Найти в Дзене
Егор Федоров

СОВЕЦКАЯ ЛОЖЬ- КАК БОЕВОГО ЦАРСКОГО ГЕНЕРАЛА "НАГРАДИЛИ" ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Хаджи Мурат Мугуев Прежде чем опубликовать записки сотника Бориса Петровича, я должен рассказать, как они попали ко мне, и что побудило меня выпустить их в свет. В 1917 году, возвращаясь из Персии, я встретил в городе Керманшахе сравнительно молодого казачьего офицера, оказавшегося моим попутчиком. В Хамадане Бориса Петровича (это был он) задержали какие-то непредвиденные обстоятельства. Части уходили с фронтов, демобилизация шла полным ходом. Узнав, что я буду на Кубани, мой новый знакомый попросил меня захватить с собою небольшой чемодан и оставить в Екатеринодаре, у его родных. Я согласился. Но попасть в Екатеринодар мне удалось не скоро, вспыхнула гражданская война. Начались бои, отходы, наступления. Когда, наконец, XI Красная армия, в рядах которой я сражался, заняла Екатеринодар, выбив из него белых, никого из родственников Бориса Петровича в городе не оказалось. Таскаться дальше с лишним чемоданом я не мог, скрыв его, я нашел в нем среди не представлявших ценности офицерских вещ

Хаджи Мурат Мугуев

Прежде чем опубликовать записки сотника Бориса Петровича, я должен рассказать, как они попали ко мне, и что побудило меня выпустить их в свет.

В 1917 году, возвращаясь из Персии, я встретил в городе Керманшахе сравнительно молодого казачьего офицера, оказавшегося моим попутчиком. В Хамадане Бориса Петровича (это был он) задержали какие-то непредвиденные обстоятельства. Части уходили с фронтов, демобилизация шла полным ходом. Узнав, что я буду на Кубани, мой новый знакомый попросил меня захватить с собою небольшой чемодан и оставить в Екатеринодаре, у его родных.

Я согласился. Но попасть в Екатеринодар мне удалось не скоро, вспыхнула гражданская война. Начались бои, отходы, наступления. Когда, наконец, XI Красная армия, в рядах которой я сражался, заняла Екатеринодар, выбив из него белых, никого из родственников Бориса Петровича в городе не оказалось.

Таскаться дальше с лишним чемоданом я не мог, скрыв его, я нашел в нем среди не представлявших ценности офицерских вещей публикуемые ниже записки, весьма заинтересовавшие меня. Гражданская война разгоралась. Я перекочевывал с деникинского на колчаковский и с врангелевского на вновь образовавшийся польский фронт.

Мне пришлось участвовать в ряде славных сражений, покрывших нашу красную конницу неувядаемой славой. Киев… Житомир… Белосток…

Когда после упорных боев за переправу через Вислу я вместе с другими ранеными попал в белостокский госпиталь, на меня с соседней койки неожиданно глянуло знакомое смелое лицо с опущенными по-казацки вниз усами. По смеющимся глазам и добродушной улыбке раненого я понял, что он тоже узнал меня.

— Гамалий! — воскликнул я, обрадованный и потрясенный этой встречей.

Это был мой старый приятель, еще по турецкому и персидскому фронтам.

— Эге, братику, он самый.

Здоровая рука соседа крепко сжала мою.

— С нами! Наш!

— А как же, конечно! — и он любовно и гордо скосил глаза на алевший на его груди орден Красного Знамени.

===============================

Конечно представить себе чтобы НАСТОЯЩИЙ царский офицер, казак! предал присягу Царю и принял совецкую награду -это просто невообразимо!

А вот биография офицера Гамалия:

Гамалий, Василий Данилович

Васи́лий Дани́лович Гамали́й (18841956) — русский казачий офицер, полковник, участник Первой мировой войны, Гражданской войны в России.

Родился 1 мая 1884 года в станице Переясловской Кубанского Казачьего Войска.

