Найти в Дзене

"Мой ребенок ведет себя ужасно"

Все чаще стали обращаться родители за консультацией нейропсихологов по поводу плохого поведения детей, различных поведенческих особенностей и нарушений. И это безусловно радует. Самый частый запрос за последние 2 недели у меня был таков: «В гостях, у бабушек, в саду ребенок ведет себя прекрасно, всех слушается, всех правил придерживается, но как только приходит домой, начинает кричать, истерить, становится абсолютно непослушным, его невозможно успокоить и т.д.» 1. Чем младше ребенок, тем меньше развита его нервная система и процессы возбуждения чаще всего преобладают над процессами торможения. Часто происходит следующее: за целый день в садике или у бабушки ребенок «разгоняется», а оттормозить себя сам не может, нервная система малыша перегружается и происходит взрыв, который может проявляться в виде истерики, непослушания, гиперактивного поведения и т.д. А дальше все происходит как во вредных советах Остера: «Тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит». Но в наших реалиях, ребен
Оглавление

Все чаще стали обращаться родители за консультацией нейропсихологов по поводу плохого поведения детей, различных поведенческих особенностей и нарушений. И это безусловно радует.

Самый частый запрос за последние 2 недели у меня был таков: «В гостях, у бабушек, в саду ребенок ведет себя прекрасно, всех слушается, всех правил придерживается, но как только приходит домой, начинает кричать, истерить, становится абсолютно непослушным, его невозможно успокоить и т.д.»

Что же заставляет ребенка так себя вести и о чем это может сообщить нам, как родителям?

1. Чем младше ребенок, тем меньше развита его нервная система и процессы возбуждения чаще всего преобладают над процессами торможения. Часто происходит следующее: за целый день в садике или у бабушки ребенок «разгоняется», а оттормозить себя сам не может, нервная система малыша перегружается и происходит взрыв, который может проявляться в виде истерики, непослушания, гиперактивного поведения и т.д. А дальше все происходит как во вредных советах Остера: «Тормозите лучше в папу, папа мягкий, он простит». Но в наших реалиях, ребенок чаще всего по привычке «тормозит» и в маму, и в папу, и во всех кто будет дома, что перегружает и взрослую нервную систему и уже никто не в состоянии справиться со всей этой ситуацией.

2. Отделы мозга, которые отвечают за самоконтроль, начинают формироваться в 2,5 года, а заканчивают свое формирование в 21-25 лет. Теперь давайте представим как тяжело трехлетнему ребенку целый день вести себя хорошо в садике, сколько он тратит на это внутренних сил. Можем провести с Вами аналогию с первыми уроками вождения. Это сейчас Вы можете вести автомобиль, отвечая на рабочие звонки и сообщения, поправляя ребенку одежду, напевая песни и все это вместе и сразу. А когда Вы только сели за руль в первый раз, так же ведь не было? Вот и ребенок испытывает огромное напряжение, пытаясь контролировать собственное поведение весь день. А напряжение всегда требует разрядки (это закон, от которого никуда не деться). А так как дом и родители для него являются привычными, спокойными, безопасными, то только дома и только с близкими людьми ребенок может позволить себе доверить все подавленные эмоции. В этой ситуации наша задача, как родителей не подавить эти эмоции, а помочь их правильно выразить. Активная прогулка, бег, прыжки, догонялки, побить крапиву палкой будет идеальными вариантами для снятия напряжения.

3. Еще одной причиной неконтролируемого поведения может стать пример других детей. Наши с Вами малыши являются очень серьезными исследователями и, видя определенные различные модели поведения, они стараются применить их на себе. И опять же, по традиции, они это могут доверить только близким и значимым взрослым, а значит пробовать различное поведение они будут с родителями. И здесь задача родителей, четко показать ребенку какие модели поведения приемлемы, а какие нет. Только от их реакций будет зависеть что дальше будет практиковать ребенок.

4. Иногда мы подсознательно чувствуем вину за то, что ребенок проводит большую часть времени в саду или с бабушками. И пытаясь загладить это чувство вины, мы делаем поблажки ребенку, жалеем его, балуем, нарушаем ранее установленные правила и т.д. К сожалению, это, наоборот, приводит к возрастанию стресса, тревоги и манипуляциям со стороны ребенка.

5. И конечно же, причиной непослушания может служить нехватка внимания от родителей и времени, проведенного вместе с ними. Очень часто своими выходками ребенок просто пытается обратить на себя внимание. Но! Внимание бывает разное по качеству. На самом деле ребенку требуется не так много. 30 минут каждый день, уделенные только ребенку и его потребностям, когда родители не отвлекаются на телефоны, не делают при этом домашние дела, не воспитывают и не занимаются «развивашками и обучалками», будут для ребенка дороже, чем целый день, проведенный в одной квартире, но занимаясь тем, чем ребенок не хочет.

Дорогие родители, запомните одну очень важную вещь: если Ваш ребенок ведет себя как-то не так, это не значит, что он невоспитанный и Вы в этом виноваты, это значит, что Вашему ребенку просто тяжело и ему нужно немного помочь. Поэтому не бойтесь обращаться к специалистам, хотя бы просто за консультацией и рекомендациями. Наш с Вами тандем поможет Вам и Вашему ребенку сделать жизнь легче, радостней и прекрасней!