Найти в Дзене

Бригантина (памяти Павла Когана)

Павел Коган (1918-1942) - русский советский поэт, автор слов песни "Бригантина". Погиб в 1942 году в боях за Новороссийск в возрасте 24 лет. Изображение из открытых источников.
Павел Коган (1918-1942) - русский советский поэт, автор слов песни "Бригантина". Погиб в 1942 году в боях за Новороссийск в возрасте 24 лет. Изображение из открытых источников.

1.

Удар о землю. Яблоко упало.

Мне показалось, яблоко упало.

Но почему я ничего не вижу?

и почему я ничего не слышу?

и почему я нем?

Мне показалось, яблоко я ем.

Но вкус не яблока,

а крови.

Поэму я не дописал.

Удар о землю.

Это я упал.

И жизнь оборвала́сь

на полуслове.

2.

Мне 24.

И нет меня второго в мире.

Моложе Лермонтова я.

Сентябрь и Сахарная сопка.

Но если жизнь моя

короткая

тебе, земля моя, нужна,

бери, земля,

она – твоя!

3.

Но я ещё живой.

Грохочет море за кормой.

Доносится откуда-то из-за:

«Бригантина подымает паруса…»

Моя последняя картина:

плывёт по морю бригантина.

Прострелянные паруса –

как сквозь копирку небеса,

как звёзд осенняя роса…

4.

Вот так густеет тишина.

Я бредил девушкой и другом.

В 15 лет нужна подруга.

Я рисовал её как угол.

Но получается овал,

как только раз поцеловал.

Вот так густеет тишина.

Моя поэзия – страна!

Ах, если б только не война,

рождённому любить и видеть

и слышать, мне бы жить и жить.

Но мне дано возненавидеть:

убитым быть или убить.

5.

Великое время великой страны.

продолжит ли племя иное

и будут ли наши потомки верны

последнему нашему бою? –

когда мы полмира прикрыли собою,

обычные дети великой страны.

Летит бригантина по бурным волнам,

а паруса нет – только алые стяги.

Отныне поэмы дописывать нам

на саване смертном, а не на бумаге.

6.

Ленинградский проспект

(Ленинграда нет) –

в сторону «Правды»,

где «Правды» нет,

правда, есть «Комсомольская правда»,

но это бренд,

а не правда,

где-то на улице «Правды»

дом затерялся глазастых окон,

где жил Павел Коган –

поэт и романтик,

певец и боец,

и маленькой Оленьки

юный отец.

7.

Как мало он прожил,

как рано убит! –

под Новороссийском Павел лежит

и видит оттуда, откуда-то из,

во что превратилась победная жизнь.

И слышит собственную речь:

Нам лечь, где лечь.

И там не встать, где лечь.

И, задохнувшись «Интернационалом»,

Упасть лицом на высохшие травы.

И уж не встать…

8.

Но:

«Шопен поднимется…» –

сам себе отвечает Павел.

И я, как могу, вторю ему:

Соната си-бемоль минор.

Шопен спешит, покоя хочет.

Но музыка творит иную часть,

предвосхищая участь

каждого из нас,

и грусть невыносимую

пророчит,

испытывая жизнью

без прикрас.

Шопен готов пожертвовать собой.

Но что за фокус:

тридцать пятый опус

и в трауре –

живой!

14 – 15 октября 2015 г.

Оскар Грачёв

Сонату си-бемоль минор опус 35 Фредерика Шопена можно прослушать здесь:

*****Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2 си-бемоль минор, соч.35. Играет Яков Кацнельсон.