В службу вступил вольноопределяющимся 2-го разряда в 1-й Черноморский казачий полк. Отбыв срок в полку, по экзамену принят в Оренбургское училище, из которого в 1911 г. выпущен хорунжим в 1-й Уманский полк Кубанского казачьего войска.

Во время Первой мировой войны — командир сотни 1-го Уманского бригадира Головатого полка ККВ.

Высочайшим приказом императора Николая Второго сотник 1-й Уманского полка Кубанского казачьего войска Василий Гамалий награжден орденом Святого Станислава III-й степени с мечами и бантом.[1]

Высочайшим приказом императора Николая Второго сотник 1-й Уманского полка Кубанского казачьего войска Василий Гамалий награжден Георгиевским оружием "За храбрость" за то, что 24.12.1914 во главе разъезда из 25 казаков напал на фланговую заставу турок в районе села Беккей и захватил в плен 40 аскеров.[2]

Высочайшим приказом императора Николая Второго сотник 1-й Уманского полка Кубанского казачьего войска Василий Гамалий награжден орденом святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.[3]

Высочайшим приказом императора Николая Второго сотник 1-й Уманского полка Кубанского казачьего войска Василий Гамалий награжден орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами.[4]

Высочайшим приказом императора Николая Второго от 28 декабря 1916 года подъесал 1-й Уманский полк Кубанского казачьего войска Василий Гамалий награжден орденом святой Анны 2-й степени с мечами.[5]

Отличился во время Персидской кампании, совершив в апреле 1916 г. протяжённый рейд по тылам турецких войск на соединение с британскими войсками в Месопотамии.[6] За проявленное мужество и храбрость сотник Василий Гамалий получил орден Георгия 4-й степени[7][8] и британскую военную награду, офицеры сотни были награждены золотым георгиевским оружием, а все нижние чины — георгиевскими крестами. Это был четвёртый случай в истории, когда георгиевскими наградами награждалось целое подразделение (первый — 1829 — экипаж легендарного брига «Меркурий», принявшего и выигравшего неравный бой с двумя турецкими линкорами; второй — 1865 — казаки 4-й сотни 2-го Уральского казачьего полка, выстоявшие в неравном бою с многократно превосходящими силами кокандцев под кишлаком Икан; третий — экипаж крейсера «Варяг»).

Высочайшим указом 31.05.1916 года сотник Гамалий Василий произведен в подъесаулы 1-го Уманского бригадира Головатого полка ККВ.

Во время Гражданской войны — командир партизанской Георгиевской сотни, командир 2-го Кабардинского конного и 3-го Уманского полков (Добровольческая армия и ВСЮР), командир конной бригады (Русская Армия). Произведен в полковники. Во время обороны Крыма – командир конной бригады на Перекопе (уманцы и корниловцы). В 1920 г. эвакуирован раненным из Крыма в Константинополь. В эмиграции с 1920 года в Королевстве сербов, хорватов и словенцев[9] и во Франции, с 1948 г. – в США.

Умер от рака в Лейквуде, Нью-Джерси (США) 2 ноября 1956 года.[10]

[править | править код]Память

Воспоминания В. Гамалия  записал в эмиграции военный историк полковник Ф.И. Елисеев, в 1957 году в Нью-Йорке выпустив в виде брошюры «Рейд сотника Гамалия в Месопотамию в мае 1916 года (с сотней казаков 1-го Уманского полка для связи с британскими войсками)».Книга Хаджи-Мурата Мугуева «К берегам Тигра» об этих событиях.Документальный фильм «Сотня. Месопотамский рейд».

[править | править код]Награды

Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, ордена святой Анны 2-й степени с мечами, ордена Святого Станислава 2-й степени с мечами, ордена святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, ордена Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Имел Георгиевское оружие "За храбрость".Кавалер Военного Креста (Великобритания)-английской военной награды для офицеров, учрежденной в 1914 году.