во всем полагаться только на Него! “И пришедши [в Иерусалим] взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей [Нафанаил] и Матфей, Иаков Алфеев [Иаков младший] и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова [Фаддей]” (ст. 13).

Это четвертое и последнее перечисление апостолов в Новом Завете. Приведенный здесь список отличается от других тем, что в нем перечислены только одиннадцать апостолов; имя предателя Иуды отсутствует.

В стихе 13 отмечается, что апостолы “взошли в горницу” (вероятно, в ту самую горницу, где они принимали тайную вечерю с Иисусом). Однако ж теперь они не прятались, напуганные, в темной комнате, как это было сразу после распятия (Ин. 20:19). Лука заключает свое Евангелие словами: “Они... возвратились в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога” (Лк. 24:52, 53). Апостолы проводили свои дни в храме - и там они не пытались держаться в тени. Они громко воспевали Бога!

Какая перемена происходила в апостолах - перемена, которая стала возможной потому, что теперь у них была вера в воскресшего Господа!

УКРЕПЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (1:12-14)

Проводя время в храме и в горнице, апостолы претерпевали один из самых трудных этапов подготовки: ожидание. Мы не любим ждать. Для подготовки требуется время, но большинство из нас отнюдь не в восторге от этого. Апостолы не знали, насколько долгим будет их ожидание. Иисус сказал, что Святой Дух придет “чрез несколько дней” (Деян. 1:5), но это могли быть и недели, и месяцы, и даже годы. Однако если такова была Господня воля, то они были готовы ждать. Всем нам следует этому учиться. “Жди помощи Господа, мужайся и крепни, жди Господа” (Пс. 26:14; Совр. пер.).

Легче ждать вместе с другими. В стихе 14 говорится о тех, кто ждал вместе с апостолами: “Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми жёнами и Мариею, материю Иисуса и с братьями Его”. В стихе 16 отмечается, что однажды собралось около 120 человек. Это была довольно интересная группа. Там были “жены”. Вероятно, это были Мария и Марфа, жены апостолов, женщины, которые служили Иисусу и Его ученикам, женщины, бывшие у креста, и женщины, которые приходили к могиле, чтобы умастить тело Христа. Особо упоминается присутствие Марии, матери Христа. (Это последнее упоминание о ней в Писаниях).

Далее указываются братья Иисуса. При жизни Иисуса Его братья не верили в Него (Ин. 7:5). Восстав из мертвых, Иисус особо явился старшему из братьев, Иакову. Несомненно, Иаков поделился тем, что узнал, с остальными братьями: Иосифом, Симоном и Иудой (Мф. 13:55). Теперь все собрались вместе с апостолами.

Там могли быть и другие, которых мы знаем: Лазарь, Никодим, Иосиф из Аримафеи, Закхей. Какие замечательные люди! Не правда ли, так и хочется узнать, о чем они говорили в ожидании. Вам знакомо волнение, которое растет день ото дня?

Мы не можем знать всего, что происходило во время ожидания, но нам известно кое-что из того, что делала эта небольшая группа людей. Упоминается, в частности, такой род занятий: они пребывали в молитве (Деян. 1:14). В Лк. 24:53 говорится, что они прославляли Бога. Именно здесь мы в первый, но не в последний, раз читаем о том, что ученики молятся. Молитва пронизывает почти каждую страницу книги Деяний.

Еще одну деятельность мы можем угадать за словом “единодушно”: “Все они единодушно пребывали в молитве...” (Деян. 1:14). Слово “единодушно” в Деяниях повторяется шесть раз. Давайте посмотрим еще раз, кто же собрался, чтобы ждать. “Единодушие”, или единство сердец, не пришло к ним автоматически. Некоторые спорили с между собой накануне крестной смерти Иисуса (Лк. 22:24). Многие оставили Господа или отреклись от Него. Братья Иисуса, смеявшиеся над Ним, сидели плечом к плечу с Его последователями. Чтобы этой группе стать “единодушными”, потребовалось, вероятно, кое-кому пролить немало слез, кое-кому подавить в себе гордость. Эти ученики смогли достичь единодушия потому, что их объединила вера в воскресшего Господа!

Ожидая Господа, давайте потратим свое время на то, чтобы установить достойные взаимоотношения с Богом и с нашими братьями во Христе!

УТВЕРЖДЕНИЕ ЗАМЕНЫ (1:15-26)

У апостолов и прочих была еще одна задача, которую требовалось выполнить в период ожидания: им нужно было найти замену Иуде. В ст. 1:21, 22 Петр говорит: “Итак надобно, чтобы один... был вместе с нами свидетелем воскресения Его”. Эта замена была важной частью подготовки ко дню Пятидесятницы.

Зачем нужна была эта замена? Вовсе не для того, чтобы создать прецедент замены каждого апостола после его смерти. После убийства Иакова, брата Иоанна (Деян. 12:2), мы нигде не встречаем свидетельства его замены. Петр, однако, сказал, что место Иуды следует заполнить потому, что он “отпал” от “служения и апостольства” (ст. 25). Иуду надо было заменить не потому, что он умер, а потому, что он “отпал”.

