Найти в Дзене
Народоволец

Как СВО отразится на ЕС: развал или новая империя.

Сейчас уже стало очевидным что Трап решил закончить историю с СВО на выгодных для США условиях. Есть основания полагать что мирный договор России и Украины будет заключен ещё до лета, но не всё так просто, ведь в конфликте есть и другие заинтересованые стороны. Прежде всего речь идёт о ЕС, для которого вопрос поддержки Украины, действительно становится вопросом сохранения собственной субъектности и, быть может, самобытности как таковой. История событий последних лет подошла к новой развилке, и её дальнейший ход зависит от того, способны ли европейские политики найти в себе решимость и волю на самостоятельные и жесткие решения. Способна ли Европа обеспечивать должный уровень военно-технической поддержки Украины без помощи США? В последние дни часто можно встретить мнение о том, что нет. Однако, все намного сложнее и интереснее.

1) Европейские военные запасы действительно истощены, и это факт. Но Европа имеет более чем достаточный промышленный потенциал для производства и формирования ежемесячных пакетов помощи, включающих в себя артиллерийские боеприпасы, минно-взрывные вооружения, стрелковое оружие и автомобильный транспорт. Это ключевые позиции в обеспечении украинской пехоты, способствующие удержанию линии фронта – помимо БЛА/ДПЛА, конечно же.

2) Помимо собственного промпотенциала, ЕС имеет возможность беспрепятственно закупать вооружения и боеприпасы в Южной Корее и Пакистане. Последний и так представляет собой одного из ключевых поставщиков снарядов для ВСУ, и для пакистанской промышленности нынешний уровень продаж боеприпасов – не предел.

3) В Сербии, имеющий совокупный объем производства боеприпасов, превосходящий практически все страны Европы вместе взятые, в данный момент происходит незаметный для российского взора, но отчетливый госпереворот с изменением вектора сотрудничества на проевропейский. Белград при должном приложении усилий со стороны ЕС может существенно усилить процесс военно-технической поддержки Украины.

4) Во взаимоотношениях с Европой – тесных и доброжелательных – чрезвычайно заинтересован Китай. При объявлении и реализации собственного жесткого политического курса ЕС без труда установит контакты с КНР: у них много общего политически, нет поводов для конфликта, а в свете последних событий может быть общий комплект соперников – США и РФ. Сотрудничество с Китаем – это как минимум возможность беспрепятственного обеспечения Украины комплектующими для производства БПЛА и покупки сырья для снарядных заводов.

5) ЕС имеет все необходимые военные ресурсы для установления полной морской блокады российских северных, балтийских и черноморских портов. Об этом стоит написать отдельно, но все необходимое для этого сценария времен Холодной войны подготавливается уже не один год, и противопоставить тому РФ ничего не в состоянии – только если на помощь не придут ВМС США (злая ирония, да?). Реализация данной меры позволит фактически парализовать российскую экономику путем полной остановки всех основных позиций экспорта из РФ.

6) В Европе находится огромное количество украинских мигрантов призывного возраста. При реализации соответствующих мер европейцы могут в течение нескольких месяцев пополнить ряды ВСУ десятками тысяч мужчин трудоспособного возраста.

Все перечисленное выше – более чем реализуемые процессы, которые могут способствовать продолжению российско-украинского конфликта с неизвестными конечными перспективами вне зависимости от политических лозунгов новой администрации президента США. Воплотится ли этот сценарий в жизнь, зависит исключительно от способностей и решимости ключевых политиков Европы.

Впрочем, в сценарии самостоятельного военно-технического обеспечения Украины силами Европы есть один существенный пробел (помимо общей нерешительности и инертности европейских политиков). Это снабжение Украины средствами противовоздушной обороны. Производство средств ПВО, как ни удивительно, вообще едва ли было приоритетом хоть для одной страны мира после 1991 года; интерес к ним возник лишь незадолго до начала российско-украинского конфликта, но кратного расширения производственных мощностей под увеличившийся спрос не произошло. Тем не менее, даже те довольно скромные объемы и запасы средств ПВО, что имелись в США, позволили существенным образом укрепить и «освежить» систему противовоздушной обороны Украины. Без поддержки со стороны Соединенных Штатов ситуация для Украины резко изменится в худшую сторону – если для прикрытия линии фронта систем ПВО, вероятно, хватать будет (благодаря совместным усилиям европейских производителей – стоит признать, Германия, к примеру, существенно нарастила выпуск комплексов IRIS за прошедшие 3 года), то тыловые города и инфраструктура будут уязвимы перед лицом ракетных ударов и налетов самолетов-снарядов. Технически, Европа может разрешить данную задачу вводом в Украину 4-5 эскадрилий перехватчиков (более того, такое решение существенно разгрузит прифронтовое ПВО). Но здесь всё также упирается в вопрос способности европейцев отстаивать собственные позиции и действовать с присущей им некогда жесткостью.

Способны ли они на это? Продолжится ли конфликт? Полагаю, это станет ясно уже в ближайшие месяцы. В любом случае, всегда стоит помнить – и понимать, – что ситуация куда сложнее, и вариантов её разрешения может быть куда больше, чем могло бы показаться на первый взгляд.

К слову, первичная реакция со стороны Европы на последние события все-таки есть:

1) Франция и Эстония 24 февраля организуют чрезвычайное заседание министров обороны европейских государств на тему военно-технического обеспечения Украины.

2) Заявлено об инициативе со стороны Германии, Британии и Франции, связанной со скорейшим предоставлением нового пакета военной помощи (к слову, по скорости реализации данного процесса можно будет судить о серьёзности намерений европейцев. Если они будут придерживаться привычных бюрократических норм и проволочек – очевидно, никакого морально-волевого потенциала к бóльшим шагам у них нет).

3) Министр иностранных дел Германии Бербок пригрозила США разрывом связей:

«Мы увеличим давление на американцев, чтобы они понимали, что им максимально есть что терять, если они перестанут поддерживать либеральные демократии Европы»

В данный момент дальнейший ход мировых процессов впервые за многие десятилетия всецело и полностью зависит от решений, которые будут приняты в Европе. Капитулируют ли европейцы или же решат жестко остаивать собственное видение мира – еще предстоит понять, но их роль на этом отрезке истории умалять совершенно не стоит.

Между тем на суверинизацию ЕС прямо влияет то, включат ли в него страны Евротурана (Турция, Азербайджан и Казахстан) или нет. Если включат, то ЕС может потерять свою Европейскую идентичность, но если нет, то укрепить свои позиции для эффективной конкуренции с США, Россией и Китаем не представляется возможным. Если же Евротуран так или иначе будет инкорпорирован в структуру ЕС, то Европа выйдет на границы с Китаем, замкнув на себя Евразийский контур! Впрочем скоро наступит момент истины: либо ЕС перестанет идти в фоваторе геополитики США, в сущности являясь её придатком, либо прекратит своё существование... Последний вариант хорошо подходит России, но не думаю что кремлевские сумеют воспользоваться шансами которые он открывает...