Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Гаранько Эльфа Валерьяновна (1930-2015). Скульптор. Завод "Чайка". Часть I.

Настоящая статья посвящена творческой биографии невероятно одарённого скульптора, работавшего с различными материалами как в формате малой пластики, так и в монументальной скульптуре.

Эльфа Валерьяновна Гаранько родилась в 1930-м году. Её родители проживали в Краснодаре (до 1920-го - Екатеринодар), но в 1930-м оставляют свой дом и срочно переезжают к родственникам в Новороссийск. Думаю, здесь имела место сложная интрига и преследование семьи, поскольку, вернувшись обратно в Краснодар в 1933-м году, семья узнала, что их ордер аннулирован и дом передан другим людям (в СССР того периода вся недвижимость подлежала национализации, и люди жили в квартире или в доме по ордеру). Да и покидать родную обитель на три года люди вряд ли бы решились без серьёзной причины. Дело осложнялось тяжёлой болезнью Эльфы, у которой врачи диагностировали приобретённый (из-за недоедания) рахит. Семья переезжает в Крым, поселяется в Балаклаве. Постепенно, благодаря тёплому климату, чистому морскому воздуху и козьему молоку, болезнь отступает.

Из воспоминаний самой Эльфы Валерьяновны: "Целыми днями мы находились вместе дома. Папа занимался сборкой и продажей радио, а мы с мамой вязали платки, вышивали узоры на тканях, мастерили бумажные розы для свадеб, тем самым я приобщалась к искусству. Мама сдавала поделки в магазины и на рынок... Мама стала сама выходить на рынок и торговать. Как-то в четыре года, после дождя, меня на коляске выкатили на улицу. Я, наклонившись, собрала среди каменистой почвы небольшие кусочки глины, слепила лепестки, сложила их и получилась роза, в точности как те, которые мы делали с мамой - только из другого материала. Но они мне так надоели, что я цветок смяла и слепила петушка. Больше розы я никогда не делала не из бумаги, не из глины и даже не из фарфора. С этого момента я поняла, что могу быть полезной и, в первую очередь, для самой себя."

В Крыму семья прожила до 1936 года, и снова вернулась в Краснодар. Мимо окон дома по Прогонной улице (там они сняли жильё) продавцы гнали скот на единственный в городе Сенной рынок.

Из воспоминаний Э. В. Гаранько: "В основном я лепила с натуры то, что видела из окна. Это у меня получалось, лучше всяких зарисовок. Моя мама продолжала носить мои поделки и продавать со своими изделиями. Рынок находился вблизи нашего дома."

В Краснодаре же Э.В. Гаранько пережила немецкую оккупацию.

Из воспоминаний самой Э. В. Гаранько: "Война нас застала в Краснодаре, от эвакуации родители отказались. На моих глазах прошел весь ужас фашистской оккупации. Видела, как людей забрасывали в душегубки – эти машины курсировали по всему Краснодару, из труб валил темный, тяжелый, почти черный дым. Видела, как устраивали облавы и угоняли людей в Германию. Мне тоже пришлось почувствовать на себе лапы немецких солдат. Спас меня один из немецких офицеров, который меня пожалел и во время очередного налета выхватил из рук солдат и спрятал в подъезде жилого дома. Жили бедно в основном на вырученные деньги с маминых и моих поделок."

Э.В. Гаранько в молодые годы за работой с глиной.  Фото взято отсюда https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=99064.
Э.В. Гаранько в молодые годы за работой с глиной. Фото взято отсюда https://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=99064.

В 1945-м, после окончания Войны произошла отчасти случайная встреча, которая определила судьбу скульптора-самоучки.

Из воспоминаний Э. В. Гаранько: "В 1945 году я впервые с мамой посетила рынок, стояла за прилавком со своими изделиями. В этот момент ко мне подошел, как потом выяснилось, корреспондент газеты "Советская Кубань", поговорил с нами и сделал пару снимков. Через несколько дней принес газету, где на странице была опубликована моя фотография с изделиями. Кто мог подумать, что приход совершенно постороннего человека так изменит мою жизнь. Они с мамой долго беседовали о моей дальнейшей судьбе, связывая мою жизнь с учебой в Ленинграде.
В 1947 году, когда мне исполнилось 17 лет, я уехала в Ленинград. Училась в художественной школе при Академии художеств им. И.Е.Репина."

