И он, действительно, пришел.
«23 января 2010 года в Киеве на торжественном собрании по случаю Дня соборности Украины президент Виктор Андреевич Ющенко заявил о посмертной реабилитации руководителя Организации украинских националистов. Подчеркнул значение подписанного им акта:
— Этого ждали миллионы украинцев и много лет.
Тогда Ющенко присвоил Бандере высокое звание Героя Украины «за отстаивание национальной идеи и борьбу за независимое украинское государство» и наградил его орденом Державы, который вручил внуку Степана Андреевича, который работает на Украине, но имеет канадское гражданство.»
Никогда не забуду трансляцию предмайданных дней. Две толпы разделённые между собой узкой проезжей частью, по которой ходили осоловевшие полицейские с выпученными от происходящего глазами. Левая толпа кричала речовку, угрожающе размахивая кулаками и дубинами: «Бандера, прийди, порядок наведи!» Такт подхватывала толпа справа: «Берия, вставай и всех их расстреляй!» Было такое впечатление, что на прогулке встретились две группы из близрасположенных сумасшедших домов. Потом левая толпа начала скакать, через некоторое время и правая толпа так же начала скакать. О ужас! Полицейские тоже начали подскакивать. Может стоял холодный осенний день? Вот она, настоящая демократия во всей красе. Це, Европа!
Когда я впервые увидел демонстрацию с портретом какого-то мужика в белой рубашке и галстуке, похожего на главного инженера местной электростанции, я удивился. Но я не поверил, когда диктор сказал, что этот мужик, не кто иной, как Степан Бандера. Во! Нашли героя!
Помню, на уроках истории нам говорили про бандеровцев, о том, как с ними боролись органы НКВД. А подробностями, мягко говоря, я не интересовался. И вот мне в руки попалась книга Заслуженного журналиста Российской Федерации Леонида Михайловича Млечина «Шелепин и ликвидация Бандеры». Книги Млечина всегда интересно написаны. Простым языком он детально умеет рассказать о тех или иных событиях истории. И на этот раз автор подробно описал «боевой путь» «Организации украинских националистов» (ОУН) и самого Степана Андреевича Бандеры.
«В честь Степана Бандеры на западе Украины открыты музеи. Степан Бандера родился 1 января 1909 года в селе Старый Угрынов (ныне это Ивано-Франковская область. Гоголь писал о том, что украинский народ не хотел идти под власть русских царей, потому что «дышал вольностью и лихим казачеством и хотел пожить своей жизнью». Национально мыслящие украинцы мечтали о государственной самостоятельности и ненавидели российскую элиту за то, что Россия не признавала за украинцами этого права. Богдан Хмельницкий, столь любимый в Москве, для многих украинцев — предатель.»
Нет надобности подробно описывать организацию украинских националистов. Ничего, чтобы отличало её от других националистических организаций, не было. Цель ОУН - создание и укрепление украинского самостоятельного единого государства, которое должно было включать в себя все этнические украинские земли. На этих землях должны были проживать только истинные украинцы. Как это все знакомо тогда и сейчас: Германия для арийцев, Украина для украинцев, Польша для поляков, Литва……. Степан Бандера стал активным участником с первых лет образования ОУН. Было это в конце 20-х годов прошлого столетия. Благодаря своей фанатичной преданности националистическим идеям, смелости, силе воли и упорству, он быстро продвинулся по иерархической лестнице, занял пост руководителя организации. При нем ОУН стала опираться на использование террористических методов борьбы против польской администрации и советских дипломатов. На землях Советской Украины был организован террор против местных коммунистов и органов местной власти. Накануне убийства министра внутренних дел Польши Перацкого 17 ноября 1935 Степан Бандера был задержан. Вскоре выяснилось его причастность к организации теракта. В это время, были убиты несколько крупных польских государственных служащих во Львове и Варшаве.
Так Степан Бандера был фигурантом двух судебных процессов: варшавского и львовского. Его приговорили к пожизненному заключению. Но грянула война, фашистская Германия напала на Польшу. 13 сентября 1939 года администрация брестской тюрьмы, где сидел Бандера, покинула тюрьму открыв все камеры и тюремные ворота.
«Пока Степан Бандера сидел в тюрьме, советские чекисты по-своему позаботились о его карьере. Нарком внутренних дел, генеральный комиссар госбезопасности Николай Иванович Ежов, распорядился уничтожить признанного главу украинских националистов — полковника Евгена Коновальца. За ним охотились и Москва, и Варшава. 23 мая 1938 года начинавший свою карьеру в разведке будущий генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов в самом центре Роттердама преподнес Коновальцу коробку конфет. Судоплатова чекисты устроили на торговый флот, и это прикрытие позволяло ему свободно появляться в европейских столицах. В тот день они встретились с Коновальцем в центре Роттердама в кафе. Было без десяти двенадцать. Судоплатов страшно торопился, объяснил: нужно возвращаться на судно.