Они испытывали срочную потребность поставить кого-либо на место Иуды для того, чтобы, когда придет Святой Дух, группа апостолов снова была в полной силе и насчитывала все двенадцать человек. Нам может быть непонятно, почему именно двенадцать апостолов требовалось в день Пятидесятницы. А еще лучше будет спросить, почему Иисус вообще выбрал двенадцать апостолов, а не десять, пятнадцать или двадцать? Скорее всего, Иисус выбрал двенадцать апостолов потому, что это число соответствует числу колен Израилевых. Во время Своего земного служения Иисус так говорил о вознаграждении Своих учеников: “Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии [новом мире; Совр. пер.], когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Мф. 19:28). И вновь, во время тайной вечери, Иисус говорит Своим ученикам: “Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещеваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых” (Лк. 22:28-30).

Когда вы читаете эти стихи, не погрязайте в спорах о том, как судили апостолы. (В основе своей, они судили Словом, которое проповедовали). Лучше обратите внимание на двенадцать апостолов на двенадцати престолах, которые судят двенадцать колен. Так как время установления царства подошло совсем близко, весьма настоятельно требовалось восстановить число апостолов до двенадцати. Итак, мы читаем: “И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал, - было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться и тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего” (1:15-17).

Петр снова был в роли руководителя. После своего ужасного падения он был восстановлен Иисусом на берегу Галилейского моря (Ин. 21:15-17).

Петр подчеркнул, что Иуда был настоящим апостолом: “Он был сопричислен к нам [был одним из нас; Совр. пер.] и по лучил жребий служения сего”. Подобно апостолам, Иуда был избран благодаря своим способностям и возможностям и получил все права и привилегии, которыми были удостоены другие апостолы. Наравне с остальными ему была дана власть изгонять бесов и исцелять от всех болезней (Мф. 10:1). Проблема Иуды крылась не в том, что он был “дьявол... с самого начала”. Он не начал с подлости и не оставался подлым. Скорее, он начал с высокого, а затем низко пал! Это предупреждение для каждого последователя Иисуса! (См. Кор. 10:13).

В этом месте Лука прерывает речь Петра, чтобы объяснить своим языческим читателям, что же произошло с Иудой: “Но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови»” (ст. 18, 19).

Этот рассказ о смерти Иуды несколько отличается от приведенного в Мф. 27:3-9, но они не противоречат друг другу. Скорее, взаимно дополняют друг друга. Сведенные вместе, они рассказывают о трагическом конце жизни, у которой были большие потенциальные возможности: мучимый угрызениями совести, Иуда бросил тридцать сребреников в святилище, вышел оттуда и повесился. Его презренное тело висело, преданное забвению, до тех пор, пока не не разложилось или не сгнила веревка. Труп упал, ударившись о каменистую землю поля горшечника и развалившись на части. Картина, изображенная Лукой, отвратительна, даже омерзительна - вероятно, это сделано намеренно. Лука хотел, чтобы христиане знали, как скверно предавать Господа, и представляли себе последствия такого предательства!

В стихе 20 мы возвращаемся к словам Петра. В стихе 16 Петр говорит, что “надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде”. В стихе 20 он указывает, какие именно места из Писания имеет в виду: “В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём»; и: «достоинство его [его место служения; Совр. пер.] да приимет другой»”. Петр цитировал слова Давида из Пс. 68:26 и 108:8. Оба псалма говорят о могущественных врагах Давида, людях, которые занимали руководящие посты. Эти люди восстали против Давида и попытались сбросить его с трона. Давид молился, чтобы Бог убрал их вместо него и заменил их праведными вождями, которые бы повиновались Богу. Петр же, по сути, сказал, что, поскольку Давид был прообразом Мессии, эти отрывки предвосхищали предательство Иисуса Иудой и необходимость заменить Иуду.

Поскольку это событие произошло до того, как Святой Дух сошел на апостолов, откуда Петр знал, что Иуду следовало заменить, и откуда ему стало известно, что эти отрывки говорили о замене Иуды? Петр мог получить особое откровение, о котором Писания не упоминают. Не исключено, что он узнал это в течение сорока дней, последовавших за воскресением Иисуса, когда Он “отверз их ум к уразумению Писаний” (Лк. 24:45). Каким бы путем ни поступила к Петру информация, он также узнал, какие требования надо было применить к тому, кому предстояло заменить Иуду: “Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с ними во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его” (ст. 21, 22).

Петр выдвигает три требования: (1) Иуду должен заменить один из мужчин, которые были вместе с апостолами; его нельзя было заменить женщиной. С самого начала особо подчеркивалось мужское руководство церковью. (2) Место Иуды должен был занять тот, кто много странствовал с Иисусом и апостолами во время Его личного служения. Двенадцать апостолов не были единственными, кто путешествовал с Иисусом; однажды Он послал проповедовать семьдесят человек (Лк. 10:1). Это требование, по-видимому, было необходимо для того, чтобы свидетельству о том, что именно Иисус восстал из мертвых, а не какой-нибудь самозванец, можно было доверять. Те, кто лучше остальных знал Иисуса, лучше всех могли сказать, действительно ли тот, кого они видели, был Иисус, а не кто-либо другой. (3) Тот, кто заменит Иуду, должен был быть очевидцем Его воскресения. Другими словами, он должен был видеть Иисуса после того, как Он восстал из мертвых. Многие видели воскресшего Господа (1 Кор. 15:6).