В 1952 году Гаранько поступила в ИЖСА им. И.Е. Репина на специальность - скульптор. Вот такие вещи она делала будучи студенткой...

Скульптура 1953-го года, созданная Гаранько в студенческие годы.
Скульптура 1953-го года, созданная Гаранько в студенческие годы.

По окончании Высшего учебного заведения в 1958-м году Гаранько получила распределение в Магнитогорск, где проработала в скульптурном цеху. В 1960-м она вернулась в Ленинград, в Академию художеств. Ей выделили мастерскую (!), дали место в общежитии, но её тянуло домой, на Кубань.

В 1963-м году она переехала в родной Краснодар, а там в это время уже вовсю функционировал новый фарфоровый (а потом - и фарфорово-фаянсовый) завод "Чайка" - первое фарфоровое предприятие СССР, построенное, что называется, "с нуля". Главным художником завода трудилась завоевавшая уважение среди коллег Л.Н. Павлова (Кошман). Ей на канале не было пока что посвящено отдельной статьи (или серии статей), но обязательно будет. Достаточно сказать, что до того, как занять должность главного художника завода "Чайка", Л.Н. Павлова (Кошман) проработала в той же должности на заводе "Красный фарфорист" (бывший завод "Грузино" кластера И.Е. Кузнецова), а затем и на ЛФЗИ в Ленинграде (и снова - в должности главного художника). Она мгновенно углядела в молодом скульпторе искру большого таланта и пригласила к себе на завод. Оба увлечённых творчеством человека составили отличный тандем: Э.Ф. Гаранько создавала скульптуры из фарфора, Л.Н. Павлова (Кошман) их расписывала. До конца жизни Л.Н. Павлова считала Гаранько чрезвычайно одарённым мастером.

Великолепные работы 1960-х годов: "Девушка на скамейке", "Пловчиха", скульптура с возможным названием "Женщина причёсывается", многофигурная композиция "Хоровод" (во всяком случае в Сергиево-Посадском музее каждую из одинаковых скульптур с разной росписью назвали частью композиции "Хоровод", но вполне возможно, что это просто набор одинаковых скульптур, изображающих "девичий танец").

Не обошла Гаранько и стандартную для женщин-скульпторов тему материнства (хотя сама не имела ни семьи, ни детей)...

В 1964-м году Э.В. Гаранько вступила в Союз художников. Но впоследствии так и не стала ни Заслуженным художником, ни, тем более, Народным. Всему причина - "тяжёлый" конфликтный характер Эльфы Валерьяновны. По воспоминаниям современников, она могла прийти на выставку и в пух и прах "разнести" произведения того или иного художника или скульптора, назвав его творения вульгарщиной и банальностью, а его самого бездарем. Люди искусства такого отношения к себе не прощают, в результате Эльфа Валерьяновна чрезвычайно быстро нажила себе много врагов. Она даже умудрилась разругаться с Людмилой Никифоровной Павловой (Кошман) - они потом не разговаривали друг с другом несколько десятилетий!

"Пушкинская тема" среди художников и скульпторов России всегда пользуется популярностью. Не прошла эта тема и мимо внимания Э.В. Гаранько. И вот что у неё получилось...

В 1965-м году Э.В. Гаранько перешла на работу в Художественный комбинат, где ей выделили огромную мастерскую, и где она могда заняться изготовлением монументальных работ, о которых мечтала. В какой-то степени это был удар по заводу "Чайка" (она лишила его скульптурной составляющей производства), руководство завода на неё обиделось - Гаранько было запрещено появляться на заводе и делать в печах обжиг скульптур малой пластики. Но ей помогал её хороший друг, будущий Главный художник завода Александр Александрович Соболь - он по ночам "по-партизански" отливал в фарфоре её новые работы, а затем ставил их на обжиг. Понятно, что в более-менее большой тираж эти вещи не шли - они производились либо в единственном экземпляре, либо небольшой серией в три-пять штук... Поскольку основной заработок Гаранько получала от своих монументальных работ, на смешные "тиражи" скульптур малой пластики она внимания не обращала, считая, что её лучшие работы - впереди.

Продолжение рассказа о творчестве выдающегося скульптора Э.В. Гаранько читайте в следующей статье (здесь https://dzen.ru/a/Z8LJTIA_0SFjqKIR).

Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Тем, кто готов оказать посильную помощь каналу, тем самым помогая каналу выжить - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. Адрес группы https://vk.com/club221912172 .