Полковник Коновалец обожал шоколадные конфеты. Коробку московские чекисты начинили взрывчаткой. Судоплатов нес ее в вертикальном положении. Вручая полковнику, повернул, как положено, в горизонтальное. И тем самым привел в действие взрыватель. Через несколько минут, когда Коновалец проходил мимо кинотеатра, взрыватель сработал. Смерть Коновальца открыла дорогу Бандере, который оказался куда более опасным врагом советской власти. В марте 1941 года его сторонники созвали в Кракове новый второй великий сбор ОУН. Делегаты поддержали линию Бандеры на создание независимой Украины путем вооруженной борьбы. Именно тогда одобрили приветственный жест (правая рука поднимается вправо и наискось — чуть выше головы) и формулу приветствия, которой члены организации должны были встречать друг друга:
— Слава Украине!
— Героям слава!
Заодно исключили из организации захватившего власть «вопреки уставу» Андрея Мельника и запретили ему выступать от имени ОУН.»
Бандера оказался на свободе и тут же восстановился в ОУН. В результате советско- немецкого договора часть земель отошла к СССР. ОУН ушла в подполье и продолжила проводить террористические акты.
«Степан Бандера и другие руководители украинских националистов видели, как ведут себя немцы на оккупированной территории. Преступления нацистов их нисколько не смущали. Напротив, уничтожение поляков и евреев вполне устраивало. Они были уверены, что к ним немцы отнесутся иначе.
30 июня в четыре тридцать утра во Львов вошли передовые подразделения немецкой 1-й горнострелковой дивизии, а с ними — украинский батальон с немецким названием «Нахтигаль» («Соловей»). Батальон, о котором много говорят и спорят, был создан абвером для проведения разведывательно-диверсионной работы на советской территории.
Появление украинцев в военной форме с оружием в руках воспринималось как символический акт: наконец-то вооруженный народ сам определит свою судьбу. У собора Святого Юра бойцов «Нахтигаля» приветствовал митрополит Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий, архиепископ Львовский, блюститель Киевской митрополии и епископ Каменец-Подольский. Собор Святого Юра — главная святыня униатов.
Бойцы батальона «Нахтигаль» распространились по всему городу, занимая все важнейшие объекты, в том числе тюрьмы. Затем в городе начался один из самых страшных и омерзительных погромов. Первыми стали убивать евреев, затем поляков. Поклонники Бандеры уверяют, что это был всего лишь ответ на преступления большевиков: на Западной Украине было расстреляно больше пятидесяти тысяч человек, депортировали больше миллиона.
Но разве убийство ни в чем не повинных людей — это «ответ на преступления НКВД»? Руководители украинских националистов просто воспользовались возможностью реализовать давнее желание»
Во время войны украинские националисты отличались наибольшей жестокостью, творили неисчислимые зверства. Однако, фюрер не понял идеи Бандеры. На Украину он имел свои взгляды, там должны были поселиться богатые бюргеры, а украинцы должны были пребывать у них в рабстве. Ни о какой самостоятельной Украине речи и быть не могло. В сентябре 1941 года Степана Бандеру отправили в концлагерь Зексенхаузен. Он просидел там до 25 сентября 1944 года.
«С 1945 по 1952 год оуновцы провели четырнадцать тысяч диверсий и террористических актов (см. «Отечественная история», № 1/2003). Погибли в боях двадцать пять тысяч солдат и офицеров советской армии, сотрудников спецслужб. А всего оуновцы убили, по официальным данным, шестьдесят тысяч человек. Среди них — тридцать секретарей райкомов партии, тридцать два председателя и заместителя председателя райисполкомов, тридцать семь секретарей обкомов и райкомов комсомола.
Люди Степана Бандеры уничтожали не только чекистов, милиционеров, вообще советский актив. Стреляли в учителей, руководителей клубов и врачей, считая их агентами Москвы. Жестоко обращались с односельчанами, сотрудничавшими с советской властью. Не жалели даже детей.»
Разгром фашисткой Германии закончил существование ОУН. Многие затаились, кто-то ушел в лес и сражался с советскими войсками вплоть до конца 60-х годов. Степан Бандера скитался по разным странам пока не осел в Мюнхене. Здесь он развил бурную антисоветскую деятельность, причем, достаточно умелую. Вред авторитету СССР от его подрывной деятельности был чрезвычайно высок, а Никита Сергеевич Хрущев очень ревностно относился к авторитету СССР на международной арене. Надо было что-то делать.
Между тем, 25 декабря 1958 года должность Председателя КГБ СССР занял Александр Николаевич Шелепин, до этого занимавший пост первого секретаря ЦК ВЛКСМ. Никите Сергеевичу Хрущеву, ставшему недавно лидером СССР, важно было ограничить деятельность КГБ, прекратить всеобщую шпиономанию, вернуть КГБ в рамки закона.
