Стало известно, что для спасения проекта легкомоторного самолета ЛМС-901 "Байкал", создатель российского лайнера SSJ-100, ректор Московского авиационного института (МАИ) и бывший президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, в ближайшее время возглавит совет директоров Уральского завода гражданской авиации (УЗГА). Об этом сообщают российские СМИ.
Ранее совет директоров УЗГА возглавлял Вадим Бадеха, который с ноября этого года был назначен на должность руководителя ОАК и ПАО «Яковлев», занимающихся разработкой проекта отечественного узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21.
По данным издания «Коммерсантъ», которые ссылаются на свои источники в ОАК, чтобы вывести предприятие из кризиса Михаил Погосян в УЗГА будет курировать гражданские проекты, в том числе проект отечественного самолёта «Байкал». Помимо этого, Погосян будет курировать и вопросы финансирования всех гражданских проектов.
Как отмечает источник, в настоящее время сроки ввода в коммерческую эксплуатацию российского лёгкого многоцелевого турбовинтового однодвигательного самолёта "Байкал", разрабатываемого для замены устаревшего парка Ан-2, пока не очевидны.
Стоит отметить, что ректором МАИ Погосян стал еще в 2016 году и покинул структуру ОАК после его публичной критики со стороны правительства в 2015 году по проекту SSJ-100.
Тогда Погосяна упрекали в накрученной высокой стоимости самолета, отсутствия механизмов локализации при его производстве, а также в связи с низкими объемами производства и проблемами, связанными с эксплуатацией и сервисным обслуживанием лайнера.
Помимо этого, Погосяна обвиняли в чересчур "пристальном внимании" к проекту SSJ-100, связанным с отказом от развития других проектов гражданских самолетов, малую серию этих воздушных судов, в высокой стоимости самолета, а также в отсутствии в проекте Sukhoi Superjet российских смежных производителей, отдавая при этом больше предпочтения иностранным поставщикам комплектующих.
Отмечается, что принятие решения кандидатуры Погосяна о его назначение на эту должность было одобрено непосредственно совет директоров УЗГА. Причем сообщается, что это произошло еще в ноябре 2024 года. Однако официально об этом не сообщалось.
Источник также поделился, данное решение было принято в связи с тем, что Погосян до сих пор является значимой фигурой в авиапроме и имеет амбиции вернуться в число первых лиц российской авиаотрасли. А также, что именно его проект ближнемагистрального лайнера SSJ-100 сегодня остается единственным новым отечественным самолетом присутствующим на российском рынке. На сегодняшний день повторить такой "условный" успех никому пока не удалось, говорится в сообщении.
Стоит отметить, что согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года, утвержденной еще в 2022 году, поставки самолетов «Байкал» заказчикам должны были научатся уже в этом году. Планировалось, что начиная с 2024 года УЗГА будет ежегодно производить не менее 25 самолетов «Байкал». По оценке директора по продажам и маркетингу УЗГА Олега Богомолова, объем рынка госзаказа РФ на самолеты «Байкал» может составить 300 машин до 2030 года.
Однако в рамках последующих внесенных изменений в программе от 2024 года, первые поставки самолетов ЛМС-901 «Байкал» российским региональным авиаперевозчикам были сдвинуты с 2025 на 2026 год.
Тем не менее, учитывая появившуюся новость о кризисе в данном проекте УЗГА, похоже, что сроки поставки самолетов «Байкал» в очередной раз перенесут.
Согласно заявленным характеристикам, серийная версия самолета ЛМС-901 «Байкал» с пассажировместимостью до 9 человек или до 2 тонн полезной нагрузки будет оснащается одним российским двигателем ВК-800С мощностью до 800 л.с. на взлете.
Его длина составляет 12,2 метра, высота - 3,7 метра, размах крыла - 16,5 метра, максимальная взлетная масса - 4,8 тонны, скорость - до 300 км/час, посадочная скорость – 95 км/ч, максимальная дальность полета – 3000 км.
Ранее в УЗГА сообщали, что ключевым заказчиком ЛМС-901 «Байкал», разрабатываемого для местных авиаперевозок, является единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», подписав при этом соглашение на поставку 95 самолетов.
Также в 2022 году сообщалось, что стоимость самолета «Байкал» для заказчиков в девятиместной базовой версии, где отсутствует автопилот, а также ряд других дополнительных опций, составит 120 млн рублей.
Однако в октябре 2023 года полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев раскритиковал УЗГА за затягивание старта серийного производства и необоснованной увеличении стоимости базовой версии самолета, которая выросла сразу на 48% до 178 млн рублей. Тогда он призвав ВЭБ проверить УЗГА.
По его словам, если учитывать цену самолета плюс пакет дополнительных опций, необходимый региональным авиаперевозчикам в целях обеспечения безопасности пассажиров, стоимость которого составляет еще дополнительные 112 млн рублей, то в настоящее время конечный ценник самолета в классе легкомоторных пассажирских воздушных судов является необоснованно завышенным и составляет чуть менее 300 млн рублей.
Более того, по данным Трутнева, на август 2024 года, стоимость одного самолёта ЛМС-901 «Байкал» для первых заказчиков, всего за год неожиданно выросла уже до 455 млн рублей.
Однако после поручения Владимира Путина к министру промышленности Антону Алиханову проверить проект УЗГА и ускорить его разработку, ценник «Байкала» «чудесным образом» сразу опустился до 260 млн. рублей.
Более того, каким-то образом специалистам УЗГА удалось «улучшить» и характеристики самолета, снизив длину разбега с заявленных 1050 метров до 350 метров. Как тогда подчеркнул Трутнев, поэтому поручения президента все же имеют некое "магическое" влияние, в том числе и на весь окружающий мир.
Для примера стоит отметить, что стоимость более сложного нового шедевра чешской конструкторской мысли в полной комплектации, в виде двухдвигательного самолета EV-55 Outback, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, составляет 1,9 млн долларов. То есть по курсу на сегодняшний - это порядка 200 млн. рублей.
Учитывая, что сертифицированный в Европейском агентстве по безопасности полётов (EASA) чешский проект EV-55 Outback с пассажировместимостью до 14 человек и дальностью полета до 2200 км оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney PT6A-21 мощностью 536 л.с. каждый, стоит дешевле российского «Байкала», то, пожалуй, опасения полпреда президента по поводу резко возросшего ценника «Байкала» скорее всего основаны не на пустом месте.