Похоже, однако, что только двое отвечали всем требованиям: “И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия” (ст. 23). В Писаниях ничего больше не сказано об этих людях, но оба, по всей видимости, были выдающимися учениками!

И поскольку на замену Иуде нужен был только один человек, а оба они отвечали требованиям, то было решено передать дело в Божьи руки: “И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в своё место” (ст. 24, 25).

Это второй случай упоминания молитвы в книге и первый, когда приводятся слова молитвы. Бог именуется здесь кардиогностом, знатоком сердец. “Ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16:7).

Обратите внимание, с какой деликатностью говорится о судьбе Иуды: “отпал Иуда, чтобы идти в свое место”. “Идти в свое место” означает “идти туда, куда он заслуживает в результате своих поступков”. В современном переводе сказано:...“отправился туда, где ему надлежит быть”. Раз Иуда “отпал” (дословно - “упал”) от своего апостольского служения, то нет никаких оснований сомневаться, каково теперь “его место”. Какой печальный конец жизни, сулившей так много!

Который из двух должен был занять место падшего Иуды? Поскольку Святой Дух еще не сошел на апостолов, то откуда им было знать Божий выбор? Использованный метод не вполне ясен: “И бросили о них жребий” (ст. 26). Мы не знаем, как это происходило у них, но современное представление о процедуре жеребьевки подсказывает, что они могли либо тянуть соломинки, либо бросать монету.

Хотя мы и не можем быть уверены в деталях процедуры, но следует подчеркнуть два момента. (1) Фраза “бросили о них жребий” не означала, что присутствовавшие голосовали за одного из двух кандидатов. Только Бог знал сердца этих людей, ученики же - нет. (2) “Бросили о них жребий” не означало, что присутствовавшие отдавали дело на откуп судьбе или случаю. Нет, они отдали решение этого вопроса в Божьи руки.

Я уже выдвигал предположение, что замена Иуды могла осуществиться отчасти благодаря тому, что Иисус “отверз их [апостолов] ум к уразумению” Писания (Лк. 24:45). Не исключено, что Иисус подсказал им и процедуру избрания, или же апостолы воспользовались этим способом потому, что он был им знаком. Бросание жребия было обычным делом во времена Ветхого Завета. Этот способ еще применялся в дни апостолов для того, чтобы устанавливать, какие обязанности выполнять священникам (Лк. 1:9). В Ветхом Завете говорится: “В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа” (Прит. 16:33).

Многого из того, что касается жеребьевки в Деян. 1, я не знаю, но одно мне известно: после сошествия Святого Духа этот способ больше не применялся христианами для определения Божьей воли! Старейшин и дьяконов в ранней церкви так уже не выбирали (Деян. 6; 1 Тим. 3; Тит. 1). Вопросы вероучения тоже не решались подобным способом (15:1-31). Это нормально, если дети тянут соломинку, чтобы решить, кому съехать первым с горки или кому достанется первый кусок пирога, но это отнюдь не способ познания Божьей воли. Чтобы узнать Божью волю, мы обращаемся к богодухновенному Слову. В Деян. 1 бросание жребия с целью выяснения Божьей воли было временной, одобренной Богом мерой, сегодня это было бы суеверием!

Кого же из двоих избрал Бог? “...И выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати апостолам” (ст. 26). Бог сделал Свой выбор. Матфий стал двенадцатым апостолом. Имя Матфия больше не появляется в Новом Завете, но каждый раз, когда на наших занятиях мы читаем об апостолах, в их числе подразумевается и Матфий. По преданию, он отправился благовествовать в Эфиопию, где умер мученической смертью. Так это или нет, но, как и все апостолы, он стал свидетелем Иисуса “в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (1:8).

Число двенадцать в апостольстве было восстановлено, что и отражено в Деяниях, начиная с 6:2. Подготовка была завершена. Все было готово. Святой Дух вот-вот должен был сойти!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как для наступления грандиозных событий, описанных в Деян. 2, нужна была подготовка, так и нам нужно готовить наше сердце, ум и жизнь для того, чтобы Бог мог воспользоваться нами. Нам нужно увидеть, что мир погиб во грехе. Нам нужно, чтобы сознание этого легло тяжелым грузом на наши души. Нам нужно пламенное желание увидеть погибших спасенными. Мы не можем начать подготовку раньше; мы не смеем сколько-нибудь откладывать ее.

Самое важное в нашей подготовке - это привести свою жизнь в соответствие с Божьей волей. Нужно ли вам повиноваться евангелию? Нужно ли вам, заблудшему чаду Божьему, восстановить свои отношения с Богом? Не откладывайте это на потом!

Церковь Христа