На Спиридоновке (дом 11)- особнячок.
Приятной наружности. Как везде пишут- «особняк А.Ф. Беляева».
В 1898 году статский советник Агапит Федорович Беляев покупает старую дворянскую усадьбу.
- Особнячок, конечно, симпатичный – скажет читатель – Но со старой дворянской усадьбой, как говорится, и рядом не лежал.
Правильно. То, что купил статский советник примерно так выглядело.
«Типичный пример городской усадьбы послепожарного периода, выполненного в стиле ампир с обнесенным карнизом, со фризами, медальонами, кронштейнами…».
Построен, якобы, для графини В.С. Васильчиковой.
Кто такая В.С. Васильчикова? Неизвестно. Судя по всему не из самых богатых представителей этой знатной фамилии. Раз типовой проект взяла. И строительство вела хозспособом. Своих крепостных на стройке использовала.
После Васильчиковых усадьба поменяла не одного владельца. И статский советник покупал усадьбу у князя Михаила Петровича Волконского.
Кто такой М.П. Волконский? Тоже неизвестно. Обычно пишут – Михаил Петрович известный оперный певец. После революции он уехал в Европу, где выступал в Белграде, Любляне и Париже.
Если это так- нескладица какая-то получается. Князь, выступавший на сцене под псевдонимами Михаил Верон и Михаил Валдарко- князьям в то время неприлично было актерской профессией заниматься- родился в 1891 году. Так что но момент купли- продажи 8- летним пацаном был.
Собирался ли Агапит Федорович в княжеском доме жить- опять неизвестно. Но вскоре после покупки дом сгорел.
Так что, хочешь не хочешь пришлось новый строить.
Некоторые считают, что особняк похож но особняк Рябушинского. В начале Спиридоновки.
Но, во- первых, А.Ф. Беляев совсем не миллионер. Как Рябушинский. Простой врач- отоларинголог.
Поэтому, во- вторых, пригласил не знаменитого Шехтеля. А не слишком известного архитектора И.И. Бони.
Швейцарско- подданный приехал в первопрестольную архитектуре учиться. Но так и не доучился. Но рядом зданий в Москве все-таки отметился. Как, например, доходный дом Высоко-Петровского монастыря. На углу Петровского бульвара с Петровкой.
В результате, дом получился с потугой на модерн. Но скромненький. Стены плиткой обложили. Там, где плитки не хватило- оштукатурили. Единственное украшение- небольшой эркер. С балкончиком.
Над входной группой.
Первый этаж занимала лечебница доктора. Для больных, страдающих болезнями горла, уха и носа. На втором этаже жил сам хозяин с семьей.
Агапит Федорович был довольно известным врачом-фониатром. У него лечили свое горло и связки Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.И. Сумбатов-Южин.
После революции дом под коммуналки приспособили. А в 1945 году дом Бюробину приглянулся.Бюробин- это не фамилия. Это- «Бюро обслуживание иностранцев». При Народном комиссариате по иностранным делам». В 1947 году Бюробин был преобразован в Управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД СССР (УпДК).
Сначала посольство Перу здесь разместили. Сейчас- резиденция посла Южной Кореи.