Предполагалось огромное сокращение персонала, ликвидацию большей части секретных сотрудников (сексотов), доносчиков и соглядатаев. Делался упор на технические средства разведки, усиление разведдеятельности за рубежом. Но в историю спецслужб Александр Николаевич Шелепин вошел, в первую очередь, потому что в пору его председательства в КГБ был ликвидирован вождь украинских националистов Степан Андреевич Бандера. В январе 1959 года был создан отдел «Д», отвечавший, в том числе, за проведение операций по устранению убежавших на Запад врагов советской власти. Одной из таких операций стала ликвидация Степана Бандеры. Причем, ликвидировать предстояло не только Степана Бандеру, но и еще одного активиста ОУН Льва Михайловича Ребета. Выполнять эту миссию было поручено опытному агенту КГБ Богдану Николаевичу Сташинскому.
«У тебя есть только десять дней. Потом газовые капсулы придут в негодность.12 октября Богдан Сташинский подстерег Льва Ребета в подъезде. Пистолет он прикрывал газетой. Ребет поднимался по лестнице, Сташинский спускался. Поравнявшись с жертвой, он поднял правую руку и выпустил смертоносный яд прямо в лицо Ребету. Тот рухнул на ступеньки лестницы. Сташинский заранее принял нейтрализующую яд таблетку. Сразу после выстрела прикрыл лицо платком, в котором находилась ампула с другим нейтрализующим веществом. Он действовал уверенно и спокойно. Быстро вышел из подъезда. Использованный пистолет выбросил. Сташинский Московские специалисты не ошиблись в своих расчетах. Патологоанатомы пришли к выводу, что Ребет умер от сердечного приступа. Мюнхенская полиция даже не стала заниматься расследованием причин смерти эмигранта-украинца.»
Следующий в очереди на ликвидацию был сам Степан Бандера.
«Степан Бандера привык к тому, что за ним охотятся. В отличие от идеолога Льва Ребета профессиональный боевик держался крайне осторожно. С помощью своих кураторов обзавелся еще одним набором ключей, один из которых все-таки подошел. Ночью Сташинский забрался в подъезд и на четвертом этаже обнаружил табличку с фамилией «Попель».
Сташинскому вручили еще один специальный газовый пистолет. Вновь снабдили нейтрализующими таблетками и ингалятором, дабы он сам не погиб от ядовитых паров.
Таблетку он принимал за завтраком и весь день следил за Бандерой, выбирая удобный момент. 15 октября 1959 года он тоже дежурил возле его дома. Около часа дня увидел знакомую машину: вождь ОУН приехал домой обедать, предварительно заглянув со своей секретаршей на рынок.
Богдан Сташинский быстро забежал в подъезд. Выждал минуту. И не спеша двинулся вниз по лестнице навстречу Бандере. Он действовал совершенно хладнокровно.
Степан Андреевич уже поставил машину в гараж. Одной рукой он держал бумажный пакет с только что купленными помидорами, а другой пытался вытащить ключ, застрявший в замочной скважине.
Сташинский участливо спросил:
— Что, замок испортился?
Бандера ответил:
— Нет, все в порядке.
При этом он посмотрел на незнакомца. Сташинский поднял пистолет,
завернутый в газету, и выстрелил Бандере прямо в лицо… Вождь ОУН еще сумел подняться на третий этаж, прежде чем смертельный яд его свалил. Услышав хрип умирающего, выскочили соседи, которые увидели на полу человека, которого они знали под именем Стефана Попеля. Рядом валялся пакет с рассыпавшимися помидорами.
Бандера скончался по дороге в больницу.
Первоначальный диагноз: травма черепа из-за падения на лестнице в результате сердечного приступа. Но лицо покойного пошло синими и черными пятнами. Это насторожило полицейских. Более тщательное, чем обычно, вскрытие показало, что его отравили цианистым калием. 20 октября Бандеру похоронили на мюнхенском кладбище. Никто тогда не мог предположить, что очень скоро тайна его смерти будет раскрыта….»
А дальше? Дальше КГБ ждал провал. Влюбившись в женщину из Берлина, Сташинский изъявил желание жениться на ней. Но руководство КГБ сначала было категорически против, но затем пошло на попятную. Вскоре у молодых должен был родиться ребёнок и руководство КГБ настаивало на аборте. Сташинский вновь настоял на рождении первенца. Роды состоялись, однако ребёнок прожил не долго. В день похорон младенца Сташинский с супругой решили бежать. По нелепой случайности, это был последний день, когда можно было из восточного Берлина переехать в западный. В Мюнхене, куда прибыл Сташинский с супругой, он сознался в убийстве Ребета и Бандеры. Ему дали восемь лет тюрьмы. Отсидев полсрока, Сташевский вышел из тюрьмы, изменил свою внешность и навсегда исчез из поля зрения наших компетентных органов. Разные источники утверждают, что он доживал свой век не то в ЮАР, не то в США. Шелепину не забыли тот громкий провал КГБ.
Вообще, биография Александра Николаевича Шелепина чрезвычайна интересна и несколько трагична. Она охватывает все эпохи Советского Союза от Сталина до Горбачева. Есть интереснейшая книга о Шелепине, но об этом в другой раз.
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал