Часто говорят, что советская власть, уничтожая любую религию на территории СССР, делала это так рьяно потому, что сама превратилась в некое подобие религии. А потому вела непримиримую борьбу, как религия победившая с религией побежденной. Так, до революции в 1914 году в Российской империи насчитывалось более 54 тысяч действующих православных храмов (не считая воинских), почти 25 600 часовен, 1025 мужских и женских обителей. А после революции к 1987 году осталось лишь 6893 православных церкви и всего 15 монастырей. Так почему коммунистическая идеология воспринимается именно как религия? Прежде всего, обратим внимание на характер действия большевистских властей. Не сложно увидеть, что ярость, с которой уничтожались и осквернялись храмы, убивались священники, губились древние иконы и книги, просматривается нечто, весьма напоминающее даже скорее религиозные противоборства. То есть по своему характеру борьба против религии в Советской России действительно напоминала религиозную войну. Зачем человеку, который просто не верит в Бога, так сражаться с религией этого Самого Бога?
Другим важным элементом коммунистической "религии" является образ так называемого "спасителя". Не смотря на то, что советские вожди, особенно раннего периода, не принимали на себя никаких сакральных и священных функций, тем не менее, позже сформировался их вполне возвышенный полубожественный образ высших существ. Прежде всего, это, конечно, характерно для Ленина и Сталина. Для того чтобы убедиться в правоте подобных суждений, достаточно обратить внимание на те средства, которые использовались советскими идеологами для донесения основных постулатов «коммунистической веры». В первую очередь это советское искусство и особенно много примеров мы можем увидеть в так называемом «сталинском социалистическом реализме».
Известно, что практически в любой религии одним из важнейших элементов ее провозглашения и укрепления верующих является храмовое искусство. Особенно для малограмотных людей в средние века, в христианстве, оно зачастую являлось «Евангелием в камне», пересказом Библии «в картинках». Советская власть это отлично понимала и поэтому в полной мере восприняла характер сакрального религиозного искусства.
Одним из наиболее ярких примеров восприятия и замещения религиозной архитектуры и символики на советскую является разрушение в 1934 году храма Христа Спасителя в Москве и планы строительства на его месте грандиозного Дворца Советов. Подобное совпадение отнюдь не случайно. Дворец мыслился как «символ великих побед сталинской эпохи, олицетворение мощи и величия нашей страны, победоносно идущей под знаменем Ленина-Сталина к коммунизму». Архитектура, живопись, скульптура Дворца должны были образовывать духовное пространство, в которое будут вовлекаться массы людей для участия в советском «богослужении». Пышностью и размерами этот дворец должен был многократно превосходить и снесенный храм, и самые знаменитые соборы Европы. Внутреннее убранство предполагаемого Дворца Советов всецело совпадало с тем, что окружало верующих в соборах. В плафонах и картинах должен был предстать наглядный рассказ, воспроизводящий центральные эпизоды так называемого советского «священного писания» от ВКП(б), то есть «Краткого курса истории партии» – тщательно разработанную советскую мифологию. Дворец Советов задумывался чем-то вроде постамента памятника Ленину, обретшего в сталинской мифологии своеобразный статус «божественной ипостаси». Поднятая на огромную высоту колоссальная 15-метровая фигура должна была быть значительную часть времени скрыта облаками, и, освобождаясь от облаков, выступала бы в озарении солнца подлинным сошествием Ленина «с небес». Прообразом для этого монумента могли послужить разве что ассирийские и древнеегипетские колоссы с ликами божественных фараонов и царей.
Советская мифология – это вообще отдельная тема разговора. Ведь весь потенциал, которым владела советская идеология, был брошен именно на мифотворчество. Наиболее ярким примером советских мифов является весть о «коммунистическом рае» и «светлом будущем», куда неизменно должна была придти страна, руководимая Коммунистической партией. Реально миф был впервые воплощен в 1939 году на открывшейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), которая впоследствии была переименована в ВДНХ. Она стала своеобразным «Коммунистическим Царством Божьим» и «Коммунистическим Новым Иерусалимом» в который можно было войти и убедиться в его реальности. Или хотя бы в его потенциальной возможности когда-нибудь в будущем. «Именно таким представляется город будущего, нашего светлого коммунистического завтра. Я счастлива безмерно» – такую запись в книге отзывов оставила заслуженная учительница, одна из посетительниц выставки.
В этом советском мифотворчестве советское искусство, воспринявшее особенности религиозного искусства, продолжало создавать «священные образы» вождей. Многочисленные портреты и описания жизни вождей (своеобразные «жития») представали в той же роли, какую играли в храмах иконы святых или фрески с изображениями библейских событий. На скульптуру возлагалась другая миссия: ей надлежало творить культовые фигуры вождей, в первую очередь Ленина и Сталина, долженствующие служить центром общественной жизни советских городов и поселков, объектами народного поклонения. Наряду с мифотворчеством о «божественных основателях» новой религии – Ленине и Сталине, создавались мифы и о других ее представителях – своеобразных «святых», «мучеников» и «подвижников» новой веры. Рождались эти мифы, как правило, не на пустом месте, как и любой религиозный миф. Брался реальный факт: героическая гибель, производственный рекорд, событие из области освоения Арктики и т.п., который подвергался дальнейшей мифологизации. Он обретал черты легенды, искажаясь до неузнаваемости, а нередко его фальсифицировали сразу от начала и до конца. Часто сам первичный образ человека превращался в некий символ. Достаточно было произнести имя, и за ним тотчас раскручивался соответствующий миф: Паша Ангелина – колхозное изобилие, Стаханов – производственные рекорды и т.п.
Но все же, была ли эта «новая коммунистическая религия» действительно религией? Одно из определений религии дает нам такое представление о ней: религия — это связь человека с Богом или же с Высшим сверхъестественным миром. Именно поэтому строго формально коммунизм со всеми его подражательствами религии — религией не является. То, что было произведено в Советской России, являлось жуткой пародией, страшной подделкой настоящей религии. В ней вожди превращались не в бога, а в нечто «другое». И это не удивительно. Еще на заре человеческой истории, как повествует Библия, человек вкусил запретный плод, который, как обещалось, сделает его богом. Яд этого плода продолжает действовать в нас, побуждая кого-то выдавать себя за бога, а кого-то поклоняться лжебогам. Но истинная религия не порабощает, а освобождает.
Некогда вождь древнего Израиля сказал так: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Нав. 24:15). Здесь нет насилия, нет принуждения. Есть лишь добровольный выбор и самостоятельное решение.